Дело №5-717/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
30 августа 2019 года г. Ульяновск
Мировой судья судебного участка №3 Ленинского судебного района г.Ульяновска Анциферова Н.Л., и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района <АДРЕС>, при секретаре Хамзиной З.И., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
Калмыкова В.А.1, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС>, директора общества с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», зарегистрированного и проживающего по адресу: г.Ульяновск, <АДРЕС>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях
У С Т А Н О В И Л:
Мировому судье поступил на рассмотрение протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА3>, составленный государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области, главным специалистом-экспертом начальником государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Калмыкова Е.В. по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В вину должностному лицу директору ООО «ЦентрЭкоТех» Калмыкову Е.В. вменяется осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Представитель Калмыкова Е.В. - Ботя И.В. в судебном заседании с правонарушением не согласилась. Пояснила, что при проведении внеплановой выездной проверки ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», на основании приказа от <ДАТА4> <НОМЕР> Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в период с <ДАТА5> по <ДАТА6> Общество эксплуатировало объект размещения отходов, расположенный по адресу: г. Ульяновск, <АДРЕС>», территория Баратаевского карьера песка, размещенный на земельном участке с кадастровым номером <НОМЕР>, на основании лицензии на право осуществления деятельности по обращению с отходами от <ДАТА7> <НОМЕР> на виды деятельности по сбору, транспортированию и размещению отходов IV класса опасности, приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <ДАТА8> <НОМЕР> о внесении объекта в Государственный реестр объектов размещения отходов под номером <НОМЕР>, приказа Управления Росприроднадзора по Ульяновской области <НОМЕР> от <ДАТА9> «Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» Обществу утверждены лимиты на размещение отходов производства и потребления, положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту «Рекультивация с использованием твердых бытовых отходов (ТБО) выработанного карьера на Баратаевском месторождении Ульяновского района Ульяновской области», утвержденного приказом Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ульяновской области от <ДАТА10> <НОМЕР>. Согласно действующей на момент начала осуществления деятельности ООО «ЦентрЭкоТех» (2005 год) редакции Федерального закона от <ДАТА11> N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, не была объектом государственной экологической экспертизы. В связи с этим Обществом было получено положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту «Рекультивация с использованием твердых бытовых отходов (ТБО) выработанного карьера на Баратаевском месторождении Ульяновского района Ульяновской области», утвержденное приказом Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ульяновской области от <ДАТА10> <НОМЕР>. Федеральным законом от <ДАТА12> N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 11 Федерального закона от <ДАТА11> N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» вносятся изменения в части введения как объекта государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности. В соответствии с п. 6 ст. 49 Федерального закона от <ДАТА12> N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положение подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от <ДАТА11> N 174-ФЗ «Об экологической экспертизу» не применяются к объектам, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов и введены в эксплуатацию или разрешение, на строительство которых выдано до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Таким образом, на объект размещения отходов ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» государственной экологической экспертизы на проектную документацию объекта, связанного с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности не требовалось. Данная позиция также поддержана <АДРЕС> районным судом г. Ульяновска в решении от <ДАТА13> по делу <НОМЕР>/2019, оставленным в силе решением Ульяновского областного суда от <ДАТА14>, которым постановление от <ДАТА15> о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4. КоАП РФ ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» отменено, производство по делу прекращено. Общество в 2018 году осуществляло деятельность по размещению отходов на законном основании и имея всю разрешительную документацию. При проведении проверки на предмет выполнения/невыполнения предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований <НОМЕР>П от <ДАТА6> в период с <ДАТА16> по <ДАТА17> уже действовала лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами <НОМЕР> от <ДАТА18> на виды деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов 4 класса опасности и Общество приступило к реализации проекта, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера», утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от <ДАТА19> <НОМЕР>. Объект проектирования, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера», утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от <ДАТА19> <НОМЕР>, представляет собой процесс рекультивации Баратаевского карьера техническим грунтом, полученным в результате компостирования отходов сортировки твердых коммунальных отходов с добавками промышленных отходов 4-5 классов опасности. Объект состоит из 7 земельных участков, общей площадью 44 га. При этом объект поделен на 2 части. Первая часть - это полигон захоронения отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <НОМЕР>, по адресу: г. Ульяновск, <АДРЕС>», территория Баратаевского карьера песка, назначение участка: размещение полигона ТБО. Вторая часть - это территория, подлежащая рекультивации, которая представляет из себя отработанный карьер. Рекультивация отработанного Баратаевского карьера происходит техническим грунтом, полученным в результате компостирования отходов сортировки твердых коммунальных отходов с добавлением промышленных отходов 4-5 классов опасности. Технический грунт, полученный путем утилизации остатков сортировки и хвостов сортировки, является продуктом, а не отходом. На полученный технический грунт ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» разработало Технические условия ТУ 38.21.29-001-25456310-2018, которые прошли сертификацию в Росстандарте. С <ДАТА20> ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», с момента получения (путем переоформления) лицензии <НОМЕР> на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов IV класса опасности Общество приступило к реализации проекта по рекультивации Баратаевского карьера песка техническим грунтом. То есть, с этого момента Общество более не осуществляет деятельность по размещению отходов. Согласно проекту, технический грунт производится из следующих исходных материалов: отсев сортировки ТКО и хвосты сортировки ТКО. Отсев и хвосты сортировки образуется в результате сортировки поступающих на мусоросортировочный комплекс ТКО. После прохождения входного контроля и выгрузки отходов, они подготавливаются к компостированию, что включает в себя операции по дроблению (осуществляется при помощи мобильной дробилки), формированию бурта, при необходимости внесению минеральных удобрений (источник биогенных элементов), добавки специальных биопрепаратов, ускоряющих процесс компостирования, структураторов, инертных отходов и т.д. После процесса компостирования в буртах полученный компостный материал перемещается на карту дозревания, где он укладывается слоем 0,5 м и изолируется грунтом или другим изолирующим материалом слоем не менее 0,15 метра для предотвращения привлекания птиц на территорию. Компостный материал выдерживается на карте и периодически вспахивается для обеспечения процесса аэрации (не менее 2-х раз за 1 месяц). После выдержки компостного материала в течение 1 месяца проводятся анализы на соответствие необходимым нормам, и, в случае соответствия, процесс компостирования считается законченным. В соответствии со ст.1 Федерального закона от <ДАТА21> N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. Согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» обработка отходов: деятельность, связанная с выполнением каких-либо технологических операций, которые могут привести к изменению физического, химического или биологического состояния отходов для обеспечения последующих работ по обращению с отходами. К обработке относят также разложение отходов - деятельность, связанную с выполнением биохимических, биологических, физико-химических операций над опасными отходами, приводящих к возможности их утилизации. Таким образом, дробление отходов и процесс компостирования в буртах - это деятельность по обработке отходов. Такая же позиция изложена Министерством природы РФ в письме <НОМЕР> от <ДАТА22> «По вопросу обращения с отходами». В соответствии со ст. 1 Закона 89-ФЗ, утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация). Деятельность по получению технического грунта, в результате компостирования отходов сортировки твердых коммунальных отходов является утилизацией отходов. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от <ДАТА> N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объекты обработки и утилизации отходов не являются объектами государственной экологической экспертизы.