Дело № 2-4154/2023
УИД 50RS0052-01-2023-003670-36
Решение
Именем Российской Федерации
29 мая 2023 года пл. Ленина, д.5, г. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Малинычевой Т.А.
при секретаре судебного заседания Атаевой З.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных отношений Московской области к Шпитальному ФИО6 о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка,
установил:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Щелковский городской суд Московской области с исковыми требованиями к Шпитальному В.В. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № в размере 103714 рублей 34 копейки. В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что ответчиком был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащим Шпитальному В.В. с ВРИ «для дачного строительства» на ВРИ «Для индивидуального жилищного строительства». Минмособлимущество на основании Постановления Правительства Московской области № осуществило расчет платы за изменение ВРИ и направило собственнику земельного участка уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму в размере 119 846, 31 рублей. В связи с непоступлением в бюджет Московской области платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес Шпитального В.В. претензию от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму в размере 119 846, 31 рублей. Претензия была получена ответчиком, однако оплата не произведена, в связи с чем, Министерство имущественных отношений Московской области было вынуждено обратиться в суд с настоящим иском, поскольку возвращение ВРИ к исходному невозможно. Просит суд взыскать со Шпитального В.В. плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № в размере 103 714, 34 рублей.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени рассмотрения дела извещен. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Шпитальный В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, заявил о пропуске срока исковой давности. Из содержания отзыва следует, что ответчик не согласен с произведенным истцом расчетом платы за ВРИ, выполненном без учета изменения кадастровой стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ответчика в перерасчете было отказано. Ответчиком произведен платеж за изменение ВРИ в размере 16 131, 97 рублей по указанным в уведомлении реквизитам.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения об изменении вида разрешенного использования (далее - ВРИ) земельных участков, расположенных на территории субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Московской области, находящихся в собственности физических или юридических лиц, принимаются при условии внесения собственниками земельных участков платы за изменение ВРИ, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Московской области.
Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", а также постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 года N 1190/57 "Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".
В силу законодательства Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную)) ведение личного подсобного хозяйства, ведение дачного хозяйства, ведение садоводства.
Плата взимается за указанное изменение ВРИ земельных участков, осуществленное:
на основании постановлений Правительства Московской области о включении земельных участков в границы населенных пунктов и одновременном изменении их ВРИ;
на основании актов органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области путем обращения правообладателей земельных участков в Росреестр);
на основании ПЗЗ;
на основании актов уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти Московской области - Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков.
В соответствии с ч. 19 ст. 5.1 Закона N 23/96-03 плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении вида разрешенного использования земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную, многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную)), ведение личного подсобного хозяйства, ведение дачного хозяйства (до ДД.ММ.ГГГГ ведение садоводства.
Плата взимается при изменении вида разрешенного использования на основании: Решения Правительства Московской области о включении земельного участка в границы населенного пункта и об одновременном изменении его вида разрешенного использования (ч. 1. ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ); Решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ч. 3. ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ); Разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного уполномоченным органом (ч. 5 ст. 5.1 Закона 23 96-ОЗ); Правил землепользования и застройки (ч.ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ).
В соответствии с ч. 10 ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ в случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.
Пунктами 13.36.1 и 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утв. постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 г. N 842/27, установлено, что органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Минмособлимущество.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № об изменении на основании утвержденных ПЗЗ изменен ВРИ земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащим Шпитальному В.В. с ВРИ «для дачного строительства» на ВРИ «Для индивидуального жилищного строительства».
Минмособлимущество на основании Постановления Правительства Московской области № осуществило расчет платы за изменение ВРИ и направило собственнику земельного участка уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N № на сумму в размере 119 846, 31 рублей.
Указанное уведомление получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления и не оспаривается сторонами (л.д. 14-15).
В связи с непоступлением в бюджет Московской области платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес Шпитального В.В. претензию от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму в размере 119 846, 31 рублей. Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России, претензия вручена ответчику ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).
Согласно ч.ч. 15, 16 ст. 5.1 Закона N 23/96-03 собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Минмособлимуществу) заказного письма.
Собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления.
Ответчиком в материалы дела представлено заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности по данному иску.
Как указано выше, уведомление о необходимости внесения платы за изменение ВРИ получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, срок оплаты за изменение ВРИ – до ДД.ММ.ГГГГ (включительно).
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно положениям статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
В силу положений пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Истец обратился в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается оттиском почтового штемпеля на конверте (л.д. 33), в то время как с ДД.ММ.ГГГГ срок исковой давности по заявленным требованиям пропущен.
С учетом вышеуказанных правовых норм и разъяснений по их применению, оценивая представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание сроки наступления обязанности ответчика по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, суд приходит к выводу, что требования истца предъявлены за пределами установленного статьей 196 и пунктом 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срока, в связи с чем к данным требованиям подлежит применению трехлетний срок исковой давности, который по возникшим обязательствам является пропущенным, что является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений Московской области к Шпитальному ФИО7 о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Малинычева