Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1017/2019 ~ М-572/2019 от 08.04.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июня 2019 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего-Судьи Родиной Т.А.

При секретаре Матвеевой О.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1017/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Красная горка» об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной рыночной стоимости,

с участием представителя общества с ограниченной ответственностью «Красная горка» по доверенности Каликинской Е.А.,

представителя Правительства Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности Фитчиной А.О.,

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Красная горка» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило восстановить срок для обращения в суд и установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером площадью 2674,1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 35 947 436 рублей.

В обоснование заявленных требований общество указало, что является собственником названного нежилого здания, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика налога на имущество.

    Представитель административного истца Каликинская Е.А. поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель Правительства Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности Фитчина А.О. заявленные требования не признала.

Административный ответчик: Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Самары не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения, Управление Росреестра по Самарской области - письменный отзыв.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Красная горка» требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В связи с этим статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Красная горка» является собственником нежилого здания с кадастровым номером , площадью 2674,1 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость спорного нежилого здания определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 № 118 по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 94 495 844,84 руб..

Спорное нежилое здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, под пунктом .

Поскольку налог на указанное здание исчисляется исходя из кадастровой стоимости, административный истец считает, что кадастровая стоимость является сильно завышенной, чем затрагивает его права и обязанности.

В целях оспаривания кадастровой стоимости нежилого здания общество 18 марта 2019 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка.

После того, как комиссия не приняла заявление к рассмотрению ввиду истечения срока для обращения с таким заявлением, общество, с пропуском срока, обратилось в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

Согласно пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 отмечено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.

В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости № 63/03-2019, выполненный 11 марта 2019 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Центр оценки и права «Визит», согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 6 июня 2011 года составила 35 947 436 рублей.

В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству Министерства имущественных отношений Самарской области была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «АСПЕКТ».

По результатам судебной экспертизы, проведённой 20 мая 2019 года, составлено экспертное заключение, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 6 июня 2011 года определена в размере 36 755 575 рублей.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Исследовав отчет об оценке, заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта от 20 мая 2019 года содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого дан ответ на поставленный вопрос. При проведении судебной экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, экспертное заключение выполнено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отчету об оценке.

Заключение экспертизы от 20 мая 2019 года базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте экспертизы, в заключении приведены источники информации, содержится определение рыночной стоимости нежилого здания на основе исследования качественных и количественных характеристик объекта, внешних факторов, влияющих на рыночную стоимость исследуемого объекта.

    Определение рыночной стоимости нежилого здания произведено в рамках сравнительного, затратного и доходного подходов. Методика, расчет величины рыночной стоимости в рамках каждого из подходов, согласование полученных результатов соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности.

Суд учитывает, что судебная экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, сомнений в компетентности и объективности эксперта, проводившего судебную экспертизу, у суда не имеется.

Оценив экспертное заключение от 20 мая 2019 года по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит его выводы правильными и отмечает, что установленная им величина рыночной стоимости нежилого здания является достоверной, в связи с этим кадастровая стоимость нежилого здания подлежит установлению равной рыночной стоимости в размере, определённом заключением судебной экспертизы от 20 мая 2019 года.

Учитывая, что выводы экспертизы сторонами не оспорены, величина рыночной стоимости спорного нежилого здания, приведённая в отчете об оценке, не может быть принята судом во внимание.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области является 18 марта 2019 года, в суд- 8 апреля 2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требования общества с ограниченной ответственностью «Красная горка» удовлетворить частично.

Восстановить обществу с ограниченной ответственностью «Красная горка» срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером площадью 2674,1 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 36 755 575 рублей.

Датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Красная горка» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 18 марта 2019 года, в суд – 8 апреля 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья      Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2019 года.

3а-1017/2019 ~ М-572/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "Красная горка"
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Другие
Министерство имущественных отношений Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Администрация г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
08.04.2019Регистрация административного искового заявления
09.04.2019Передача материалов судье
10.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
10.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2019Судебное заседание
24.05.2019Производство по делу возобновлено
11.06.2019Судебное заседание
14.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее