Дело № 2-2380/2022 УИД 76RS0022-01-2022-002937-55
м.р. 13.01.2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2022 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Вороновой А.Н.,
при секретаре Одинцовой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Х. в своих интересах и интересах несовершеннолетней А., К. к территориальной администрации <адрес> мэрии <адрес> о признании распоряжения незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Х. в своих интересах и интересах несовершеннолетней А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., К. обратились в суд с иском о признании незаконным распоряжения главы территориальной администрации <адрес> мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета малоимущих граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, ссылаясь на то, что распоряжением главы администрации <адрес> семья Х. была признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, однако в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории <адрес> истцы сняты с учета нуждающихся, считают, что отсутствие регистрации не является основанием для снятия с учета.
В судебном заседании представитель Х. по доверенности Е. требования поддержал, дал пояснения в пределах заявленного.
Представитель ответчика администрации <адрес> Х1 возражала против удовлетворения требований, пояснила, что семья Х. снята с учета в связи с отсутствием регистрации по месту жительства, несмотря на то что малоимущность и нуждаемость сохраняются.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, распоряжением главы территориальной администрации <адрес> мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № семья Х. /А./ З.П. в составе шести человек /А., К., А.1, Ц., Ц.1/ признана малоимущей и принята на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Х. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.
Постановлением мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания.
Х. на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено для временного проживания жилое помещение по адресу: <адрес> комн. 21, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Х., А. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес> комн.21.
Распоряжением главы территориальной администрации <адрес> мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Ц. снята с учета малоимущих граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в связи с выездом в другое муниципальное образование по адресу: <адрес>, и исключена из состава семьи Х.
Семья Х. в составе пяти человек /А., К., А.1, Ц.1/ снята с учета малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде на основании ч.3 ст.52 ЖК РФ в связи с отсутствием сведений о регистрации по месту жительства в <адрес>, в том числе на территории <адрес>.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В силу ч.1 ст.1 Закона ЯО от 27.06.2007 № 50-з «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории Ярославской области, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при наличии оснований, установленных федеральным законодательством и законодательством Ярославской области.
В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В соответствии со ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В силу ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ семья Х. снята с учета на основании п.2 и п.3 ч.1 ст.56 ЖК РФ, ч.3 ст.52 ЖК РФ.
Таким образом, основаниями для снятия граждан с учета в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ является утрата гражданами статуса, связанного с признанием их малоимущими либо нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, увеличение доходов семьи, увеличение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, улучшение жилищных условий граждан.
Доказательств того, что семья Х. утратила статус малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях суду не представлено, кроме того, представитель ответчика в судебном заседании подтвердила, что истцы статус малоимущих и нуждающихся в жилом помещении не утратили.
В части указания ответчика на отсутствие регистрации по месту жительства как основание для снятия с учета граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения суд приходит к следующему.
В силу ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Как пояснил представитель истца Х. совместно с А. и К. постоянно проживает в <адрес>, ранее ДД.ММ.ГГГГ имели регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, впоследствии жилой был признан непригодным для проживания, фактически длительное время проживают на территории <адрес>.
В подтверждение данных доводов истцами представлено соглашение о расторжении с ДД.ММ.ГГГГ договора найма жилого помещения, заключенного с АО «Мостостройиндустрия» ДД.ММ.ГГГГ; договор коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; договор от ДД.ММ.ГГГГ бессрочного безвозмездного пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Учитывая изложенное, отсутствие доказательств выезда семьи Х. на место жительства в иное муниципальное образование, суд приходит к выводу о том, что местом фактического проживания истцов с ДД.ММ.ГГГГ является адрес: <адрес>.
Поскольку регистрация или отсутствие таковой не является основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации, то при отсутствии иных оснований для снятия с учета семья Х. сохраняет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении до получения жилья по договору социального найма.
Кроме того, в силу п. 1.2. Постановления мэрии г. Ярославля № 3112 от 17.11.2011 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» заявителями при предоставлении муниципальной услуги являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории соответствующего района города Ярославля.
На момент обращения в территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля за предоставлением муниципальной услуги по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях истец Хромова З.П. и члены ее семьи были зарегистрированы по месту жительства на территории Заволжского района мэрии г. Ярославля, требования п. 1.2. Постановления мэрии г. Ярославля № 3112 от 17.11.2011 были соблюдены. Требования о факте дальнейшей регистрации по месту жительства на территории соответствующего района указанное Постановление не содержит. При этом суд учитывает, что выезд истцов из жилого помещения и снятие с регистрационного учета по адресу: <адрес>, носил вынужденный характер.
Таким образом, основания, по которым истцы были поставлены на учет, на момент их снятия с учета не изменились. Доказательств утраты истцами статуса малоимущих и нуждающихся в предоставлении жилого помещения не представлено, каких-либо действий истцов, повлекших ухудшение жилищных условий, не установлено, истцы не имеют жилой площади в собственности или на ином праве пользования.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Суд считает, что истец и ее представитель предоставили суду доказательства законности и обоснованности своих требований.
Руководствуясь ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Х. и членов ее семьи А., К. с учета малоимущих граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма признать незаконным.
Обязать территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля /ИНН 7603011277/ восстановить Х., ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт РФ №, А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., свидетельство о рождении № К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт РФ №, на учете малоимущих граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма с момента снятия с указанного учета (ДД.ММ.ГГГГ).
Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Н. Воронова