УИД:23RS0042-01-2024-000669-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новороссийск 13 августа 2024 года
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинова А.Н.,
при секретаре Тесленок Т.Н., с участием истца, рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2-1571/2024 по иску <ФИО2 к <ФИО3 об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
<ФИО2 обратилась в суд с иском к <ФИО3 об установлении границ земельного участка с кадастровым номером <№> в соответствии межевым планом кадастрового инженера <ФИО5 от 25 сентября 2023 года.
В заявлении <ФИО2 указала, что ей на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером <№>. С целью уточнения местоположения границ земельного участка она заключила договор подряда на выполнение кадастровых работ с кадастровым инженером <ФИО5 По заключению кадастрового инженера выявлено пересечение фактических границ участка с границами ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером <№>. Причиной пересечения является реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении границ участка <№>
В судебном заседании <ФИО2 иск поддержала, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства.
<ФИО3 в судебное заседание не явился, от получения судебной повестки уклонился.
Представители Управления Росреестра по Краснодарскому краю и админситрации МО г. Новороссийск в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили.
Заслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, суд пришел к заключению, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Из части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в законную силу с 01.01.2017, следует, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N457 является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с 01.01.2017 урегулирован статьей 61 Закона N 218-ФЗ.
В силу части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Таким образом, суд может приять решение об исправлении реестровой ошибки в сведениях только при наличии для этого законных оснований, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Аналогичные разъяснения содержатся и в п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Из представленных суду документов видно, что истцу принадлежат земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес> <адрес>
С целью уточнения границ земельного участка истец заключила договор подряда на выполнение кадастровых работ с кадастровым инженером <ФИО5
25 сентября 2023 года <ФИО5 подготовлен межевой план. По заключению кадастрового инженера имеется пересечение фактических границ участка <№> с границами ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами <№> Причиной пересечения является реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении границ участков <№>.
Собственником земельного участка с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес> <адрес>, является <ФИО3
По заключению экспертов ООО «Экспертная компания» №04/24/109 от 25 июня 2024 года границы земельного участка <№> обозначены на местности межевым ограждением. В межевом плане инженера <ФИО5 от 30 ноября 2020 года имеется постановление №2337 от 30 июля 1993 года и государственный акт КК-1 №420950002836 с чертежом границ, позволяющее определить местоположение границ, линейные размеры границ и площадь участка <№> при его образовании. Местоположение фактических границ, линейные размеры фактических границ, фактическая площадь участка <№> соответствуют сведениям, указанным в первоначальных землеотводных документах. Фактическое местоположение границ и площадь участка <№> сведениям, содержащимся в межевом плане инженера <ФИО5 от 30 ноября 2020 года не соответствуют. Фактическая площадь участка 477 кв.м., на 24 кв.м. больше площади, указанной в межевом плане. Картографический материал с указанием дат, позволяющих определить существование фактических границ на местности 15 и более лет в межевом плане инженера <ФИО5 от 30 ноября 2020 года не содержится. Фактические границы участка <№> пересекаются с границами ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами <№>. Площадь пересечения составляет 298 кв.м. с участком <№> и 11 кв.м. с участком <№>.
Таким образом, между сторонами имеется спор о праве, так как они заявляют о принадлежности им одной и той же части земной поверхности площадью 298 кв.м.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
В статье 304 ГК РФ закреплено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
По правилам статьи 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.
Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав", согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Как указано выше, между сторонами имеется спора не о местоположении общей границы принадлежащих им земельных участков, а спор о праве на часть земельного участка ответчика, границы которого уточнены в установленном законом порядке. При этом истцом заявлено требование об установлении границ не в части общих спорных границ, а в отношении всех границ участков.
С учетом положений статей 3, 11 Гражданского кодекса РФ, статьей 61 Федерального закона N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктами 2, 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд пришел к заключении, что защита права может быть осуществлена путем предъявления виндикационного иска или иска о признании права отсутствующим.
Установление границ участка 23:47:0117002:402 в соответствии с межевым планом кадастрового инженера <ФИО5 от 25 сентября 2023 года при сохранении в ЕГРН прежних сведений о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0117002:118 и 23:47:0117002:6785к восстановлению прав истца не придет.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются: 1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; 2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 утверждены форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, в соответствии с которым раздел "Заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связного текста.
Выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка; сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Межевой план кадастрового инженера <ФИО5 от 25 сентября 2023 года этим требованиям не соответствует. Имеющееся в межевом плане заключение кадастрового инженера, не содержит указания на материалы, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска <ФИО2 к <ФИО3 об установлении границ земельного участка с кадастровым номером <№> в соответствии межевым планом кадастрового инженера <ФИО5 от 25 сентября 2023 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья А.Н. Литвинов