Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2380/2022 ~ М-2125/2022 от 08.09.2022

Дело № 2-2380/2022 УИД 76RS0022-01-2022-002937-55

м.р. 13.01.2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2022 года

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи      Вороновой А.Н.,

при секретаре             Одинцовой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Х. в своих интересах и интересах несовершеннолетней А., К. к территориальной администрации <адрес> мэрии <адрес> о признании распоряжения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Х. в своих интересах и интересах несовершеннолетней А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., К. обратились в суд с иском о признании незаконным распоряжения главы территориальной администрации <адрес> мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета малоимущих граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, ссылаясь на то, что распоряжением главы администрации <адрес> семья Х. была признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, однако в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории <адрес> истцы сняты с учета нуждающихся, считают, что отсутствие регистрации не является основанием для снятия с учета.

В судебном заседании представитель Х. по доверенности Е. требования поддержал, дал пояснения в пределах заявленного.

Представитель ответчика администрации <адрес> Х1 возражала против удовлетворения требований, пояснила, что семья Х. снята с учета в связи с отсутствием регистрации по месту жительства, несмотря на то что малоимущность и нуждаемость сохраняются.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, распоряжением главы территориальной администрации <адрес> мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья Х. /А./ З.П. в составе шести человек /А., К., А.1, Ц., Ц.1/ признана малоимущей и принята на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

Х. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.

Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания.

Х. на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено для временного проживания жилое помещение по адресу: <адрес> комн. 21, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Х., А. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес> комн.21.

Распоряжением главы территориальной администрации <адрес> мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Ц. снята с учета малоимущих граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в связи с выездом в другое муниципальное образование по адресу: <адрес>, и исключена из состава семьи Х.

Семья Х. в составе пяти человек /А., К., А.1, Ц.1/ снята с учета малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде на основании ч.3 ст.52 ЖК РФ в связи с отсутствием сведений о регистрации по месту жительства в <адрес>, в том числе на территории <адрес>.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

В силу ч.1 ст.1 Закона ЯО от 27.06.2007 № 50-з «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории Ярославской области, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при наличии оснований, установленных федеральным законодательством и законодательством Ярославской области.

В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

В соответствии со ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В силу ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ семья Х. снята с учета на основании п.2 и п.3 ч.1 ст.56 ЖК РФ, ч.3 ст.52 ЖК РФ.

Таким образом, основаниями для снятия граждан с учета в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ является утрата гражданами статуса, связанного с признанием их малоимущими либо нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, увеличение доходов семьи, увеличение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, улучшение жилищных условий граждан.

Доказательств того, что семья Х. утратила статус малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях суду не представлено, кроме того, представитель ответчика в судебном заседании подтвердила, что истцы статус малоимущих и нуждающихся в жилом помещении не утратили.

    В части указания ответчика на отсутствие регистрации по месту жительства как основание для снятия с учета граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения суд приходит к следующему.

В силу ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Как пояснил представитель истца Х. совместно с А. и К. постоянно проживает в <адрес>, ранее ДД.ММ.ГГГГ имели регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, впоследствии жилой был признан непригодным для проживания, фактически длительное время проживают на территории <адрес>.

В подтверждение данных доводов истцами представлено соглашение о расторжении с ДД.ММ.ГГГГ договора найма жилого помещения, заключенного с АО «Мостостройиндустрия» ДД.ММ.ГГГГ; договор коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; договор от ДД.ММ.ГГГГ бессрочного безвозмездного пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

Учитывая изложенное, отсутствие доказательств выезда семьи Х. на место жительства в иное муниципальное образование, суд приходит к выводу о том, что местом фактического проживания истцов с ДД.ММ.ГГГГ является адрес: <адрес>.

Поскольку регистрация или отсутствие таковой не является основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации, то при отсутствии иных оснований для снятия с учета семья Х. сохраняет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении до получения жилья по договору социального найма.

Кроме того, в силу п. 1.2. Постановления мэрии г. Ярославля № 3112 от 17.11.2011 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» заявителями при предоставлении муниципальной услуги являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории соответствующего района города Ярославля.

На момент обращения в территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля за предоставлением муниципальной услуги по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях истец Хромова З.П. и члены ее семьи были зарегистрированы по месту жительства на территории Заволжского района мэрии г. Ярославля, требования п. 1.2. Постановления мэрии г. Ярославля № 3112 от 17.11.2011 были соблюдены. Требования о факте дальнейшей регистрации по месту жительства на территории соответствующего района указанное Постановление не содержит. При этом суд учитывает, что выезд истцов из жилого помещения и снятие с регистрационного учета по адресу: <адрес>, носил вынужденный характер.

Таким образом, основания, по которым истцы были поставлены на учет, на момент их снятия с учета не изменились. Доказательств утраты истцами статуса малоимущих и нуждающихся в предоставлении жилого помещения не представлено, каких-либо действий истцов, повлекших ухудшение жилищных условий, не установлено, истцы не имеют жилой площади в собственности или на ином праве пользования.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Суд считает, что истец и ее представитель предоставили суду доказательства законности и обоснованности своих требований.

Руководствуясь ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Х. и членов ее семьи А., К. с учета малоимущих граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма признать незаконным.

Обязать территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля /ИНН 7603011277/ восстановить Х., ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт РФ , А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., свидетельство о рождении К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт РФ , на учете малоимущих граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма с момента снятия с указанного учета (ДД.ММ.ГГГГ).

Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                          А.Н. Воронова

2-2380/2022 ~ М-2125/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хромова Зинаида Павловна
Калачев Илья Андреевич
Информация скрыта
Ответчики
Территориальная администрация Заволжского района мэрии г. Ярославля
Другие
Целиков Юрий Владимирович
Алексеев Дмитрий Игоревич
Суд
Заволжский районный суд г. Ярославля
Судья
Воронова Анна Николаевна
Дело на странице суда
zavolzhsky--jrs.sudrf.ru
08.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.09.2022Передача материалов судье
09.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2022Судебное заседание
30.11.2022Судебное заседание
14.12.2022Судебное заседание
13.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее