АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 октября 2019 г. п. Арбаж
Яранский районный суд Кировской области в составе судьи Гулиной Н.А., при секретаре Хорошавиной Ф.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 1 Яранского судебного района Кировской области от 8 августа 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении требования Захаровой Ю.В. о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг, за счет ответчика Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Арбажская центральная районная больница» и Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Станция скорой помощи г.Кирова» отказать полностью.
Требования Захаровой Ю.В. о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг, за счет ответчика министерства финансов Кировской области удовлетворить частично.
Взыскать с министерства финансов Кировской области за счёт средств казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Захаровой Ю.В. компенсацию за отопление жилого помещения и использование электроэнергии за период с июля 2016 года по май 2017 года в сумме 9894 рубля 35 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в размере 339 рублей 48 копеек, а всего 10233 рубля 83 копейки,
УСТАНОВИЛ:
Захарова Ю.В. обратилась в суд с иском к министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Арбажская ЦРБ» и КОГБУЗ «Станция скорой помощи г.Кирова» о взыскании затрат на оплату коммунальных услуг: отопления и освещения жилого помещения за период с июня 2016 года по 01 июня 2019 года, считая, что её расходы на отопление и освещение как работающего и проживающего в поселке городского типа медицинского работника должны быть полностью компенсированы. Просила взыскать с ответчиков в счет компенсации затрат на отопление и освещение в сумме 46392,77 рубля, а также государственную пошлину в размере 1591,78 рублей.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением мирового судьи не согласен представитель министерства финансов Кировской области. В апелляционной жалобе просит решение отменить. В обоснование жалобы указывает, что Законом Кировской области от 3 ноября 2004 года N 267-ЗО "О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета. Истцу компенсация ежемесячно выплачивалась, таким образом, обязательства субъекта РФ - Кировской области перед ним выполнены в полном объеме. Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ - Кировская область, это дополнительная мера социальной поддержки, введенная в действие с 01.01.2005 г. Получение работником дополнительной социальной поддержки в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005 г. не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005 г. Обращает внимание, что право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 г. сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005 г. Факты должны быть подтверждены допустимыми доказательствами. Кроме того, работникам, работающим и проживающим в сельской местности, пользовавшимся льготами до 01.01.2005 г., льготы должны быть предоставлены за счет средств федерального бюджета.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
С учетом изложенного, и поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения мирового судьи в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в объеме, представленном сторонами, суд апелляционной инстанции пришел к следующему:
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пункт 50 статьи 35 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ признал часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статью, в том числе, частью 5, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Кировской области от 03.11.2004 г. № 267-ЗО (в ред. от 27.09.2018г.) «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Кировской области» установлено, что фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение.
Согласно статье 4 данного Закона размер частичной компенсации расходов увеличивается и утверждается Правительством области.
Так, размер частичной компенсации с 01.07.2014 г. составляет 628 рублей.
В соответствии с преамбулой ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 153 ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 153 ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.; при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что действующим с 01.01.2005 г. законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности и поселках городского типа в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на субъекты РФ и органы местного самоуправления в зависимости от того, в чьем ведении находится то или иное учреждение здравоохранения.
На основании распоряжения Правительства Кировской области от 01.12.2011г. № 376 «О принятии в собственность области муниципальных учреждений здравоохранения» Арбажская центральная районная больница была передана из муниципальной собственности в собственность Кировской области.
Согласно копии трудовой книжки истец Захарова Ю.В. с <ДД.ММ.ГГГГ> и по <ДД.ММ.ГГГГ> работала в КОГБУЗ «Арбажская ЦРБ» в должности медсестры, а с <ДД.ММ.ГГГГ> в КОГБУЗ «Станция скорой помощи» г.Кирова на подстанции пгт.Арбаж. (л.д. 10-13)
Захарова Ю.В. с <ДД.ММ.ГГГГ> и по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <данные изъяты> область, п. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, д.№ <...>, кв.№ <...>. (л.д. 9)
Истец до 01.01.2005г. пользовалась льготами медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, что подтверждается бухгалтерской документацией Арбажской ЦРБ. (л.д. 31-34)
Указанные доказательства суд находит достоверными, допустимыми, относимыми и достаточными.
Суд приходит к выводу, что Захаровой Ю.В., как медицинскому работнику, работающему и проживающему в поселке городского типа, до 01.01.2005 г. бесплатно предоставлялись отопление и освещение, и она не утратила право на получение компенсации за отопление и электроснабжение, в связи, с чем заявленные требования подлежат удовлетворению с учетом полученной частичной компенсации.
За период с июля 2016 г. по май 2017 г. включительно Захарова Ю.В. заплатила за освещение 8392,41 рубля, что подтверждается выпиской из лицевого счета (л.д.17), за отопление (дрова) квартиры 9900,00 рублей, что подтверждается товарной накладной: № <...> от <ДД.ММ.ГГГГ>, квитанцией к приходному кассовому ордеру № <...> от <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. 20-21)
Согласно техническому паспорту общая площадь жилого помещения квартиры № № <...> по ул. <данные изъяты>, д.№ <...>, в котором истец проживает, составляет 33,4 кв.м. (л.д. 26-27)
Согласно расчету по отоплению, исходя из нормативов потребления твердого топлива, и с учетом розничных цен, установленных региональной службой по тарифам Кировской области, действовавшим в спорный период, истцу положено возместить 8409,94 рублей.
Из представленных истцом документов за период с июля 2016 г. по май 2017 г. она заплатила за освещение 8392,41 рубля, за отопление (дрова) квартиры 9900,00 рублей.
Общая сумма понесенных истцом расходов за отопление и освещение за период с июля 2016 г. по май 2017 г. включительно составляет 16802,35 рубля (8409,94 + 8392,41).
За период с июля 2016 г. по май 2017 г. включительно истцу, согласно Закону Кировской области № 267-ЗО от 03.11.2004 г. произведена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в сумме 6908,00 рублей, что значительно меньше фактических затрат, понесенных истцом на оплату отопления и освещения жилого помещения.
Разница между уплаченными истцом денежными средствами за отопление и освещение и выплаченной компенсацией составила 9894,35 рубля (16802,35 – 6908,00).
Расчет и размер понесенных истцом расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением в жалобе не оспаривается.
Пунктом 1.1 Постановления Правительства Кировской области от 24.06.2015 № 44/316 «Об утверждении Положения о министерстве финансов Кировской области» установлено, что министерство финансов Кировской области, сокращенное наименование - Минфин Кировской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим осуществление единой государственной политики, методологического сопровождения и нормативного правового регулирования в финансово-бюджетной и налоговой сферах, в сфере регулирования контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд Кировской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области в указанных сферах, а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и контролю в сфере закупок.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что министерство финансов Кировской области является надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору.
В связи с этим взыскание компенсации расходов на оплату коммунальных услуг медицинским работникам учреждений здравоохранения областной принадлежности, должно быть произведено с казны Кировской области в лице министерства финансов Кировской области.
Судом разрешен вопрос по оплате государственной пошлины.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, оспаривающих правильность выводов мирового судьи. Сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с приведенной мировым судьей оценкой указанных обстоятельств и представленных по делу доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 1 Яранского судебного района Кировской области от 8 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Н.А. Гулина