В протоколе <НОМЕР> от <ДАТА23> Росприроднадзор в качестве доказательств использования объекта размещения отходов - территория отработанного Баратаевского карьера песка, включенного в ГРОРО за <НОМЕР> с отступлением от проектной документации указывает следующие нарушения: отсутствие ограждений в местах разгрузки и складирования отходов; отсутствие изолирующего слоя на боковых поверхностях буртов; результаты лабораторных исследований, измерений и испытаний, определение площади размещённых отходов, высотных отметок, показали, что фактически осуществлялось размещение ТКО, а не их утилизация. Действительно, проектом предусмотрено наличие защитных передвижных сетчатых ограждений, которые предназначены для предотвращения разноса ветром легких фракций отходов при их выгрузке. У Общества данные ограждения имеются. Передвижные сетчатые ограждения предназначены именно для лёгких фракций отходов. Между тем на фото <НОМЕР>, на которые Росприроднадзор ссылается как на доказательства их отсутствия, видно, что на площадке находились крупногабаритные отходы, строительные отходы, которые нельзя отнести к легким фракциям. Передвижные сетчатые ограждения устанавливаются исходя из наличия либо отсутствия ветра, его направления, с учётом обеспечения возможности подъезда к площадке разгрузки, в момент выгрузки отходов из мусоровозов. На фото не зафиксирован момент разгрузки мусоровозов и отсутствуют доказательства того, что была ветреная погода. Согласно технологическому регламенту получения технического грунта, для предотвращения размножения мух и грызунов, устранения запаха боковые и верхние поверхности буртов необходимо покрывать изолирующим слоем торфа (песка, инертных материалов, строительных отходов и т.д.), готового рекультивационного материала (технического грунта), земли или опила толщиной 20 см. Допускается укрытие бурта текстильным материалом (брезентом или геотекстильным материалом). В качестве доказательства отсутствия изолирующего слоя на боковых поверхностях буртов административный орган ссылается на фото <НОМЕР>, являющихся приложением к акту проверки. На указанных фото отчетливо видно, что бурты покрыты слоем песка, специалист лаборатории проводит замер толщины слоя, следовательно, утверждение об отсутствии изолирующего слоя ошибочно. Наличие изолирующего слоя также подтверждается протоколом <НОМЕР> от <ДАТА24>, где в п. 3 «Объект исследований» указано - песок, в п. 5. «Место отбора проб» - точка <НОМЕР>, изоляция бурта. Ссылка Росприроднадзора на протоколы биотестирования отходов и экспертные заключения, согласно которым отходы относятся к 4-5 классу опасности, как на доказательства размещения отходов и отступления от проекта является несостоятельной, в связи с тем, что отбор проб отходов проводился в буртах и в месте накопления отходов, а так как технический грунт производится из отсевов и хвостов сортировки, то, безусловно результатом отбора проб будут отходы 4-5 класса опасности, так как на данном этапе процесс получения технического грунта только начат, а именно: в месте накопления отходы накапливаются для дробления, бурт - укладка дробленых отходов для проведения первой стадии компостирования (получения компостного материала). Дробление отходов и процесс компостирования в буртах - это деятельность по обработке отходов. Тогда как размещение отходов - это хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Также считала, что к протоколам исследований нужно отнестись критически и они не могут служить доказательствами нарушений Обществом, так как в п. 10 протокола исследований указана дата отбора пробы - <ДАТА25>, а в п. 11 также указано <ДАТА25> как дата поступления пробы в лабораторию. С учетом того, что окончание отбора проб и оформления документов длилось до 17.00 <ДАТА25>, удаленности места отбора проб - г. Ульяновск и местом нахождения лаборатории <АДРЕС> область г.о. Балашиха, транспортировкой их на автомобиле, пробы не могли быть доставлены в лабораторию <ДАТА25>. Более того, в протоколах биотестирования <НОМЕР>-бт, 0316-бт, 0317-бт, 0318-бт, 0319-бт, 0320-бт, 0321-бт, 0322-бт, 0323-бт, 0324-бт от 1<ДАТА24> в п. 9 указана дата биотестирования - <ДАТА25>,что также не могло быть, так как пробы не могли быть получены лабораторией. В протоколах <НОМЕР>-ОП, 0316-ОП, 0318-ОП, 0320-ОП, 0322-ОП 0324-ОП от <ДАТА24>г. в п. 4 «Наименование отхода» указано «твердые коммунальные отходы», что является нарушением, так как при отборе проб специалисты лаборатории и должностные лица Росприроднадзора не могут знать, относятся ли отобранные вещества к твердым коммунальным отходам или нет. Ссылка Росприроднадзора на топографический отчет также не доказывает осуществление Обществом деятельности по размещению отходов, а напротив, подтверждает обратное, так как в топографическом отчете от <ДАТА28> и топографическом отчете от <ДАТА29> идентичные данные. Кроме того, решением от <ДАТА30> по дело <НОМЕР> Арбитражный суд города <АДРЕС> удовлетворил требования ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» и признал незаконным и отменил предписание <НОМЕР> от <ДАТА6>, где в рамках рассмотрения дела было установлено, что ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не размещает твердые коммунальные отходы. По итогам рассмотрения протокола