Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-952/2022 ~ М-612/2022 от 14.03.2022

Дело № 2-952/2022    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Березовка Пермский край          04 мая 2022 года

Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в с.Березовка) в составе

председательствующего судьи Исаковой О.В.,

при секретаре судебного заседания Рязановой Л.Н.,

с участием истца – заместителя прокурора Березовского района Пермского края Абдуллаева Р.Б.,

представителя ответчика МО «Березовский муниципальный округ» в лице Администрации Березовского муниципального округа – Полушкиной Н.В.,

представителя ответчика – Комитета образования администрации Березовского муниципального округа Пермского края Мезенцевой С.В.,

представителя ответчика - МБОУ «Кляповская ООШ» Деменевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Березовского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Березовский муниципальный округ» в лице Администрации Березовского муниципального округа Пермского края, Комитету образования Администрации Березовского муниципального округа Пермского края, МБОУ «Кляповская ООШ» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Березовского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц (несовершеннолетних обучающихся) обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Березовский муниципальный округ» в лице Администрации Березовского муниципального округа Пермского края, Комитету образования Администрации Березовского муниципального округа Пермского края, МБОУ «Кляповская ООШ» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения.

В обоснование заявленных требований указано о том, что прокуратурой Березовского района проанализировано исполнение администрацией Березовского муниципального округа Пермского края и её отраслевыми (функциональными) органами актов прокурорского реагирования в сфере безопасности дорожного движения. По результатам анализа установлено, что муниципальными органами не предпринимается должных мер к устранению выявленных нарушений в данной сфере. В частности установлено, что в д. Осиново проживают два ученика МБОУ «Кляповская ООШ». Школьный автобус осуществляет подвоз обучающихся, однако в населенный пункт не заезжает. В данный момент место посадки (высадки) находится на автодороге Березовка – Тулумбасы, при этом расстояние от места проживания обучающихся МБОУ «Кляповская ООШ» до места сбора на остановке составляет около 1200 метров, что превышает допустимые значения. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы муниципального округа прокурором внесено представление об устранении законодательства РФ о безопасности дорожного движения, в том числе при организации подвоза обучающихся. Однако каких-либо действенных мер администрацией округа и комитетом образования не принято. Наличие обустроенной остановки школьного автобуса является одним из факторов обеспечения безопасности обучающихся при организации их подвоза, профилактики дорожно-транспортного травматизма. Прокурор считает, что непринятие скорейших мер по устранению выявленных нарушений ставит в опасность участников дорожного движения, включая несовершеннолетних, в связи с чем просит возложить на муниципальное образование «Березовский муниципальный округ» в лице Администрации Березовского муниципального округа Пермского края обязанность обеспечить безопасные условия при организации подвоза обучающихся, проживающих в д. Осиново Березовского муниципального округа Пермского края, по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, оборудовав место посадки/высадки пассажиров в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020; возложить на Комитет образования администрации Березовского муниципального округа Пермского края обязанность разработать и утвердить школьный маршрут, предусматривающий подвоз обучающихся, проживающих в д. Осиново Березовского муниципального округа Пермского края, к месту учебы и обратно в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020; возложить на МБОУ «Кляповская ООШ» обязанность осуществлять подвоз обучающихся в д. Осиново Березовского муниципального округа Пермского края, к месту учебы и обратно школьным автобусом с соблюдением требований безопасности школьных перевозок.

Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика МО «Березовский муниципальный округ» в лице Администрации Березовского муниципального округа в судебном заседании против заявленных прокурором требований не возражала, просила установить срок для исполнения указанных требований – до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика – Комитета образования администрации Березовского муниципального округа Пермского края Мезенцева С.В. в судебном заседании пояснила о том, что разработка и утверждение школьного маршрута возможны только после устранения недостатков, выявленных ОГИБДД МО МВД России «Кунгурский»; также полагала, что срок для исполнения указанных требований необходимо установить не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - МБОУ «Кляповская ООШ» в судебном заседании относительно заявленных прокурором требований не возражала.

Представитель третьего лица – ОГИБДД МО МВД России «Кунгурский» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, изучив и оценив представленные доказательства, находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В статье 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ «Об образовании в РФ») закреплены основные права обучающихся, в том числе право на транспортное обеспечение в соответствии со ст. 40 данного Федерального закона (п. 4 ч. 2 ст. 34).

В соответствии с ч. 1 ст. 40 ФЗ «Об образовании в РФ» транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Частью 2 ст. 40 данного Закона установлено, что организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципалитета и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения.

Аналогичные положения содержатся также в статье 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ.

В соответствии с п. 10 ст. 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ, к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта РФ, и автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", пункт 2.1.2 которых предусматривает, что расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских поселений - до 1 км.

Расстояние от организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций социального обслуживания с предоставлением проживания до общеобразовательных и дошкольных организаций должно быть до 1 км.

При расстояниях, свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных организаций, расположенных в сельской местности, воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций социального обслуживания с предоставлением проживания организуется транспортное обслуживание (до организации и обратно). Расстояние транспортного обслуживания не должно превышать 30 километров в одну сторону.

Транспортное обслуживание обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей.

Пешеходный подход обучающихся от жилых зданий к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.

Согласно пункту 5.3 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования" остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки, посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования. Остановочный пункт на участках дорог в пределах населенных пунктов должен состоять, в том числе из: остановочной площадки, посадочной площадки, заездного кармана и т.д. Также в остановочных павильонах должны быть установлены скамья и урна для мусора.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что в д.Осиново проживают двое несовершеннолетних – ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которая является ученицей <данные изъяты> класса МБОУ «Березовская СОШ № 2» и ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которая обучается <данные изъяты> классе в МБОУ «Кляповская ООШ».

Подвоз несовершеннолетней ФИО16 до школы осуществляется на школьном автобусе по маршруту: д.Кляпово-д.Марково-д.Кляпово, автобус останавливается на повороте на д. Осиново у остановки; до остановки ребенка провожают и встречают родители. На территорию д.Осиново школьный автобус не заезжает, так как дорога не соответствует нормативам (л.д.20).

Из пояснений представителя ответчика установлено, что учредителем данного образовательного учреждения является Администрация Березовского муниципального округа Пермского края.

Как указано в исковом заявлении остановка школьного автобуса для обучающихся из д. Осиново не обустроена, пешеходный подход к месту остановки превышает 1 км.

В соответствии с актом, составленным инспектором по ИАЗ (дислокация с.Березовка) ОГИБДД МО МВД России «Кунгурский», ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28) на участке д.Осиново Березовского МО выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии:

- отсутствует остановочный пункт пассажирского транспорта (п.5.3.2 ГОСТ Р 52766);

- отсутствует павильон для пассажиров (район с холодным климатом) (п.5.3.3.10 ГОСТ Р 52766);

- ширина проезжей части при замере составляет 4,40м;

- отсутствуют разворотные площадки на остановочных пунктах в конце маршрута (п.8.11, 8.12 ПДД)

По информации администрации Березовского муниципального округа (л.д. 8,14) численность жителей д.Осиново 10 человек, количество домохозяйств – 6. В техническом состоянии автодорог д.Осиново выявлены дефекты дорожного покрытия (колейность). В рамках муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ году проведено грейдирование автодорог д.Осиново; в ДД.ММ.ГГГГ году в рамках муниципального контракта выполнены ремонтные работы автодороги «Березовка-Тулумбасы» Осиново с 0 км до 1 км. По поступившему в администрацию округа обращению гр. ФИО18 принято решение о включении мероприятий по строительству разворотной площадки в план по приведению в нормативное состояние мест посадки (высадки) по маршрутам следования школьных автобусов на территории образовательных учреждений в Березовском муниципальном округе на ДД.ММ.ГГГГ годы для утверждения и открытия предполагаемого школьного маршрута от д.Осиново до МБОУ «Кляповская ООШ».

