№ 12-112/2024
УИД 76MS0056-01-2024-000854-49
РЕШЕНИЕ
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Медведева Т.В., рассмотрев 10 июня 2024 г. в г. Рыбинске жалобу главы Рыбинского муниципального района Т.А. Смирновой на Постановление мирового судьи судебного участка №5 Рыбинского судебного района Ярославской области от 15.03.2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ, в отношении главы Рыбинского муниципального района Смирновой Татьяны Александровны,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Рыбинского судебного района Ярославской области от 15.03.2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ, главе Рыбинского муниципального района Смирновой Татьяне Александровне назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Смирновой Т.А. вменено нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами органов местного самоуправления.
Так, Смирнова Т.А., являясь главой Рыбинского муниципального района Ярославской области, направила ответ на обращение ФИО3, поступивший в администрацию ДД.ММ.ГГГГ по вопросу снятия публичного сервитута с земельного участка, в феврале 2024 года, после проверки, проведенной Рыбинской городской прокуратурой. Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Обращение ФИО3 поступило в Администрацию РМР ДД.ММ.ГГГГ посредством курьерской службы, о чем имеется отметка о его принятии сотрудником канцелярии ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, 30-дневный срок для рассмотрения обращения истек ДД.ММ.ГГГГ В действиях Главы Рыбинского муниципального района Смирновой Т.А. мировым судьей установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением мирового судьи судебного участка
№5 Рыбинского судебного района Ярославской области Смирнова Т.А. обратилась с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка № 5 Рыбинского судебного района от 15 марта 2024 года отменить в связи с отсутствием состава правонарушения.
В обоснование жалобы указывается, что на Главу Рыбинского муниципального района служебные обязанности по осуществлению контроля за своевременным и правильным рассмотрением и разрешением заявлений и жалоб граждан не возложены. Обращение ФИО3 не было направлено Главе Рыбинского муниципального района на рассмотрение для принятия соответствующего решения. Наличие в действиях Главы Рыбинского муниципального района Смирновой Т.А. состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, является недоказанным. Кроме того, имеются основания для прекращения производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании защитник Смирновой Т.А. Комахина Е.А. жалобу поддержала. Указала, что если суд не согласится с доводами об отсутствии вины Смирновой Т.А. в совершении правонарушения, необходимо учесть, что правонарушение малозначительное. Аналогичные обращения ФИО3 об отмене сервитута уже рассматривались администрацией Рыбинского муниципального района, на объем прав и обязанностей ФИО3 просрочка в направлении ответа не повлияла. Вместе с тем, Лазарев не согласился с принятым решением об отказе в отмене сервитута, обратился в суд.
Старший помощник Рыбинского городского прокурора Гусева О.А. в судебном заседании полагала, что оснований для отмены вынесенного по делу постановления не имеется.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения вынесенного по делу постановления.
В силу требований ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Требования к порядку рассмотрения таких обращений установлены Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ).
Согласно п. п. 1,3,4,5 ч.1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры,, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ).Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме (ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ).
В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу пункта 4 части 1 Федерального закона № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в нем вопросов.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Статьей 4 Федерального закона № 59-ФЗ предусмотрено, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
Исходя из требований частей 1, 2 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Рыбинского муниципального района поступило обращение ФИО3 по вопросу отмены публичного сервитута.
В соответствии с п.п. 7.4.1-7.4.2., 7.6.1 регламента работы администрации Рыбинского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Рыбинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, документы, адресованные главе Рыбинского муниципального района учитываются и регистрируются канцелярией с применением Единой системы электронного документооборота (ЕСЭД) в день их получения (первичная) обработка. После завершения первичной обработки документы представляются главе Рыбинского района на рассмотрение, наложения резолюции для последующего их исполнения.
Обращение ФИО3 поступило в администрацию Рыбинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ посредством курьерской службы, о чем имеется отметка о его принятии сотрудником канцелярии.
В силу ст. 28 Устава Рыбинского муниципального района, утвержденного решением Муниципального Совета Рыбинского муниципального района от 19.03.2020 № 567, Глава Рыбинского муниципального района как глава администрации района руководит деятельностью администрации Рыбинского муниципального района, организует и обеспечивает осуществление администраций Рыбинского муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Ярославской области.
Главой Рыбинского муниципального района на основании решения Муниципального Совета Рыбинского муниципального района от 04.12.2020 года № 20 избрана Смирнова Т.А.
С учетом положений ст. 4 ФЗ № 59-ФЗ Смирнова Т.А. выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в администрации, а следовательно, является должностным лицом, на которое возложена обязанность соблюдения требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.
Ответ на обращение направлен ФИО3 по истечении 30-дневного срока в феврале 2024 года после проведенной Рыбинской городской прокуратурой проверки.
С учетом того, что в установленной законом форме, подписанный Главой администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области, ответ на обращение ФИО3 своевременно направлен не был, в действиях Главы администрации Рыбинского муниципального района обосновано усмотрено наличие признаков состава правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы привлечение Смирновой Т.А. к административной ответственности совершено в пределах срока давности.
При назначении наказания мировым судьей учтены обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, назначено наказание в виде административного штрафа в размере минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 5.59 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного Смирновой Т.А. правонарушения малозначительным и освобождения ее от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, принимая во внимание конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, по которому нарушение срока рассмотрения обращения гражданина составило более месяца; отсутствие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление суд находит законным и обоснованным, процессуальных нарушений при его вынесении не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 30.2 – 30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка №5 Рыбинского судебного района Ярославской области от 15.03.2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ, в отношении главы Рыбинского муниципального района Смирновой Татьяны Александровны оставить без изменения, жалобу главы Рыбинского муниципального района – без удовлетворения.
Судья Медведева Т.В.