Уникальный идентификатор дела 11RS0008-01-2023-000397-67
Дело № 5-99/2023
постановление
г. Сосногорск Республика Коми 13 апреля 2023 год
Судья Сосногорского городского суда Республики Коми Аксютко Е.В., с участием помощника прокурора Матвеевой Т.А., представителя юридического лица Г.Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Сосногорская центральная районная больница» (ОГРН 1021100950397, дата присвоения 27.12.2002, ИНН 1108007780, адрес места нахождения: 169500, Республика Коми, г.Сосногорск, ул.Загородная, д.1), о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,
установил:
Прокуратурой г.Сосногорска возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ по факту совершения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Коми «Сосногорская центральная районная больница» осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В судебном заседании помощник прокурора Матвеева Т.А. на привлечении к административной ответственности юридического лица настаивала.
Представитель юридического лица Г.Е.А. и ранее принимавшая участие в рассмотрении дела представитель юридического лица А.О.В. с нарушением не согласились, пояснили о том, что юридическим лицом предпринимались все меры для обеспечения деятельности медицинского учреждения в соответствии с лицензией: проводилась значительная работа по поиску врачей для заполнения существующих вакансий.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Санкция указанной части статьи влечет наложение на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Кроме того, в силу ч.1 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2021 года № 852 разработано Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются, в том числе, наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг) (п.п.«в» п.5 указанного Положения).
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются, в том числе, требования, предъявляемые к соискателю лицензии (п.п.«а» п.6 указанного Положения).
В силу п.7 Положения о лицензировании осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами "а", "б" и "г" пункта 6 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Частями 1, 2 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При этом медицинская организация обязана, в том числе, организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи (п.2 ч.1 ст.79 ФЗ №323-ФЗ).
Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, согласно которому организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации). Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1 - 27 к настоящему Положению.
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению (п.5 вышеназванного Положения).
Приказом Минздрава России от 07 марта 2018 года № 92н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям, согласно которому оказание первичной медико-санитарной помощи детям осуществляется медицинскими и иными организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации). Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Согласно материалам дела, ГБУЗ РК «СЦРБ» является юридическим лицом с юридическим адресом: 169500, Республика Коми, г.Сосногорск, ул.Загородная, д.1, и имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».
ДД.ММ.ГГГГ прокурором города Сосногорска Республики Коми принято решение о проведении в отношении ГБУЗ РК «СЦРБ» проверки деятельности.
В рамках проведения указанной проверки Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми дано заключение специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ГБУЗ РК «СЦРБ» в нарушение вышеуказанных положений законодательства Российской Федерации (п.2 ч.1 ст.79 ФЗ №323-ФЗ от 23 ноября 2011 года, пп.«в» п.5 Положения о лицензировании), имея лицензию № Л041-01176-11/00363604 от 17 сентября 2020 года на оказание медицинской деятельности, не приняло все зависящие от юридического лица меры по соблюдению указанных требований, что привело к снижению качества, полноты и доступности оказания медицинской помощи гражданам, и нарушению прав и законных интересов граждан.
Так, согласно лицензии на медицинскую деятельность, выданной 17.09.2020 Министерством здравоохранения Республики Коми Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Сосногорская центральная районная больница» (по состоянию на 06.02.2023), данной медицинской организацией по адресу: Республика Коми г. Сосногорск, ул. Загородная, д. 1, стр. 4, оказываются услуги, в том числе по кардиологии; по адресу Республика Коми г. Сосногорск, ул. Загородная, д. 2, оказываются услуги по детской хирургии; по адресу Республика Коми г. Сосногорск, пгт. Нижний Одес, ул. Транспортная, д. 7 (взрослая поликлиника) – по кардиологии, ультразвуковой диагностике; по адресу Республика Коми г. Сосногорск, пгт. Нижний Одес, ул. Северная, д. 3 – по терапии при оказании паллиативной помощи.
Как следует из материалов проверки, материалов дела и не оспаривалось представителями юридического лица, на момент проведения проверки, 10.02.2023, ГБУЗ РК «СЦРБ» (Республика Коми, г.Сосногорск, ул.Загородная, д.1), а также ее структурные подразделения: детская поликлиника (Республика Коми, г.Сосногорск, ул.Загородная, д.2), поликлиника (Республика Коми, г.Сосногорск, ул.Загородная, д.1, стр.4), взрослая поликлиника НБ№1 и Вспомогательно-диагностическое подразделение НОБ (Республика Коми, г.Сосногорск, пгт.Нижний Одес, ул.Транспортная, д.7), стационар НБ№1 (Республика Коми, г.Сосногорск, пгт.Нижний Одес, ул.Северная, д.3), а также детская поликлиника НБ№1 и вспомогательное ЛДП НОБ (Республика Коми, г.Сосногорск, пгт.Нижний Одес, ул.Молодежная, д.15), не имеет следующих медицинских работников:
- врача-кардиолога и врача ультразвуковой диагностики для оказания первичной медико-санитарной помощи при оказании специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по кардиологии, ультразвуковой диагностике по адресу: Республика Коми, г.Сосногорск, пгт.Нижний Одес, ул.Транспортная, д.7;
- врача-терапевта по оказанию паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях по адресу: Республика Коми, г.Сосногорск, пгт.Нижний Одес, ул.Северная, д.3;
- врача детского хирурга для оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по детской хирургии по адресу: Республика Коми, г.Сосногорск, ул.Загородная, д.2.
Отсутствие работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг), заключивших трудовые договоры с работодателем, является нарушением пп.«в» п.5 Положения о лицензировании, а также Приказа Минздрава России от 07 марта 2018 года № 92н, Приказа Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н ГБУЗ РК «СЦРБ».
В силу п.7 Положения о лицензировании такие нарушения, создающие угрозу здоровья населению, признаются грубыми и влекут административную ответственность по ст.19.20 КоАП РФ.
Вина ГБУЗ РК «СЦРБ» в совершении административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении 16 февраля 2023 года, вышеприведенным заключением специалиста Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РК от 10 февраля 2023 года, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица, а также выпиской из реестра лицензий, сведениями о структурных подразделениях юридического лица и штатным расписанием последнего, а также иными материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Доводы представителей юридического лица о сложившейся сложной кадровой ситуации не свидетельствуют об отсутствии в действиях и бездействии ГБУЗ РК «СЦРБ» состава административного правонарушения.
Таким образом, суд считает установленным и доказанным факт совершения юридическим лицом ГБУЗ РК «СЦРБ» административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и его виновность в совершении данного правонарушения.
Обстоятельств, отягчающих наказание, суд не усматривает.
В качестве обстоятельства, смягчающего наказание, суд учитывает признание юридическим лицом вины в совершенном административном правонарушении.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, его отношение к содеянному, наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Суд не находит оснований для признания совершенного юридическим лицом административного правонарушения малозначительным, поскольку ГБУЗ РК «СЦРБ» занимается деятельностью, связанной с оказанием гражданам медицинской помощи, а следовательно, должно было предпринять все зависящие от него меры для поиска соискателей на имеющиеся вакантные должности, при этом неосуществление таких действий привело к снижению качества оказываемой медицинской помощи, что посягает на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства совершения правонарушения, причины, по которым были допущены указанные выше нарушения лицензионных требований, предпринятую юридическим лицом работу по устранению допущенных нарушений, с учетом финансового и юридического положения ГБУЗ РК «СЦРБ», суд полагает необходимым назначить юридическому лицу наказание в виде штрафа, полагая возможным применить положения ст.4.1 ч.3.2 КоАП РФ, снизив размер назначаемого административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.6, ст.29.7, п.1 ч.1 ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать юридическое лицо Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Сосногорская центральная районная больница» (ОГРН 1021100950397, дата присвоения 27.12.2002, ИНН 1108007780, адрес места нахождения: 169500, Республика Коми, г.Сосногорск, ул.Загородная, д.1) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ и назначить ему наказание, с применением ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 75 000 /семидесяти пяти тысяч/ рублей.
<данные изъяты>
Квитанцию об оплате административного штрафа предъявить в канцелярию Сосногорского городского суда Республики Коми (г. Сосногорск, ул. Октябрьская, д. 13).
Разъяснить ГБУЗ РК «СЦРБ», что в силу ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.
Разъяснить ГБУЗ РК «СЦРБ» положения ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, согласно которой неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано сторонами через Сосногорский городской суд Республики Коми в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Е.В. Аксютко