№ 2-869/2020
УИД 18RS0011-01-2020-000722-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2020 года г.Глазов УР
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Самсонова И.И.,
при секретаре Бабинцевой Н.Г.,
с участием представителя истца Бабинцевой Т.Б. – Вариной О.В., действующей на основании письменного ходатайства истца о допуске представителя,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бабинцевой Т.Б. к Администрации Муниципального образования «Глазовский район» о признании права собственности на самовольную постройку,
у с т а н о в и л:
Истец Бабинцева Т.Б. обратился в суд с иском к Администрации МО «Глазовский район», указывая, что ДД.ММ.ГГГГ ей был передан земельный участок из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером № общей площадью 2500 кв.м. по адресу: <адрес>. Право истца на земельный участок подтверждено свидетельством. В дальнейшем образовался новый земельный участок на основании соглашения о перераспределении земель между истцом и Администрацией МО «Город Глазов» с увеличением площади участка до 2847 кв.м. с кадастровым номером №. Затем истец обратилась в Администрацию МО «Глазовский район» с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, ей выдано соответствующее разрешение от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка. Далее истицей был построен индивидуальный жилой дом общей площадью 73,8 кв.м. В устном порядке истец обратилась к ответчику с целью уведомления о завершении строительства, однако получила отказ, поскольку дом по указанному адресу не соответствует схеме планировочной организации земельного участка. Истец не имеет возможности зарегистрировать право собственности на жилой дом. Однако возведение ею жилого дома не противоречит градостроительным, санитарным и противопожарным и иным нормам и правилам, техническое состояние жилой конструкции не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, может эксплуатироваться по назначению. Истец просит суд признать за ней право собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец Бабинцева Т.Б. не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела. Суду представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии с участием ее представителя Вариной О.В. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствии истца Бабинцевой Т.Б.
В судебном заседании представитель истца Варина О.В. поддержала исковые требования по доводам, указанным в иске.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации МО «Глазовский район» не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствии ответчика, возражений, заинтересованности по иску не имеют. На основании ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика Администрации МО «Глазовский район».
Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Право собственника земельного участка возводить на своем участке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам основано на конституционных полномочиях собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. ( ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, федеральный законодатель закрепил три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков).
В соответствии с п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Исходя из принципа состязательности сторон в гражданском судопроизводстве. В силу ст. 56 ГПК РФ на истца была возложена обязанность доказывания обстоятельств: наличие соответствующего права на земельный участок, на котором возведены спорные постройки; получение разрешение на строительство; соответствие возведенных построек градостроительным и строительным нормам, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным нормам и правилам.
Истцом в ходе рассмотрения дела представлены доказательства, признанные судом относимыми и допустимыми в соответствии со ст. 59, 60 ГПК РФ.
Свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРН № подтверждается, что земельный участок, площадью 2 847+/-19кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; кадастровый №, разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежит на праве собственности Бабинцевой Т.Б.
Таким образом, суд находит установленным, что истец Бабинцева Т.Б. является собственником земельного участка площадью 2 847+/-19кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с назначением для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно техническому плану здания, составленного ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>; расположен индивидуальный жилой дом, площадью 73,8 кв.м.
Правила получения необходимых разрешений на строительство определяются законом. В частности, выдача разрешений на строительство осуществляется в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Объект должен возводиться в строгом соответствии с градостроительными правилами и строительными нормами.
Гражданин или юридическое лицо, отступившее от архитектурного проекта без согласования с его автором и органом, выдавшим разрешение на строительство, обязаны устранить допущенные нарушения.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ Бабинцевой Т.Б. было получено разрешение № на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке по адресу: <адрес>.
Согласно схеме планировочной организации земельного участка №-ПЗУ расположение жилого индивидуального (одноквартирного) дома по адресу: <адрес> согласовано с Администрацией МО «<адрес>».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что на отведенном земельном участке, с соблюдением его назначения истцом возведено здание – индивидуальный жилой дом.
Истец, имея намерение легализовать возведенный жилой дом после окончания срока действия разрешения на строительство, обратилась в Администрацию МО «Глазовского района» с уведомлением об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ, в ответ на которое Администрацией ДД.ММ.ГГГГ указано заявителю на несоответствие указанных в уведомлении параметров предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки.
В подтверждение соблюдения градостроительных и строительных норм при строительстве спорного индивидуального жилого дома, истцом представлено техническое заключение №, выполненное ООО «Институт комплексного проектирования» на основании изученных документов и действующих норм и правил по результатам обследования здания, следует, что индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, соответствует строительным нормам и правилам, санитарно-эпидемиологическим правилам, предъявляемым к объектам недвижимости такого назначения; не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, а использование объекта по своему функциональному назначению не создает угрозу жизни и здоровья граждан. Дефектов строительства и повреждений конструкций в процессе монтажа не обнаружено, повреждений конструкций, инженерных сетей, возникших в процессе эксплуатации, не выявлено, общее техническое состояние – исправное.
Из представленного схематичного изображения объекта на земельном участке по адресу: <адрес>; следует, что его расположение в допустимых границах от жилого дома и границ земельного участка.
Из технического плана здания, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>; прослеживается расстояние между характерными точками границ -3 м.
Согласно пп. 1,2,3 п. 1 ст. 31 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Гулековское», утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Гулековское» Глазовского района Удмуртской Республики от 24.12.2013 № 116 (с изм. в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики № 1866-р от 18.12.2016) предусмотрены: 1) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений – не менее 3 м; 2) минимальные отступы от красных линий: до индивидуальных домов, многоквартирных домов и домов блокированного типа по фронту улиц и проездов – не менее 5 м; до хозяйственных построек – не менее 3 м; 3) отступы от границы соседнего участка: до домов, построек для содержания скота и птицы – не менее 3 м; до других построек (бани, гаража и др.) – не менее 1 м; до стволов высокорослых деревьев – не менее 4 м с учетом противопожарных разрывов; до стволов среднерослых деревьев – 3 м с учетом противопожарных разрывов; от кустарника – 1 м с учетом противопожарных разрывов.
Учитывая вышеизложенное, суд находит установленным, что индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>; возведен истцом на земельном участке, отведенном для размещения индивидуального жилого дома, при наличии разрешения на строительство указанного объекта.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела нашло подтверждение, что возведенный застройщиком объект индивидуального жилищного строительства создан с соблюдением предельных параметров сооружения и земельных участков на момент получения разрешения на строительство, а также без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, при этом возражений от ответчика относительно возможности удовлетворения искового заявления не поступило.
При установленных обстоятельствах, суд находит возможным признать за Бабинцевой Т.Б. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; на земельном участке кадастровым номером №.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Бабинцевой Т.Б. к Администрации Муниципального образования «Глазовский район» о признании права собственности на самовольную постройку, удовлетворить.
Признать за Бабинцевой Т.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой д. <адрес> Удмуртской АССР, право собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; на земельном участке с кадастровым номером №.
Настоящее решение по вступлении его в законную силу является основанием для включения права собственности Бабинцевой Т.Б, в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 1 месяца со дня его составления в окончательной форме через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.
В окончательной форме решение суда изготовлено 27.05.2020.
Судья: И.И. Самсонов