об административном правонарушении от <ДАТА31> в отношении ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» <АДРЕС> районный суд постановлением от <ДАТА32> по делу <НОМЕР>-432/2018 производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества, привлекаемого к административной ответственности по статье 8.2. КоАП РФ, прекратил в связи с отсутствием состава правонарушения, а именно, административным органом не было доказано, что Общество размещает ТКО на Баратаевском карьере песка. Ульяновский областной суд решением от <ДАТА33> по делу <НОМЕР>/2019 постановление судьи <АДРЕС> районного суда <АДРЕС> от <ДАТА32> оставил без изменения. В акте <НОМЕР>-2019-А от <ДАТА34> (стр.5) отмечено, что в ходе обследования территории было выявлено накопление отходов навалом, осуществление дробления отходов, формирование буртов. Считает, что указанные действия только доказывают осуществление Обществом детальности по утилизации отходов согласно проекту. В протоколе об административном правонарушении Росприроднадзор указывает в качестве грубого нарушения лицензионных требований использование объекта размещения отходов - территория отработанного Баратаевского карьера песка, включенного в ГРОРО за <НОМЕР> с отступлением от проектной документации «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Управления Росприроднадзора по Ульяновской области <ДАТА19> <НОМЕР>. При этом ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов 4 класса опасности на основании лицензии <НОМЕР> от <ДАТА18>. Общество не осуществляет деятельность по размещению отходов,следовательно, установленные лицензионные требования к виду деятельность - размещение к Обществу не применимы. Проект, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, предусматривает рекультивацию отработанного карьера техническим грунтом, а не размещение отходов, и в связи с этим, Общество не могло отступить от проекта. Таким образом, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения. Обществом, в четырех лабораториях, были проведены исследования, которые показали, что представленный на испытания технический грунт соответствует параметрам установленным проектом. Приостановление деятельности на крупнейшем объекте обращения с отходами Ульяновской области может привести к нарушению санитарно-эпидемиологической обстановки в области, а также нарушению территориальной схемы обращения с отходами. Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от <ДАТА36> <НОМЕР> утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области. Согласно таблице 5.8 раздела 5 (стр. 244), таблице 7.1 раздела 7 Территориальной схемы (стр. 255) объект обращения с отходами, эксплуатируемый ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» является одним из крупнейших и входит в зону деятельности регионального оператора <НОМЕР>. Весь объем собранных отходов с зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами <НОМЕР> (г. Ульяновск, <АДРЕС> район, <АДРЕС> район, <АДРЕС> район, <АДРЕС> район, <АДРЕС> район, <АДРЕС> район, <АДРЕС> район, часть Ульяновского района, <АДРЕС> район), после сортировки поступает на объект ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» (рис. 3 раздела 9 Территориальной схемы). ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» включено в реестр организаций энергетического и коммунального комплексов Ульяновской области, что подтверждается уведомлением Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области от <ДАТА37> <НОМЕР>. Приказом Ульяновской антимонопольной службы от <ДАТА38> <НОМЕР>, ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» внесено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара на товарном рынке по удалению и обработки отходов, с долей рынка более 50% на правобережной части города Ульяновска. Просила производство по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «ЦентрЭкоТех» Калмыкова Е.В. прекратить.
Представитель Калмыкова Е.В. - Насонов Д.А. в судебном заседании с правонарушением не согласился, поддержал доводы, изложенные представителем Ботя И.В.
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен главный специалист - эксперт отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Яшина Н.В., которая поддержала доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, настаивала на привлечении директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Калмыкова Е.В. к административной ответственности по ч. 4 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выслушав представителей Калмыкова Е.В. - Ботя И.В., Насонова Д.А., свидетеля, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должностных и юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к названной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективная сторона правонарушения, установленного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от <ДАТА39> <НОМЕР> «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 9 Федерального закона <НОМЕР>).
