Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-135/2023 от 28.08.2023

11RS0006-01-2023-001559-82         дело №12-135/2023 (5-360/2023)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Пешкин А.Г., рассмотрев в г. Сыктывкаре в открытом судебном заседании 30 августа 2023 года жалобу, поданную защитником Тошматова А.А. на постановление судьи Усинского городского суда Республики Коми от 7 августа 2023 года,

установил:

постановлением судьи Усинского городского суда от 7 августа 2023 года Тошматов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, защитник Кравец А.В. просит изменить постановление судьи городского суда в части назначения наказания в виде административного выдворения. Указывает, что наказание в виде административного выдворения является чрезмерно суровым, назначено без учета смягчающих обстоятельств и данных о родственных связях с гражданами Российской Федерации.

Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы в Верховном Суде Республики Коми, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания от них не поступало.

Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Часть 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется, в том числе Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон №115-ФЗ).

Исходя из положений Закона №115-ФЗ к числу документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации относятся миграционная карта и патент.

В силу статьи 5 Закона №115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток (пункт 1). Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт).

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Закона №115-ФЗ.

В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5 августа 2023 года в 10 часов 11 минут в ходе контрольно-надзорной деятельности сотрудниками ОВМ ОМВД России по г. Усинску на складе ООО «Стройторг» по адресу: <Адрес обезличен>, выявлен гражданин Республики Таджикистан Тошматов А.А., находящийся на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания, выразившемся в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации по истечении срока временного пребывания.

Из содержания документов, приобщенных к материалам дела, следует, что Тошматов А.А. прибыл в Российскую Федерацию 9 сентября 2019 года с целью работы. 1 ноября 2021 года МВД по Республике Коми ему выдан патент для работы на физическое лицо, действующий на территории Республики Коми.

Согласно пункту 5 статьи 13.3 Закона №115-ФЗ патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

Срок действия патента, выданного Тошматову А.А., прекратился с 1 августа 2022 года. Иных документов, подтверждающих наличие у него права на пребывание (проживание) в Российской Федерации после указанной даты, не имеется. Следовательно, он является незаконно находящимся на территории Российской Федерации.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами в том числе протоколом об административном правонарушении, где изложено существо правонарушения; копиями паспорта гражданина, миграционной карты и патента; протоколом об административном задержании; иными письменными материалами дела, а также объяснениями Тошматова А.А. и свидетельскими показаниями, которым дана оценка на предмет допустимости и достоверности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены, протокол составлен уполномоченным должностным лицом и им подписан, в нем содержаться все сведения, необходимые для рассмотрения дела, в соответствии с частями 3, 4, 6 этой статьи Тошматову А.А. разъяснены права, с содержанием протокола он ознакомлен, дал объяснения, что зафиксировано в соответствующих графах протокола.

В ходе рассмотрения дела судьей городского суда всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Установлены событие административного правонарушения, лицо его допустившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Выводы судьи городского суда о виновности Тошматова А.А. в совершении вменяемого административного правонарушения являются правильными. Действия квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Исходя из общих правил назначения административного наказания, основанных на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу частей 4, 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Законом №115-ФЗ.

Административное наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.10, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 названного Кодекса, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и личности виновного. По своему виду и размеру назначенное наказание соответствует содеянному и является справедливым.

В постановлении от 17 февраля 2016 года №5-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство.

Из материалов данного дела следует, что Тошматов А.А. более одного года незаконно находится на территории Российской Федерации, мер, направленных на легализацию своего пребывания, в указанный период не предпринимал, фактически уклонялся от контроля органа в сфере миграции, официально трудоустроен не был, российские налоги не платил, что очевидно указывает на противоправность поведения и пренебрежительное отношении к российскому законодательству.

Вопреки доводам Тошматова А.А. и его защитника, наличие таких обстоятельств, как совместное проживание с несовершеннолетней ФИО3., установление отцовства в отношении её дочери после принятия судебного акта по настоящему делу, а также проживание родственников на территории Российской Федерации, имеющих гражданство Российской Федерации, не освобождает его как иностранного гражданина от обязанности соблюдения миграционного законодательства и не свидетельствует о невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения.

Доводы о нахождении на иждивении ребенка также не могут быть приняты, поскольку Тошматов А.А. не лишен права исполнения в дальнейшем своих родительских обязанностей по его содержанию.

Таким образом, доказательств наличия каких-либо исключительных, объективных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь Тошматова А.А., материалы дела не содержат.

Признание лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, своей вины в совершении вменяемого административного правонарушения в силу положений статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не влечет обязанность судьи в каждом случае считать такое признание смягчающим обстоятельством.

Ссылка на иные дела об административных правонарушениях, при рассмотрении которых имело место признание такого обстоятельства в качестве смягчающего, правового значения для данного дела не имеет.

В целом доводы Тошматова А.А. и его защитника не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого акта, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств. Несогласие с назначенным наказанием не является правовым основанием к отмене обжалуемого судебного акта.

Оснований для переоценки выводов судьи не имеется, поскольку они являются мотивированными и правильными. Неустранимых сомнений по делу не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается.

Право Тошматова А.А. на защиту в ходе производства по делу не нарушено, так как он и его защитник принимали участие при рассмотрении дела в городском суде, давали объяснения и представляли доказательства.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления судьи городского суда не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Усинского городского суда Республики Коми от 7 августа 2023 года оставить без изменения, жалобу, поданную защитником Тошматова А.А., - без удовлетворения.

Судья А.Г. Пешкин

12-135/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Тошматов Азиз Абдумуталибович
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пешкин А.Г.
Статьи

ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
28.08.2023Материалы переданы в производство судье
30.08.2023Судебное заседание
01.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее