Дело № 2-1246/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 августа 2022 года город Елец Липецкая область
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Геновой О.В.,
при секретаре Семериковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1246/2022 по иску прокурора г. Ельца в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Елец о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Ельца, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа город Елец о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, обосновывая свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере ЖКХ в части безопасности эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения, законодательства о государственной и муниципальной собственности, об учете бесхозяйного имущества. В ходе проверки установлено, что водопровод диаметром 100мм, протяженностью 92,35 м, расположенный от стены многоквартирного дома 30-А ул. 220 Стрелковой Дивизии г.Ельца до места врезки в центральную сеть водопровода (ВК-2 ПГ), а также участок сети канализации (водоотведения) от обозначенного дома до места присоединения к центральной сети канализации на ул. 220 Стрелковой Дивизии г.Ельца (К1-2) (самотечная – диаметром 150мм, протяженностью 53 м, напорная – диаметром 63 мм, протяженностью 152,25 м) являются бесхозяйными объектами. В реестре муниципального имущества городского округа город Елец указанные объекты не числятся, в муниципальную собственность не принимались, на баланс и обслуживание не передавались, их собственник не определен. Сети водоотведения и водоснабжения застройщиком дома ООО «ДСК» в управляющую организацию не передавались. Указанный многоквартирный дом находится на обслуживании в ООО «Гарант-Сервис». Решение о включении в состав общего имущества многоквартирного жилого дома сетей водоснабжения и водоотведения до здания многоквартирного жилого дома собственниками не принималось. Обращение органа местного самоуправления за признанием права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества является обязанностью органа местного самоуправления. Администрация городского округа город Елец обязана принять меры к постановке на учет находящегося на ее территории бесхозяйных объектов водоснабжения и водоотведения. Однако результаты проведенной прокуратурой города проверки свидетельствуют, что администрацией городского округа не приняты меры для постановки на учет указанных выше бесхозяйных объектов. В настоящее время отсутствие собственника указанных объектов, который следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения и водоотведению, обеспечение надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводных и канализационных сетей, несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранение аварий в процессе эксплуатации, а также создает опасность чрезвычайных ситуаций в виде затопления и угрозы санитарного благополучия жителей. Бездействие администрации городского округа город Елец по оформлению в собственность обозначенных выше бесхозяйных объектов нарушает интересы не только собственников упомянутого многоквартирного дома, но права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории города. Просил признать бездействие администрации городского округа город Елец, выразившееся в необращении с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет в качестве бесхозяйных водопровода диаметром 100мм, протяженностью 92,35 м, расположенный от стены многоквартирного дома 30А ул. 220 Стрелковой Дивизии г.Ельца до места врезки в центральную сеть водопровода (ВК-2 ПГ), а также участок сети канализации (водоотведения) от обозначенного дома до места присоединения к центральной сети канализации на ул. 220 Стрелковой Дивизии г.Ельца (К1-2) (самотечная – диаметром 150мм, протяженностью 53 м, напорная – диаметром 63 мм, протяженностью 152,25 м), незаконным; обязать администрацию городского округа город Елец в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет указанного имущества в качестве бесхозяйного.
Определением суда от 20.06.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ООО «Гарант-Сервис». Протокольным определением от 19.07.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено АО «ДСК».
Определением суда от 11.08.2022 был принят отказ от требований в части признания бездействия незаконным.
Определением суда от 11.08.2022 суд перешел к рассмотрению административного искового заявления прокурора г. Ельца в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Елец о возложении обязанности по правилам гражданского судопроизводства.
Представитель истца старший помощник прокурора г. Ельца Калмановская Е.А. в судебном заседании изменила предмет иска, просила в целях обеспечения текущей эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры возложить на администрацию городского округа город Елец обязанность передать участок сети водоснабжения протяженностью 92 м, к многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: г.Елец, ул.220 Стрелковой Дивизии, д.30А, на эксплуатацию в специализированную организацию - ОГУП «Елецводоканал» до признания права муниципальной собственности.
Представитель ответчика администрации городского округа город Елец исковые требования признал в полном объеме.
Представитель третьего лица ООО «Гарант-Сервис», ОГУП «Елецводоканал», ООО «ДСК» в судебное заседание не явились, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со статьей 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные полномочия предусмотрены Уставом муниципального образования городского округа город Елец Липецкой области.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В части 5 статьи 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пункта 3 вышеуказанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Орган местного самоуправления обязан принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в том числе, органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (пункт 5 Порядка N 931).
Как следует из материалов дела, прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере ЖКХ в части безопасности эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения, законодательства о государственной и муниципальной собственности, об учете бесхозяйного имущества.
В ходе рассмотрения дела установлено, что участок сети водоснабжения - водопровод диаметром 100мм, протяженностью 92 м, расположенный от стены многоквартирного дома 30-А ул. 220 Стрелковой Дивизии г.Ельца до места врезки в центральную сеть водопровода (ВК-2 ПГ), принят на учет в качестве бесхозяйного имущества, что следует из данных ЕГРН, однако до настоящего времени право муниципальной собственности на указанный объект не зарегистрирован.
Указанный многоквартирный дом находится на обслуживании в ООО «Гарант-Сервис». Сети водоотведения и водоснабжения застройщиком дома ООО «ДСК» в управляющую компанию не передавались. Решение о включении в состав общего имущества многоквартирного дома сетей водоснабжения и водоотведения до здания жилого дома собственниками не принималось.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что участок сети водоснабжения - водопровод диаметром 100мм, протяженностью 92 м, расположенный от стены многоквартирного дома 30-А ул. 220 Стрелковой Дивизии г.Ельца до места врезки в центральную сеть водопровода (ВК-2 ПГ) не передан в муниципальную собственность и не находится на обслуживании в специализированной организации.
Ответчик не оспаривал данное заключение.
Из системного толкования вышеприведенных законоположений следует, что организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, оформление права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Представитель ответчика администрации городского округа город Елец Евсеев А.А. иск признал. Признание иска ответчиком совершено добровольно и осознанно, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия признания иска надлежаще разъяснены, чему имеется подтверждение в материалах дела, суд полагает возможным принять признание иска ответчиком, учитывая полномочия доверенности.
При этом определить ответчику администрации городского округа город Елец разумный срок 4 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить обязанность на администрацию городского округа город Елец в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда в целях обеспечения текущей эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры передать в эксплуатацию в специализированную организацию ОГУП «Елецводоканал», до признания права муниципальной собственности, участок сети водоснабжения - водопровод диаметром 100мм, протяженностью 92 м, расположенный от стены многоквартирного дома 30-А ул. 220 Стрелковой Дивизии г.Ельца до места врезки в центральную сеть водопровода (ВК-2 ПГ).
Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: О.В. Генова
Решение в окончательной форме принято 16 августа 2022 года.