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона <НОМЕР> деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от <ДАТА40> <НОМЕР> «О лицензировании деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно п. 4 Положения, грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также:
а) допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности;
б) использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I - IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <ДАТА41> <НОМЕР> «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица (ООО «ЦЕНТРЭКОТЕХ») и от <ДАТА16> <НОМЕР> «О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от <ДАТА41> <НОМЕР>» была проведена внеплановая выездная проверка юридического лица ООО «ЦЕНТРЭКОТЕХ», с целью проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от <ДАТА6> <НОМЕР>П.
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки Росприроднадзора ООО «ЦЕНТРЭКОТЕХ» от <ДАТА34> <НОМЕР>-2019-А.
По состоянию на <ДАТА34> ООО «ЦЕНТРЭКОТЕХ» имеет действующую лицензию от <ДАТА18> <НОМЕР> на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, с видами работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от <ДАТА39> <НОМЕР> «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части осуществления деятельности по сбору отходов IV класса опасности, транспортированию отходов IV класса опасности, обработке отходов IV класса опасности, утилизации отходов IV класса опасности (переоформлена приказом Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от <ДАТА18> <НОМЕР> на основании заявления Общества от <ДАТА42> <НОМЕР> в связи с исключением из перечня выполняемых работ «размещение» отходов IV класса опасности на территории Баратаевского карьера песка <АДРЕС> района г. Ульяновска).
В соответствии с лицензией Общество осуществляет свою деятельность по следующим адресам: Ульяновская область, г. Ульяновск, <АДРЕС> район, Совхоз «Карлинский», территория Баратаевского карьера песка (<НОМЕР>); Ульяновская область, г.Ульяновск, <АДРЕС> район, территория Баратаевского карьера (участок <НОМЕР>); Ульяновская область, г. Ульяновск, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, в 2500 м северо-восточнее территории ЗАО «Симбирская литейная компания» по ул. <АДРЕС>, д. 196 (73:19:070901:118); Ульяновская область, Ульяновский район (73:19:070901:372); Ульяновская область, г. Ульяновск, <АДРЕС> район, 376 (73:19:070901:376).
При визуальном осмотре территории места размещения отходов установлено, что объект размещения отходов, эксплуатируемый ООО «ЦЕНТРЭКОТЕХ» функционирует, работают работники и специализированная техника.
В ходе проведения указанного мероприятия Комиссией Росприроднадзора выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, а также нарушения в области охраны окружающей среды, допущенные ООО «ЦЕНТРЭКОТЕХ» при осуществлении обращению с отходами IV класса опасности по следующим адресам: Ульяновская область, г.Ульяновск, <АДРЕС> район, Совхоз «Карлинский», территория Баратаевского карьера песка (<НОМЕР>); Ульяновская область, г. Ульяновск, <АДРЕС> район, территория Баратаевского карьера (участок <НОМЕР>); Ульяновская область, г. Ульяновск, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, в 2500 м северо-восточнее территории ЗАО «Симбирская литейная компания» по ул. <АДРЕС>, д. 196 (73:19:070901:118); Ульяновская область, Ульяновский район (73:19:070901:372); Ульяновская область, г. Ульяновск, <АДРЕС> район, 376 (73:19:070901:376), а именно: использование объекта размещения отходов I-IV классов опасности - территория отработанного Баратаевского карьера песка, включенного в государственный реестр объектов размещения отходов за <НОМЕР>, с отступлениями от проектной документации «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от <ДАТА19> <НОМЕР>.
Согласно технической части проектной документации «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера» 2017/211-ИОС7.ТЧ, получившей заключение ГЭЭ от <ДАТА19> <НОМЕР>, на площадках компостирования располагаются бурты шириной 4 м и высотой 2 м (высота бурта должна быть не больше 2 м), длина различна.
По результатам измерений, проведенных специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» размеры буртов следующие: ширина - от 6,4 м до 6,7 м, высота - от 1,7 м до 3,1 м.
Согласно технической части проектной документации «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера» 2017/211-ООС1.ТЧ, получившей заключение ГЭЭ от <ДАТА19> <НОМЕР>, для защиты прилегающих земель от загрязнения необходимо предусмотреть защитные сетчатые экраны вокруг площадки компостирования для предотвращения разноса ветром легких фракций отходов при их выгрузке и распределении по площадке. Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТКО из мусоровозов и перемещаемых к площадке.