Анализируя представленные в материалы дела письменные доказательства и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что отсутствие обустроенной остановки для школьного автобуса в д. Осиново влечет нарушение прав граждан, прежде всего несовершеннолетних, поскольку негативно сказывается на безопасности дорожного движения, а также создает угрозу жизни и здоровью учащихся, что недопустимо.

При указанных обстоятельствах, требования истца о возложении на муниципальное образование «Березовский муниципальный округ» в лице Администрации Березовского муниципального округа Пермского края обязанности по обеспечению безопасных условий при организации подвоза обучающихся, проживающих в д. Осиново Березовского муниципального округа Пермского края, по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, путем оборудования места посадки/высадки пассажиров в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Более того, принимая во внимание, что по смыслу приведенных выше норм права обязанность по организации бесплатного подвоза учащихся в образовательные учреждения в сельской местности возлагается на учредителя образовательного учреждения не только между поселениями, но и между населенными пунктами одного поселения в случае несоблюдения требований пешеходной доступности до образовательных организаций, а учредителем МБОУ «Кляповская ООШ» и собственником его имущества является муниципальное образование - Березовский муниципальный округ, но при этом функции и полномочия учредителя учреждения исполняет администрация Березовского муниципального округа лице Комитета образования, то требования к Комитету образования администрации Березовского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности разработать и утвердить школьный маршрут, предусматривающий подвоз обучающихся, проживающих в д. Осиново Березовского муниципального округа Пермского края, к месту учебы и обратно в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 также подлежат удовлетворению, как и требование к МБОУ «Кляповская ООШ» об обязанности осуществлять подвоз обучающихся в д. Осиново Березовского муниципального округа Пермского края к месту учебы и обратно школьным автобусом с соблюдением требований безопасности школьных перевозок.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (части 2 статьи 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Поскольку необходимость установления судом срока для исполнения ответчиками возложенной обязанности прямо предусмотрена статьей 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить такой срок.

Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание объем мероприятий, которые необходимо будет произвести ответчикам, суд находит разумным установить срок для исполнения решения до 31 декабря 2022 года.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

возложить на муниципальное образование «Березовский муниципальный округ» в лице Администрации Березовского муниципального округа Пермского края обязанность обеспечить безопасные условия при организации подвоза обучающихся, проживающих в д. Осиново Березовского муниципального округа Пермского края, по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, оборудовав место посадки/высадки пассажиров в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020, в срок до 31 декабря 2022 года;

возложить на Комитет образования администрации Березовского муниципального округа Пермского края обязанность разработать и утвердить школьный маршрут, предусматривающий подвоз обучающихся, проживающих в д. Осиново Березовского муниципального округа Пермского края, к месту учебы и обратно в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 в срок до 31 декабря 2022 года;

возложить на МБОУ «Кляповская ООШ» обязанность осуществлять подвоз обучающихся в д. Осиново Березовского муниципального округа Пермского края к месту учебы и обратно школьным автобусом с соблюдением требований безопасности школьных перевозок.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в с.Березовка) в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья     О.В. Исакова

2-952/2022 ~ М-612/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ПРОКУРОР БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА
Ответчики
МО "БЕРЕЗОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ" В ЛИЦЕ АДМИНИСТРАЦИИ БЕРЕЗОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БЕРЕЗОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ПЕРМСКОГО КРАЯ
МБОУ КЛЯПОВСКАЯ ООШ
Другие
ОГИБДД МО МВД РОССИИ "КУНГУРСКИЙ"
Суд
Кунгурский городской суд Пермского края
Судья
Исакова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
kungur--perm.sudrf.ru
14.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2022Передача материалов судье
15.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2022Подготовка дела (собеседование)
06.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2022Судебное заседание
11.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2022Дело оформлено
09.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее