УИД 21RS0024-01-2021-001421-36
№5-204/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
19 апреля 2021 года город Чебоксары
Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Тигина С.Н., с участием:
представителя органа, должностным лицом которого составлен протокол об административном правонарушении, Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Петрова А.А.,
представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ООО «Яхтинг» Яковлевой Я.В.,
рассмотрев в помещении Дома юстиции дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Яхтинг» (ОГРН 1022101290177, КПП 213001001, ИНН 2129004598, дата регистрации 27 января 1992 года, адрес: Чувашская Республика, г.Чебоксары, проспект Тракторостроителей, д. 121), проверив протокол об административном правонарушении и приобщенные к нему материалы,
установил:
Обществу с ограниченной ответственностью «Яхтинг» (далее ООО «Яхтинг») вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в силу следующего.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (на основании распоряжения заместителя руководителя Приволжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» и с целью выполнения Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Приволжского управления Ростехнадзора на 2021 год при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах) была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Яхтинг» (наименование опасного производственного объекта - сеть газопотребления ООО «Яхтинг», №), в ходе которой были выявлены нарушения п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 9, ст. 10, ст. 11, ст. 13, ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. п. 5, 14 постановления Правительства РФ от 18.12.2020 №2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», п. 29 приказа Ростехнадзора от 08.12.2020 №503 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения», п. 5 приказа Ростехнадзора от 20.10.2020 №420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», п. 11 постановления Правительства РФ от 15.09.2020 №1437 «Об утверждении Положения о разработке планов и мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», п. 80 постановления Правительства РФ от 29.10.2010 №870 «об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», п. 70 Техниченского регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870:
- не актуализированы сведения, характеризующие опасный производственный объект, а именно: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, отсутствуют данные о годе изготовления редуцирующего устройства, заводских номерах газовых горелок Weishaupt;
- не переработано в соответствии с действующим законодательством «Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ООО «Яхтинг»;
- не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с разработанным и утвержденным генеральным директором «Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ООО «Яхтинг», а именно: в соответствии с п.п.2.2 р. 2 не разрабатываются планы работ по осуществлению производственного контроля в подразделениях предприятия; не представлено документальное подтверждение выполнения комплексных, целевых проверок состояния промышленной безопасности;
- организацией не переработана в соответствии с действующим законодательством документация, регламентирующая техническое расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ;
- не обеспечена укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями, а именно: в соответствии с утвержденным генеральным директором «Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ООО «Яхтинг» ответственным лицом за осуществление производственного контроля назначен главный механик предприятия, однако, согласно штатному расписанию, на момент проверки штатная единица главного механика отсутствует;
- не проведена экспертиза промышленной безопасности здания встроенной котельной, эксплуатируемой на ОПО Сеть газопотребления ООО «Яхтинг», ввиду отсутствия в проекте установленного срока службы сооружения;
- генеральный директор ООО «Яхтинг» А.И.Шатиков не аттестован по области аттестации А.1, Б.7.1 «Эксплуатация систем газопотребления и газораспределения»;
- не переработан План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО «Сеть газопотребления ООО «Яхтинг», в соответствии с требованиями п. 11 Постановления Правительства РФ от 15.09.2020 №1437;
- не обеспечена готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО, а именно: не проводится обучение действия при аварии с персоналом, обслуживающим ОПО «Сеть газопотребления ООО «Яхтинг»;
- не обеспечен порядок и условия хранения исполнительной и проектной документации на объекте, а именно: отсутствуют паспорта на газоанализатор СЗ-1, котлы газовые Vittoplex 100 PV1, горелки газовые Weishaupt, редуцирующее устройство;
- не внесены изменения в проект «Газоснабжения и газооборудования котельной ООО «Яхтинг», в части: установки молниеприемника в электроосвещения ГРПШ, места расположения ГРПШ, обвязки ГРПШ, марки и места установки сигнализаторов загазованности, установки телефона в помещении котельной;
- не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: нарушено изоляционное покрытие надземного газопровода среднего давления, от точки врезки до редуцирующего устройства; нарушено изоляционное покрытие надземного газопровода низкого давления, от редуцирующего устройства до ввода в котельную.
Выявленные нарушения вышеуказанных норм действующего законодательства образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в связи с чем по данным факта ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Чувашской Республике Приволжского управления Ростехнадзора в отношении ООО «Яхтинг» составлен протокол об административном правонарушении №.
Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «Яхтинг» Яковлева Я.В., действующая на основании доверенности, вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, признала. Дополнительно указала, что в настоящее время общество приступило к исполнению вынесенного Приволжским управлением Ростехнадзора предписания об устранении выявленных в ходе выездной проверки нарушений, заключив соответствующие договоры на проведение экспертизы промышленной безопасности. При назначении административного наказания просила учесть имущественное и финансовое положение общества, изменившееся в том числе ввиду распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции и введения ограничительных мер, подробно изложив указанные обстоятельства в письменном отзыве, представленном суду. Поскольку ООО «Яхтинг» относится к категории субъектов среднего предпринимательства, ранее к административной ответственности не привлекалось, представитель общества просило рассмотреть возможность замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение. В случае, если суд придет к выводу об отсутствии оснований для замены штрафа предупреждением, просила в силу изложенных выше обстоятельств назначить сумму административного штрафа менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Представитель органа, составившего протокол об административном правонарушении, Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Петров А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал доводы и обстоятельства, изложенные в фабуле протокола по делу об административном правонарушении. Полагал, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, вина юридического лица подтверждается собранными по делу доказательствами.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные с протоколом документы, суд приходит к следующим выводам.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов подразумевает состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, на основании Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Частью 1 статьи 9. 1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Факт совершения ООО «Яхтинг» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ, установлен и подтвержден имеющимися в деле доказательствами, в том числе: распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ за № «О проведении плановой выездной проверки юридического лица»; актом проверки Приволжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ №, объяснениями представителя ООО «Яхтинг» (отражены в протоколе).
Приведенные доказательства являются допустимыми, достоверными, поскольку они согласуются между собой, взаимно дополняют друг друга, не содержат противоречий, и в целом достаточны для вывода о виновности ООО «Яхтинг» в инкриминируемом правонарушении.
Вышеуказанные нарушения создают угрозу жизни и здоровья людей, наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ООО «Яхтинг» допущены нарушения требований промышленной безопасности, в связи с чем имеются основания для привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Определяя вид и меру наказания обществу, суд учитывает его имущественное положение, характер и обстоятельства совершения административного правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по данному делу, либо влекущих освобождение от административной ответственности, в том числе, по малозначительности правонарушения, судья не усматривает.
Обстоятельств, смягчающих, либо отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридического лица, их структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
В соответствии с пунктом 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях» при назначении наказания в виде административного приостановления деятельности надлежит учитывать характер деятельности юридического лица, характер совершенных им действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни и здоровья людей (абзац первый части 1 статьи 3.12 КоАП РФ).
Из материалов дела также усматривается, что административным органом приняты меры реагирования на выявленные нарушения – ООО «Яхтинг» выдано предписание об их устранении к определенному сроку, которое является обязательным для юридического лица, и ООО «Яхтинг» приступило к устранению выявленных нарушений, в подтверждение чего суду представлены соответствующие документы.
В силу ст.3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности является более строгим наказанием, чем административный штраф.
Учитывая все вышеизложенное, суд приходит к выводу о назначении ООО «Яхтинг» административного наказания в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Законным представителем ООО «Яхтинг» в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении было заявлено ходатайство о применении положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.
Согласно ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи.
Так, в силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, ООО «Яхтинг» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, к административной ответственности ранее не привлекалось.
В данном случае суд учитывает, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании юридическим лицом требований законодательства в сфере промышленной безопасности и невыполнении своих обязанностей.
Следует отметить, что эксплуатация опасного производственного объекта с нарушением требований законодательства в области промышленной безопасности сама по себе создает реальную угрозу жизни и здоровью не только работникам юридического лица, но и посторонним лицам, могущих попасть в зону возможной аварии, в связи с чем суд не усматривает оснований для замены штрафа на предупреждение.
Представитеелм ООО «Яхтинг» в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении было заявлено ходатайство о назначении наказания менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3.2 ст 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4. 1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года №4-П указано на признание положений части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающих минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Таким образом, критериями для применения санкции ниже низшего предела, исходя из буквального содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года №4-П, являются характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Так, суду находит обоснованными доводы юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, в части тяжелого финансового положения, связанного в том числе и с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, а также учитывает, что Общество приступило к устранению выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание представленные законным представителем юридического лица доказательства имущественного и финансового положения общества, назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, которое может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, считаю подлежащим снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 – 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
признать Общество с ограниченной ответственностью «Яхтинг» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, в отношении которого вынесено постановление в банк или в иную кредитную организацию, по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Чувашской Республике (Приволжское управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору)
ИНН 1654004615
КПП 165501001
Банк получателя - Отделение - НБ Чувашская Республика Банка России//УФК по Чувашской Республике г.Чебоксары
БИК 019706900
Единый казначейский счет 40102810945370000084
р/с 03100643000000011500
КБК 498 1 16 01091 01 0001 140
Код ОКТМО 97701000
Наименование платежа: административный штраф.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть оплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, обязательные работы или административный арест.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.Н. Тигина