При визуальном осмотре территории места размещения отходов установлено отсутствие сетчатых ограждений в местах разгрузки и складирования отходов.
Согласно технической части проектной документации «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера» 2017/211-ИОС7.ТЧ, получившей заключение ГЭЭ от <ДАТА19> <НОМЕР>, для предотвращения размножения мух и грызунов, устранения запаха боковые и верхние поверхности буртов необходимо покрывать изолирующим слоем торфа, готового компоста, материалом временной изоляции, земли или опила толщиной 20 см.
При отборе специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» проб из буртов зафиксировано отсутствие изолирующего слоя на боковых поверхностях буртов.
Результаты лабораторных исследований, измерений и испытаний, определение площади размещенных отходов, высотных отметок объекта размещения отходов, площади земельных участков, отведенных под рекультивацию, объемов и массы размещаемых отходов, проведенных и подготовленных ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» показали, что ООО «ЦЕНТРЭКОТЕХ» на территории Баратаевского карьера, фактически осуществляется размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов (ТКО), а не их утилизация (рекультивация техническим грунтом), как указано в положительном заключение ГЭЭ от <ДАТА19> <НОМЕР> на проектную документацию Рекультивация отработанного Баратаевского карьера».
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении директора ООО «ЦентрЭкоТех» Калмыкова Е.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ, и привлечения его к ответственности.
В соответствии со ст.2 Федеральный закон от <ДАТА43> <НОМЕР> «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно п.7.2 ст.11 Федерального закона от <ДАТА44> <НОМЕР>-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является, в том числе, проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.
Между тем, в соответствии с п.6 ст.49 Федерального закона от <ДАТА45> <НОМЕР> «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положение подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от <ДАТА44> <НОМЕР>-ФЗ «Об экологической экспертизе» не применяется к объектам, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено при рассмотрении дела, ООО «ЦентрЭкоТех» эксплуатировало объект размещения отходов, расположенный по адресу: г. Ульяновск, <АДРЕС>», территория Баратаевского карьера песка, размещенный на земельном участке с кадастровым номером <НОМЕР>, на основании лицензии на право осуществления деятельности по обращению с отходами от <ДАТА7> <НОМЕР> на виды деятельности по сбору, транспортированию и размещению отходов IV класса опасности, приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <ДАТА8> <НОМЕР> о внесении объекта в Государственный реестр объектов размещения отходов под номером <НОМЕР>, приказа Управления Росприроднадзора по Ульяновской области <НОМЕР> от <ДАТА9> «Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» Обществу утверждены лимиты на размещение отходов производства и потребления, положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту «Рекультивация с использованием твердых бытовых отходов (ТБО) выработанного карьера на Баратаевском месторождении Ульяновского района Ульяновской области», утвержденного приказом Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ульяновской области от <ДАТА10> <НОМЕР>.
Объект проектирования, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера», утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от <ДАТА19> <НОМЕР>, представляет собой процесс рекультивации Баратаевского карьера техническим грунтом, полученным в результате компостирования отходов сортировки твердых коммунальных отходов с добавками промышленных отходов 4-5 классов опасности.
Объект состоит из 7 земельных участков, общей площадью 44 га. При этом объект поделен на 2 части:
Первая часть - это полигон захоронения отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <НОМЕР>, по адресу: г. Ульяновск, <АДРЕС>», территория Баратаевского карьера песка, назначение участка: размещение полигона ТБО.
Вторая часть - это территория, подлежащая рекультивации, которая представляет из себя отработанный карьер.
Рекультивация отработанного Баратаевского карьера происходит техническим грунтом, полученным в результате компостирования отходов сортировки твердых коммунальных отходов с добавлением промышленных отходов 4-5 классов опасности. Технический грунт, полученный путем утилизации остатков сортировки и хвостов сортировки, является продуктом, а не отходом. На полученный технический грунт ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» разработало Технические условия ТУ 38.21.29-001-25456310-2018, которые прошли сертификацию в Росстандарте.
В ст. 1 Федерального закона от <ДАТА21> N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» приведены следующие понятия:
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
Согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» обработка отходов: деятельность, связанная с выполнением каких-либо технологических операций, которые могут привести к изменению физического, химического или биологического состояния отходов для обеспечения последующих работ по обращению с отходами. К обработке относят также разложение отходов - деятельность, связанную с выполнением биохимических, биологических, физико-химических операций над опасными отходами, приводящих к возможности их утилизации.
С <ДАТА20> ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» осуществляет деятельность по сбору отходов IV класса опасности, транспортированию отходов IV класса опасности, обработки отходов IV класса опасности, утилизации отходов IV класса опасности на основании лицензии <НОМЕР> от <ДАТА18>.
Согласно разделу 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» подраздел 7 «Технолгические решения» проектной документации «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера» 2017/211-ИОС7, объект проектирования представляет собой процесс рекультивации Баратаевского карьера техническим грунтом, полученным в результате компостирования отходов сортировки твердых коммунальных отходов с добавками промышленных отходов 4-5 классов опасности.
Основное производственное назначение объекта - рекультивация Баратаевского карьера техническим грунтом, полученным в результате процесса компостирования остатков сортировки (утилизации), получаемых в процессе сортировки твердых коммунальных отходов, образующихся от физических и юридических лиц на территории г. Ульяновска и Ульяновской области.
Территория карьера разделена на зоны: площадки накопления отходов перед компостированием, площадки компостирования (бурты), площадки накопления компостного материала, карты дозревания компостного материала.
Компостирование отходов осуществляется в 4 цикла за год. Это связано с тем, что компостирование происходит только в период с положительной температурой воздуха (с апреля по октябрь). Процесс компостирования в буртах длится 53 дня. Процесс дозревания компоста длится 30 дней, осуществляется на рабох рекультивируемого карьера. Количество циклов компостирования и их продолжительность может корректироваться в зависимости от погодных условий.
Подготовка отходов для компостирования включает в себя операции по дроблению хвостов сортировки, формированию бурта, внесению минеральных удобрений (источник биогенных элементов), добавки специальных биопрепаратов, ускоряющих процесс компостирования, структураторов, инертных отходов и т.д.
Дробление хвостов сортировки осуществляется мобильной дробилкой Husmann HL1622 (или аналогом). Дробильная установка не имеет постоянного места расположения, а располагается на технологических площадках в соответствии с технологической необходимостью.
После дробления отходов они перемещаются на участок компостирования. На участке компостирования фронтальным погрузчиком или экскаватором осуществляется формирование бурта произвольной геометрии. Высота бурта должна быть не больше 2 м.
По окончании операции по формированию бурта производится контроль влажности материала в бурте, а также отбор проб для анализа pH компостируемого материала.
После подготовки отходов для компостирования для поддержания эффективной аэрации и влажности верхнего слоя материала фронтальным погрузчиком осуществляется корректировка буртов.
Размеры бурта составляют: высота 2 м, ширина 4 м, длина переменная (длина буртов может изменяться в зависимости от размеров площадки буртования и обеспечения технологических проездов).
Между параллельно и (или) продольно расположенными буртами оставляют технологические проходы шириной не менее 0,5 м.
Для предотвращения размножения мух и грызунов, устранения запаха боковые и верхние поверхности буртов необходимо покрывать изолирующим слоем торфа, готового компоста, материалом временной изоляции, земли или опила толщиной 20 см. Покрытие изолирующим слоем производится только в процессе первичной закладки бурта.
Приказом Управления Росприродназора по Ульяновской области от <ДАТА19> <НОМЕР> утверждено заключение государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера».
Как было установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ООО «ЦентрЭкоТех» с <ДАТА20> имеет лицензию <НОМЕР> на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов IV класса опасности, с этого момента общество приступило к реализации проекта по рекультивации Баратаевского карьера песка техническим грунтом, то есть общество не осуществляет деятельность по размещению отходов, и соответственно, предпринимательскую деятельность с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушений лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии п.2 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе и отсутствие состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах, суд полагает необходимым производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ЦентрЭкоТех» Калмыкова Е.В. по ч. 4 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.29.10, 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья,
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░.14.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░░░░░░>» ░░░░░░░░░ ░.░.1, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.2 ░.1 ░░.24.5 ░░░░ ░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░