Мировой судья: Ляхович А.Н. Дело №11-15/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 февраля 2024 года город Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Благодатной Е.Ю.,
при секретаре – Мурадове Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности осуществить выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации инвалида,
по апелляционной жалобе ответчика Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> на решение мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> городского округа Симферополь) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился к мировому судье в интересах ФИО1 с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности осуществить выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации инвалида в размере 558,40 рублей.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> с заявлением о возмещении стоимости самостоятельно приобретенных технических средств реабилитации. Отделением Фонда ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере 558,40 рублей. Вместе с тем, выплата компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации истцу не произведена.
Решением мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> городского округа Симферополь) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск заместителя прокурора <адрес>. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> возложена обязанность осуществить выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации инвалида ФИО1 в размере 558 (пятьсот пятьдесят восемь) рублей 40 копеек.
В апелляционной жалобе ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое, которым в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы основаны на том, что затраты, связанные с финансовым обеспечением инвалидов ТСР являются расходными обязательствами Российской Федерации, в связи с чем, их осуществление производится в строгом соответствии с требованиями Бюджетного законодательства Российской Федерации. Иных способов и источников финансирования расходов по обеспечению инвалидов ТСР действующим законодательством не предусмотрено. Произвести выплату в 5-дневный срок с момента принятия решения не представилось возможным в связи с тем, что выделенный объем бюджетных ассигнований был полностью освоен и позволил ОСФР по РК произвести выплату компенсации гражданам, подавшим заявление до 26.03.2023г. По мере доведения дополнительных бюджетных ассигнований на 2023 год, ФИО1 в порядке очередности будет выплачена компенсация в соответствии с принятым решением от 14.04.2023г.
Стороны, извещенные о судебном разбирательстве надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не просили, ввиду чего суд апелляционной инстанции рассматривает дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Из содержания положений статьи 11 ГПК РФ следует, что суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № от ДД.ММ.ГГГГ, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует изложенным требованиям.
Согласно статье 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда апелляционной инстанции, мировой судья при принятии решения таких нарушений не допустил.
Как установлено мировым судьей и следует из материалов дела, ФИО1, является инвалидом первой группы общего заболевания бессрочно, что подтверждается справкой МСЭК № (л.д. 8).
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 08.02.2017 №ДД.ММ.ГГГГ/2017, ФИО1 подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: подгузниками для взрослых, размер «М» (объем талии/бедер до 120 с) с полным влагопоглощением не менее 1300 г в количестве 2 штук в сутки (л.д. 14-17).
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 за счет собственных средств приобретены подгузники на сумму 999,96 рублей, что подтверждается платежными документами (л.д. 12).
Указанные технические средства реабилитации предусмотрены Классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, утвержденной Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, а именно: разделом 22 ««Абсорбирующее белье, подгузники» под номером видов технических средств реабилитации - 22-01-08.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> с заявлением о выплате компенсации расходов, связанных с приобретением средств реабилитации, приложив к заявлению документы, подтверждающие понесенные расходы (л.д. 9-1).
Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> на основании поданного заявления вынесено решение о выплате компенсации от ДД.ММ.ГГГГ №_11732570 за приобретенные технические средства реабилитации - подгузники для взрослых, размер «М» (объем талии/бедер до 120 с) с полным влагопоглощением не менее 1300 г в количестве 20 штук на общую сумму 558,40 рублей (л.д. 13).
Между тем ответчиком в установленный пятидневный срок с момента принятия решений о выплате компенсации указанная выплата осуществлена не была.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также отсутствие доказательств выплаты компенсации, мировой судья, пришел к выводу об удовлетворении иска и возложении на ответчика обязанности осуществить выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации инвалида ФИО1 в размере 558,40 рубле.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом мирового судьи и находит его законным и основанным на правильном применении норм материального права.
Разрешая спор по существу, мировой судья исходил из того, что государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ под реабилитацией инвалидов понимаются система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной, деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утвержден приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н, который действовал на момент возникновения спорных правоотношений (здесь и далее - Порядок).
В соответствии с п.3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Пунктом 6 указанного Порядка установлено, что решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 15 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.
Средства на выплату инвалиду компенсации направляются уполномоченным органом в срок не более 5 рабочих дней с даты принятия указанного решения в кредитную организацию для зачисления на расчетный счет, открытый инвалидом, или путем почтового перевода.
При таких обстоятельствах мировой судья в полном соответствии с вышеприведенными нормами права возложил на ответчика обязанность осуществить выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации инвалида ФИО1 в размере 558,40 рублей.
Довод апелляционной жалобы о том, что выделенный объем бюджетных ассигнований был полностью освоен, что делает невозможным выплату компенсации истцу в установленный законом срок рассмотрен мировым судьей и по сути является следствием несогласия ответчика с принятым судебным актом, направлен на переоценку имеющихся в деле доказательств, на иное применение и толкование закона, но не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда.
Иных доводов, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержат.
При принятии по делу решения, мировой судья правильно установил правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы материального права судом применены и истолкованы верно. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 327-330 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> городского округа Симферополь) Республики Крым от 18 Центрального судебного района <адрес> городского округа Симферополь) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности осуществить выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации инвалида – оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> – оставить без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья: Е.Ю. Благодатная