37RS0008-01-000538-94
РЕШЕНИЕ
город Иваново 2 марта 2020 года
Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Темпераментова А.А. в интересах Общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» (далее ООО «Агроторг»)на решение судьи Комсомольского районного суда Ивановской области от 9 декабря 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Комсомольского района по пожарному надзору ФИО4 от 30 октября 2019 года ООО «Агроторг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Решением судьи Комсомольского районного суда Ивановской области от 9 декабря 2019 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО «Агроторг»,- без удовлетворения.
В жалобе защитник Темпераментов А.А. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи. Указывает, что органами пожарного надзора были нарушены положения ч.4 ст.13 Федерального закона №294-ФЗ, согласно которой срок проведения проверок юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, и при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.
Согласно информации из Единого реестра проверок за период с 2017 по 2019 г. в отношении ООО «Агроторг» МЧС было проведено как минимум 4 проверки, сроки по которым в совокупности превышают 60 дней. Полагает, что плановая проверка, проведенная в сентябре-октябре 2019 г., назначена и проведена с нарушением положений ч.2 ст.9 Федерального закона №294-ФЗ. В соответствии со ст.20 указанного Федерального закона результаты проверки следует признать недействительными, что влечет недопустимость всех собранных по делу доказательств. В обоснование своих доводов приводит сложившуюся судебную практику.
Представляющий интересы ООО «Агроторг» защитник Темпераментов А.А. в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения жалобы был извещен. Ходатайств об отложении не заявлялось. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотрение жалобы в отсутствие защитника и законного представителя юридического лица.
В судебном заседании от 31 января 2020 года защитник Темпераментов А.А. поддержал доводы жалобы, дополнительно представил документы о проверках филиала «Макрорегион «Северо-Запад» ООО «Агроторг», к которому относится магазин, расположенный в г. Комсомольске, за 2018-2019 годы.
Допрошенный в качестве свидетеля государственный инспектор Комсомольского района по пожарному надзору ФИО4 показал, что плановая проверка магазина «Пятерочка» проведена на основании его распоряжения от 4 сентября 2019 года и проведена в соответствии с планом проверок. Магазин занимает весь первый этаж двухэтажного здания, расположенного по адресу: <адрес>. Указанному зданию присвоена категория среднего риска. Ранее указанный магазин на соответствие требованиям пожарной безопасности не проверялся.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника ОНД Комсомольского района УНПР Главного управления МЧС России по Ивановской области- главного государственного инспектора Комсомольского района по пожарному надзору ФИО4 от 4 сентября 2019 года должностным лицом указанного органа в период с 19 сентября по 16 октября 2019 проведена плановая выездная проверка деятельности ООО «Агроторг» в области пожарной безопасности. Объектом проверки являлся магазин «Пятёрочка», расположенный по адресу: <адрес>. Данный объект отнесен к категории среднего риска (т.1, л.д.93-95).
При проверке было обнаружено 24 нарушения требований Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012г №390 в редакции от 07.03.2019); Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 (в ред. от 07.03.2019) «О противопожарном режиме»; Свода правил СП 3.13130.2009; Норм пожарной безопасности (утв. Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 №645).
Наличие указанных нарушений и вина юридического лица в совершении административного правонарушения подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств. Факт допущенных нарушений в жалобе не оспариваются.
Вопреки доводам автора жалобы нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 2.08.2019) в части срока проверки допущено не было.
В соответствии с подп.17 пункта 4 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ( далее Федеральный закон №294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), в частности: федерального государственного пожарного надзора.
В силу ст.6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей и включающих применение риск-ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), предусмотренной Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", если независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводилась.
Периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска. Для отдельных сфер деятельности такая периодичность устанавливается в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно п.21 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 (ред. от 09.10.2019) "О федеральном государственном пожарном надзоре" (вместе с "Положением о федеральном государственном пожарном надзоре") проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год;
для категории высокого риска - один раз в 2 года;
для категории значительного риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Федеральный государственный пожарный надзор в отношении территорий садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, земельных участков осуществляется в форме плановых (рейдовых) осмотров, обследований.
Основанием для проведения плановой проверки является истечение в году проведения проверки установленной периодичности с даты:
ввода объекта защиты в эксплуатацию;
окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты.
Таким образом, вышеуказанные правовые акты предусматривают специальные сроки проведения плановых проверок объектов противопожарной защиты, которые отличаются от сроков, установленных Федеральным законом №294-ФЗ.
Распоряжением начальника ОНД Комсомольского района УНПР Главного управления МЧС России по Ивановской области- главного государственного инспектора Комсомольского района по пожарному надзору ФИО4 от 31 июля 2018 года магазин, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий ООО «Агроторг», был отнесен к категории среднего риска (т.1 л.д.200).
Для здания, расположенного по адресу: <адрес>,- такой срок составляет один раз в 5 лет.
Из имеющейся в материалах дела технической документации, вышеуказанный магазин стал функционировать с ноября 2016 года (т.1, л.д.112-123).
Как следует из представленной органами пожарного надзора информации, до 2019 года указанный магазин ранее на соответствие требованиям пожарной безопасности не проверялся (т.2, л.д.195).
Следовательно, установленный п.21 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" срок проведения плановой проверки органами пожарного надзора был соблюден.
Ссылка автора жалобы на нарушение органами пожарного надзора положений ч.2 ст.9, ч.4 ст.13 Федерального закона №294-ФЗ основана на неверном применении по настоящему делу норм материального права.
На основании изложенного и, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Комсомольского районного суда Ивановской области от 9 декабря 2019 года в отношении ООО «Агроторг» оставить без изменения, жалобу защитника Темпераментова А.А.,- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ивановского
областного суда: Матвеев Н.А.