Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-337/2023 ~ М-129/2023 от 26.01.2023

Дело № 2-337/2023 13 марта 2023 года

УИД 29RS0022-01-2023-000143-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Сараевой Н.Е.,

при секретаре судебного заседания Шамровой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ольшанского В. С. к администрации муниципального образования «Лисестровское» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

    

Ольшанский В.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Лисестровское» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указано, что Ольшанский В.С. на основании договора социального найма от 29 ноября 2019 года являлся нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. На основании экспертного заключения от 01 июля 2019 года, распоряжением главы администрации МО «Лисестровское» от 22 августа 2019 года многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с расселением жилого дома истцу предоставлено жилое помещение в маневренном фонде – <адрес>. Однако до настоящего времени жилое помещение взамен признанного непригодным по договору социального найма истцу не предоставлено, что послужило основанием для обращения с иском в суд. Просил суд обязать администрацию МО «Лисестровское» предоставить по договору социального найма жилое помещение на состав семьи из 2-х человек равнозначное ранее занимаемому, состоящее из 2 комнат, на территории МО «Лисестровское» Приморского муниципального района Архангельской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям Приморского района, равнозначное ранее занимаемому общей площадью не менее 41,4 кв.м.

В судебном заседании истец Ольшанский В.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Марков А.А., который в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования в полном объеме, предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма, с учетом него, поскольку какого-либо другого жилого помещения в пользовании не имеют.

Администрация МО «Лисестровское», извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила. В предварительном судебном заседании представитель ответчика Русинов Д.Ю. просил вынести решение на усмотрение суда, указал, что дом <адрес> в настоящее время полностью расселен, отключен от коммуникаций, гражданам предоставлены квартиры в маневренном фонде. У администрации имеется возможность предоставления истцу на состав его семьи жилого помещения по договору социального найма. В адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья дом не включен, истец на учет лиц, по предоставлению жилья во внеочередном порядке не поставлен, поскольку такой список в администрации не сформирован.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.

На основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 41,4 кв.м., на основании договора социального найма от 29 ноября 2019 года предоставлено истцу Ольшанскому В.С., совместно с нанимателем в жилое помещение вселены: брат Марков А.А., <дата рождения>; отчим П., <дата рождения>.

Согласно поквартирной карточке в <адрес> до расселения дома были зарегистрированы также наниматель Ольшанский В.С. и указанные ранее члены его семьи: брат Марков А.А., <дата рождения>; отчим П., <дата рождения>.

Заключением межведомственной комиссии администрации МО «Лисестровское» от 22 августа 2019 года жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащими сносу.

Распоряжением главы администрации СП «Лисестровское» от 22 августа 2019 года на основании данного заключения жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащими сносу.

Согласно утвержденному плану мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденному Постановлением главы МО «Лисестровское» от 26.08.2019, переселение граждан из дома <адрес> планировалось провести в период с ноября 2019 по август 2021 года.

    Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ.

    Согласно статье 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

    Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение № 47).

    В соответствии с пунктами 7, 47, 49, 52 указанного Положения № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

    Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

    В силу вышеуказанных норм, утверждение перечня жилых домов, подлежащих сносу или реконструкции, а также сроков отселения граждан отнесено к компетенции органа местного самоуправления.

    Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года», утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 года).

    В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

    Положением № 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

    В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.

    При этом предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома, в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния.

Судом установлено, что дом <адрес> в программу переселения граждан из ветхого жилья не включен.

Истец Ольшанский В.С. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, малоимущей семья истца не признана.

Однако, по экспертному заключению ООО <наименование> от 01 июля 2019 года, принятого за основу межведомственной комиссией при составлении заключения о признании дома аварийным и подлежащим сносу, эксперты пришли к выводу о недопустимом (предаварийном) состоянии здания жилого дома <адрес>.

Как следует из актов от 31 мая 2021 года, 12 апреля 2021 года многоквартирный дом по адресу: <адрес> отключен от водоснабжения и электрической энергии. Исходя из пояснений представителя администрации дом расселен в связи невозможностью проживания в нем.

Таким образом, суд считает установленным, что дальнейшее проживание истца и членов его семьи в жилом помещении, расположенном в доме признанном аварийным и подлежащим сносу, на момент их выселения в маневренный фонд создавало угрозу для их жизни и здоровья, срок переселения граждан из аварийного жилья истек. Следовательно, у истца возникло право на предоставление жилого помещения по договору социального найма жилого помещения во внеочередном порядке.

Пунктом 3.1. ст. 95 ЖК РФ гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предоставляются жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания.

В соответствии с распоряжением главы администрации СП «Лисестровское» от 04 сентября 2019 года жилое помещение по адресу: <адрес> включено в муниципальный жилищный фонд специализированного жилищного фонда для использования в качестве жилого помещения маневренного фонда, предназначенного для временного проживания граждан.

Распоряжением главы администрации СП «Лисестровское» от 12 августа 2020 года Ольшанскому В.С. предоставлено жилое помещение на состав семьи – 3 человека.

По договору найма жилого помещения маневренного фонда от 13 августа 2020 года истцу Ольшанскому В.С. на состав семьи: брат Марков А.А., <дата рождения>; отчим П., <дата рождения>, предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 48,0 кв.м., состоящее из двух комнат, для временного проживания в нем, а также обеспечено предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение, канализация, обращение с ТКО.

Истец и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>. Отчим П. умер <дата>.

В соответствии с ч. 5 ст. 83 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения.

Договор социального найма от 29 ноября 2019 года прекращен, истец и третье лицо проживают в жилом помещении маневренного фонда по адресу: <адрес>.

По информации администрации МО «Лисестровское» по состоянию на 23 декабря 2022 года имеется 5 свободных квартир, очередь на получение жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений отсутствует.

Учитывая, что жилой дом <адрес> признан в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, не может использоваться по назначению, ответчиком очередь из лиц на предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием дома аварийным не сформирована, дом <адрес> в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен, у суда имеются все основания для обязания ответчика предоставить истцу на состав семьи из 2-х человек жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Жилым помещением как указано в ст. 15 ЖК РФ, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Учитывая то, что семья Ольшанского В.С. занимала жилое помещение – двухкомнатную квартиру общей площадью 41,4 кв.м., в том числе жилой – 25,8 кв.м., суд полагает необходимым обязать ответчика администрацию МО «Лисестровское» предоставить истцу, с учетом члена его семьи – брата Маркова А.А., исходя из общей и жилой площади не менее ранее занимаемой квартиры.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Ольшанского В. С. к администрации муниципального образования «Лисестровское» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма – удовлетворить.

    Обязать администрацию муниципального образования «Лисестровское» предоставить Ольшанскому В. С. по договору социального найма на состав семьи из двух человек, включая Маркова А.А., благоустроенное применительно к условиям населенного пункта дер. Большая Корзиха Приморского района Архангельской области, жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью 41,4 кв.м., жилой площадью не менее 25,8 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2023 года.

Председательствующий      Н.Е. Сараева

2-337/2023 ~ М-129/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ольшанский Владимир Сергеевич
Ответчики
Администрация сельского поселения "Лисестровское"
Другие
Терентьева Людмила Леонидовна
Марков Алексей Александрович
Суд
Приморский районный суд Архангельской области
Судья
Сараева Наталия Егоровна
Дело на странице суда
primsud--arh.sudrf.ru
26.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2023Передача материалов судье
31.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.02.2023Предварительное судебное заседание
13.03.2023Судебное заседание
20.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2023Дело оформлено
15.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее