Гр. дело № 2-2378/2023
УИД 21RS0023-01-2023-002467-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2023 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе председательствующего судьи Шопиной Е. В., при секретаре Димитриеве А. В., с участием прокурора Николаевой И. В.,
истицы Федоровой Н. А., её представителя Елизаровой Е. В., представителя ответчика администрации г. Чебоксары и третьего лица МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» г. Чебоксары Гаврилова С. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федоровой ФИО9 к администрации г. Чебоксары о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Федорова Н. А., уточнив в ходе производства по делу исковые требования, окончательно обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г.Чебоксары о взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что ее здоровью был причинен вред в результате укуса безнадзорной собаки дата около ------ по адресу: адрес – она получила телесные повреждения, испытала испуг и физическую боль, проходила длительное лечение.
Факт нападения собаки без владельца на истицу произошел в результате ненадлежащего осуществления администрацией г.Чебоксары отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, предусмотренных п. 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».
Ссылаясь на положения ст. ст. 151, 1064 ГК РФ, просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб. за счет средств казны муниципального образования г.Чебоксары.
В судебном заседании истица Федорова Н. А., её представитель Елизарова Е. В. поддержали исковое заявление по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Чебоксары и третьего лица МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» г. Чебоксары Гаврилов С. Н. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, указав на передачу полномочий по обращению с безнадзорными животными ИП Терентьевой Н. В. на основании муниципального контракта ----- от дата на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных в период с дата по дата. Полагал, что администрация является ненадлежащим ответчиком по требованиям истца.
Третье лицо ИП Терентьева Н. В. явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Прокурор прокуратуры г. Чебоксары Николаева И. В. в своем заключении полагала исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в размере 30 000 руб., в соответствии с критериями разумности и справедливости,
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьи 1064, 1069 помещены в параграфе 1 "Общие положения о возмещении вреда" главы 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" Гражданского кодекса Российской Федерации. Статьей 1099 ("Общие положения"), находящейся в параграфе 4 "Компенсация морального вреда" той же главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что основания и размер компенсации, причиненного гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Таким образом, на правоотношения, возникающие вследствие причинения морального вреда, полностью распространяются общие правила параграфа 1 главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от дата N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", (учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную ------, честь и доброе имя, ------ переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии с п. 12 названного постановления обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, дата в ------ около адрес истицу укусила неизвестная собака. Из осмотра травматолога-ортопеда БУ «Городская клиническая больница -----» Министерства здравоохранения Чувашской Республики от дата следует, что у потерпевшей определяются множественные точечные укушенные раны в области ------
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от дата N 4979-1 "О ветеринарии", а также ст. ст. 3, 4 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно ст. 7 Федерального закона от дата N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся в частности установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями.
Подпунктом 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.
Кабинетом Министров Чувашской Республики принято постановление от дата N 102, которым утвержден Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике.
Пунктом 1.3 Порядка установлено, что организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляют органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов и городских округов, наделенные Законом Чувашской Республики "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями" государственными полномочиями Чувашской Республики по организации на территории поселений, муниципальных округов и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Согласно п. 16 ст. 7.1 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, органы местного самоуправления города Чебоксары имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа.
Таким образом, полномочия по организации отлова безнадзорных животных на территории г. Чебоксары относится к полномочиям органов местного самоуправления в данном случае в лице администрации г. Чебоксары.
В силу п. 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.дата-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от дата N 54, регулирование численности безнадзорных животных производится путем их отлова и содержания в специальных питомниках.
Постановлением администрации г. Чебоксары ЧР от дата N 610 утвержден Порядок поступления и использования животных без владельцев, принятых в муниципальную собственность муниципального образования города Чебоксары.
Вышеуказанным Порядком регулируется отлов животных без владельцев (п.1.4).
Согласно п. 1.5 Порядка исполнителями мероприятий, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели (далее - исполнители мероприятий), заключившие контракты (договоры) с уполномоченными органами в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 2.1, 2.2 Порядка, отлов животных без владельцев проводится исполнителями мероприятий на основании заказа-наряда, выданного уполномоченным органом на основании письменных обращений об отлове животных без владельцев. Заказ-наряд выдается уполномоченным органом в день поступления обращения об отлове животных без владельцев.
Ответчиком Администрацией г. Чебоксары обязанность к принятию мер к отлову собак в должной мере не соблюдалась, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации г. Чебоксары и нападением дата безнадзорной собаки на истицу.
Между тем по общему правилу, установленному п. п. 1 и 2 ст. 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Предусмотренная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
С учетом возраста истицы, наличия на её иждивении несовершеннолетних детей, характера причиненных телесных повреждений, перенесения истицей как физических, так и нравственных страданий – испуга, страха перед животными, который сохранился по настоящее время, длительности лечения (согласно представленной истицей справкой об антирабических прививках, последняя прививка ей была сделана дата, а раны от укуса, согласно пояснениям истицы, затянулись лишь в дата), болезненности медицинских процедур, суд полагает, что размер компенсации морального вреда определенный в размере 35 000,00 руб. является справедливым и отвечает критерию разумности.
Исходя из изложенного, суд взыскивает с ответчика в пользу истицы компенсацию морального вреда в указанном размере, отказывая в удовлетворении остальной части исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Федоровой ФИО10 к администрации г. Чебоксары о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с администрации г.Чебоксары (ИНН -----) в пользу Федоровой ФИО11, дата года рождения, уроженки адрес (паспорт ------) компенсацию морального вреда в размере 35 000 руб., отказав в удовлетворении исковых требований в остальной части.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары.
Судья Е.В. Шопина
Мотивированное решение суда изготовлено 03 ноября 2023 года