дело №2-52-546\2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 апреля 2021 года с.Старая Полтавка
Мировой судья судебного участка №45 Палласовского судебного района Волгоградской области Ковылина О.В., исполняющая обязанности мирового судьи судебного участка №52 Старополтавского судебного района Волгоградской области, при секретаре Райко Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Управление отходами - Волгоград» к Петрову В. А., Федосеенко Е. Ф., Петрову А. В., Петровой Д. В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Управление отходами -Волгоград» обратились в судебный участок с исковым заявлением к Петрову В. А., Федосеенко Е. Ф., Петрову А. В., Петровой Д. В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени. В обоснование исковых требований указало, что по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории <АДРЕС> области <ДАТА2> между ООО «Управление отходами-Волгоград» и Комитетом ЖКХ и ТЭК <АДРЕС> области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории <АДРЕС> области. В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным и может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий на основании пункта 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА4> <НОМЕР>. То есть договор считается заключенным, если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления. Договор оферты опубликован в газете «Волгоградская правда. Документы» от <ДАТА5> и на официальном сайте регионального оператора www.uo.34.ru. Таким образом, оформление договора в письменном виде не является обязательным для физических лиц (жителей и собственников квартир и домов). В соответствии с абз.15 п.2 Правил <НОМЕР>, потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. В силу ч.11 ст.155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Пунктами 148 (36), 56 (2) Правил <НОМЕР> предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданам объём коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения. Стоимость услуг регионального оператора по обращению с ТКО устанавливается на основании: приказа Комитета тарифного регулирования <АДРЕС> области <НОМЕР> от <ДАТА6>, приказа Комитета тарифного регулирования <АДРЕС> области <НОМЕР> от <ДАТА7> Уведомление должников о начислении платы за услуги по обращению с ТКО осуществляется путем направления квитанций, а также размещения указанной информации в государственной информационной системе ЖКХ (dom.gosuslugi.ru). ГИС ЖКХ обеспечивает выполнение п.1г поручения Президента Российской Федерации от <ДАТА8> <НОМЕР> «обеспечить создание единого информационного ресурса в целях получения доступа к информации в соответствии с действующими стандартами деятельности организаций коммунального комплекса, в том числе к информации о стоимости услуг, кредиторской задолженности и об установлении тарифов на очередной период регулирования, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами». Согласно п.31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА9> <НОМЕР> «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в ГИС ЖКХ (п.9 ст.2, ч.2 ст.155 ЖК РФ). Таким образом, потребители услуг вправе узнать о задолженности исходя из общедоступной единой федеральной централизованной информационной системы ГИС ЖКХ. Общая сумма задолженности по лицевому счёту <НОМЕР> за период с января 2019 года по апрель 2020 года включительно составляет 9 299 рублей 58 копеек. До настоящего времени задолженность не погашена. В соответствии со ст.67, ст.153-155 ЖК РФ, ст.210, 678 ГК РФ, ст.30 ЖК РФ собственник обязан нести бремя содержания своей собственности и вносить плату за жилищно-коммунальные услуги ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчётным. На основании п.148 (39) Правил <НОМЕР> потребители, обязанные своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО. За несвоевременную оплату по состоянию на <ДАТА10> начислена пеня в порядке п.14 ст.155 ЖК РФ в размере 364 рубля 18 копеек. Просит взыскать солидарно с Петрова В.А., Федосеенко Е.Ф., Петрова А.В., Петровой Д.В. задолженность по оплате обращения с ТКО за период с января 2019 года по апрель 2020 года включительно в размере 9 299 рублей 58 копеек, пени в размере 364 рубля 18 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей 00 копеек.
В судебное заседание представитель истца Общества с ограниченной ответственностью «Управление отходами - Волгоград» не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Петров В.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска отказать, так как по адресу указанному в исковом заявлении не зарегистрирован и не проживает.
Ответчики Федосеенко Е.Ф., Петров А.В., Петрова Д.В. в судебное заседание не явились. О дне, месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельной управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст.1 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «Об отходах производства потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно пункту 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включена законодателем в состав платы за коммунальные услуги.
Согласно ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от <ДАТА11> <НОМЕР> «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу положений ч.1 ст.51 Федерального закона от <ДАТА11> <НОМЕР> «Об охране окружающей среды», ч.2 ст.21, ч.1 ст.22 Федерального закона от <ДАТА12> <НОМЕР>-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ст.3, 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
У собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
В силу положений части 1, пункта 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором.
В соответствии со ст.20 Федерального закона от <ДАТА13> <НОМЕР> «О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее <ДАТА14>
В соответствии с п.1 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда эта обязанность предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п.1 ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Условия публичного договора, которые не соответствуют указанным требованиям, ничтожны и не влекут каких-либо юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью (ст. 426, 167 ГК РФ).
Понуждение к заключению такого договора не допускается, однако, пользование потребителем услугами обязанной стороны в соответствии со ст.438 ГК РФ следует считать как принятие пользователем условий договора, предложенным стороной, оказывающей услуги, в связи с чем, данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании пункта 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, её акцепта.
Согласно п.1 ст.435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определённо и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В соответствии с п.2 ст.437 Гражданского кодекса Российской Федерации содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
В статье 438 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для её акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
В соответствии с требованиями закона публичный договор считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения (подписи потребителя). Моментом его заключения является момент, когда потребитель совершил любые действия о принятии им предложенных условий.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны, а также оплату оказанных услуг, следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Таким образом, отсутствие отдельного заключенного договора с ответчиком на оказание услуг по вывозу мусора не свидетельствует об отсутствии между сторонами договорных отношений, поскольку действия ООО «Управление отходами - Волгоград» основаны на публичности в отношении всех физических лиц на территории <АДРЕС> области и фактическом предоставлении услуг.
Акцептом оферты истца в данном случае следует признать получение квитанций по оплате услуг в спорный период времени, не принятие им мер по расторжению договора.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги как сбор и вывоз ТБО применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Односторонний отказ от исполнения обязательства в соответствии со ст.310 ГК РФ недопустим.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории <АДРЕС> области <ДАТА2> между ООО «Управление отходами-Волгоград» и Комитетом ЖКХ и ТЭК <АДРЕС> области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории <АДРЕС> области.
Согласно п.1.2 которого ООО «Управление отходами - Волгоград» присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет.
Согласно п.1.3 указанного соглашения региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории <АДРЕС> области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Дата начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением <ДАТА14>
То есть, вывоз твердых коммунальных отходов по указанному району осуществляется региональным оператором ООО «Управление отходами - Волгоград», которым производятся начисления платы гражданам по обращению с твердыми коммунальными отходами.
<ДАТА5> в газете «Волгоградская правда. Документы», а также на официальном сайте регионального оператора www.uo.34.ru. была опубликована публичная оферта (предложение) по оказанию услуг по сбору, вывозу и дальнейшему размещению ТКО.
Истцом ООО «Управление отходами - Волгоград» ответчикам услуга по вывозу мусора путем сбора отходов, оказывалась, в связи с чем, сложившиеся между сторонами правоотношения являются договорными в силу ч.3 ст.438 Гражданского кодекса Российской Федерации вне зависимости от соблюдения формальных условий заключения договора.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктами 5 и 7 Правил N1156.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Петров В.А., Федосеенко Е.Ф., Петров А.В., Петрова Д.В. по адресу указанному в исковом заявлении: <АДРЕС> Полтавка <АДРЕС>, дом 76 <АДРЕС> района <АДРЕС> области не зарегистрированы и не проживают.
Согласно представленным суду сведениям отделения МВД России по <АДРЕС> району <АДРЕС> области <НОМЕР> от <ДАТА15> Петров В. А. с <ДАТА16> по настоящее время зарегистрирован по адресу: <АДРЕС> Полтавка <АДРЕС>, дом 79 <АДРЕС> района <АДРЕС> области, <ФИО1> с <ДАТА16> по настоящее время зарегистрирована по адресу: <АДРЕС> Полтавка <АДРЕС>, дом 79 <АДРЕС> района <АДРЕС> области, Петров А. В. с <ДАТА16> по настоящее время зарегистрирован по адресу: <АДРЕС> Полтавка <АДРЕС>, дом 79 <АДРЕС> района <АДРЕС> области, Петрова Д. В. с <ДАТА16> по настоящее время зарегистрирована по адресу: <АДРЕС> Полтавка <АДРЕС>, дом 79 <АДРЕС> района <АДРЕС> области.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от <ДАТА4> N354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении 148(34).
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА17> N713, место жительства должно совпадать с местом регистрации. Таким образом, по смыслу указанных норм, местом жительства ответчика является место его регистрации.
Учитывая, что ответчики Петров В.А., Федосеенко Е.Ф., Петров А.В., Петрова Д.В. проживают и зарегистрированы по другим адресам, никакого отношения к домовладению по адресу: <АДРЕС> Полтавка <АДРЕС>, дом 76 <АДРЕС> района <АДРЕС> области не имеют, у судьи имеются все основания для отказа ООО «Управление отходами - Волгоград» в удовлетворении исковых требований. Доказательств обратного представителем истца, суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, мировой судья
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Обществу с ограниченной ответственностью «Управление отходами - Волгоград» к Петрову В. А., Федосеенко Е. Ф., Петрову А. В., Петровой Д. В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени, отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения путём подачи апелляционной жалобы в Старополтавский районный суд Волгоградской области через мирового судью судебного участка №52 Старополтавского судебного района Волгоградской области.
Мировой судья О.В. Ковылина