гражданское дело № 2-159/2024
УИД 65RS0015-01-2023-000428-96
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2024 года пгт. Тымовское
Тымовский районный суд Сахалинской области в составе
председательствующего Сизовой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Чупровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к обществу с ограниченной ответственностью «Север» о возложении обязанности представить декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год,
установил:
15 февраля 2024 года Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление Росприроднадзора) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Север» (далее – ООО «Север», Общество) с требованиями о возложении обязанности предоставить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В обоснование иска указано, что ответчик, осуществлявший в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года деятельность в качестве юридического лица, и состоящий на государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не исполнил установленную Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» обязанность по предоставлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год.
На основании изложенного, истец обратился в суд с настоящим иском.
Представитель истца Управления Росприроднадзора о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебном заседании не участвовал, заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика – ООО «Север» в судебное заседание также не явился; извещен надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил, какие – либо возражения и (или) пояснения относительно заявленных требований в суд не поступали.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статьям 1, 3, 4.2, 16, 16.1, 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Федеральный закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе, соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на четыре категории;
плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории;
плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению;
учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом;
плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления;
отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (за исключением платы за размещение отходов, вносимой в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта) признается календарный год;
плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом;
порядокпредставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Аналогичные положения закреплены и в пунктах 4, 5 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно пунктам 2, 5, 6, 8 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 года № 3 и от 30 декабря 2019 года № 899, утверждённого Приказом Минприроды России от 10 декабря 2020 года № 1043, декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным;
декларация о плате формируется лицами, обязанными вносить плату, путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», сформированного путем использования электронных сервисов, указанных впункте 5 настоящего Порядка, через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Личный кабинет природопользователя»);
декларация о плате на бумажном носителе может быть представлена лицами, обязанными вносить плату, непосредственно или через уполномоченного представителя лица, обязанного вносить плату, либо может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении.
Судом установлено, что ООО «Север», являющееся правопреемником МУП «СМХ», и находящееся по адресу: <данные изъяты>, состоит в Едином государственном реестре юридических лиц, и дополнительными видами его деятельности являются сбор неопасных отходов; обработка и утилизация неопасных отходов; разборка и снос зданий и др.
В свою очередь ООО «Север» с 14 марта 2017 года и по настоящее время также включено в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. ООО «Север» эксплуатирует три объекта категории негативного воздействия. Объект, расположенный по адресу: <данные изъяты>, отнесен к IV категории, код объекта 64-0165-000485-П; объект, расположенный по адресу: <данные изъяты>, отнесен к II категории, код объекта 64-0165-000484-П;объект, расположенный по адресу: <данные изъяты>, отнесен к II категории, код объекта 64-0165-000483-П; иные сведения представителем ответчика суду не предоставлены, фактическую деятельность юридическое лицо осуществляет, указанный выше код в реестре числится за данным юридическим лицом.
Из доводов истца следует, что ООО «Север» в установленный законом срок, а именно до 10 марта 2023 года, не исполнил возложенную на него обязанность по предоставлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 календарный год; требование Управления Росприроднадзора об исполнении указанной обязанности в установленный им срок ответчиком также не исполнено.
Как указано судом ранее, какие - либо пояснения и (или) возражения относительно изложенной истцом позиции ответчиком суду не представлены, доводы Управления не оспорены.
На основании изложенного, с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400, утверждающего Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и Приказа Росприроднадзора от 16 февраля 2022 года № 91, утверждающего Положение о Дальневосточном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, и наделяющих истца полномочиями по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает разумным установить заявленный истцом срок для исполнения решения, а именно пятнадцать рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2022 ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░