Дело XXX XX.XX.XXXX
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Найденовой Н.Н.
с участием прокурора Герасимовой Ю.Г.
при секретаре Богверадзе А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Петроспецмонтаж» об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л
Прокурор ... района Санкт-Петербурга, утонив исковые требования в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Петроспецмонтаж», в обоснование которого указывал, что прокуратурой района Санкт-Петербурга, совместно с СПБ ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» Агентство занятости населения ... района Санкт-Петербурга, проведена проверка соблюдения действующего законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в отношении общества с ограниченной ответственностью ««Петроспецмонтаж» (далее по тексту – ООО ««Петроспецмонтаж»).
Как указано в иске, в ходе проведенной проверки установлено, что ответчик, в нарушение требований действующего законодательства, ч.3 ст.25 Закона РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации», не выполняет обязанность по предоставлению ежемесячно в органы службы занятости информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнение квоты для приема на работу инвалидов.
Прокурор указывал, что в целях реализации приведенной нормы Комитетом по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга издано распоряжение от 15.09.2014 № 168-р «О реализации пункта 3 ст.25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1, согласно которому информация о наличии (отсутствии) свободных рабочих мест и вакантных должностей предоставляется работодателями, осуществляющими деятельность на территории Санкт-Петербурга, в районные Агентства занятости населения Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» по месту государственной регистрации работодателей ежемесячно не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным.
Тем, самым, как указывал прокурор, работодатель обязан представлять данную информацию даже в случаях, когда в организации отсутствуют свободные рабочие места и вакантные должности.
В предъявленном в суд по указанным основаниям иске прокурор, руководствуясь ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» №1032-1 от 19 апреля 1991 года, просил суд обязать ООО «Петроспецмонтаж» предоставлять в СПб ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» Агентство занятости населения ... района Санкт-Петербурга информацию о наличии (отсутствии) рабочих мест и вакантных должностей ежемесячно не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, после вступления решения суда в законную силу; взыскать с ответчика госпошлину в доход государства в размере XXX рублей /л.д. 3-5/.
Определением суда от XX.XX.XXXX производство по данному гражданскому делу было прекращено /л.д.99-103/. Определением апелляционной инстанции Санкт-Петербургского городского суда от XX.XX.XXXX определение суда от XX.XX.XXXX было отменено /л.д. 131-133/, гражданское дело было возвращено в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга для рассмотрения по существу.
Старший помощник прокурора Герасимова Ю.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по приведенным в иске основаниям.
Ответчик - ООО «Петроспецмонтаж», в лице представителя Демьянченко Т.К., действующей на основании доверенности от XX.XX.XXXX сроком по XX.XX.XXXX /л.д.135/, в судебном заседании с иском не согласился, подержал доводы, приведенные в возражениях на иск /л.д.9-11/. В своих возражениях ответчик указывал, в частности, что согласно ч.3 ст.25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», у ответчика, как работодателя, отсутствует обязанность ежемесячно предоставлять в органы службы занятости информацию, в случае отсутствия вакантных рабочих мест (должностей).
Третьи лица - Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» Агентство занятости населения ... района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение «Центр занятости населения Санкт-Петербурга», в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства по делу извещались судом, не заявляли ходатайств об отложении судебного разбирательства, возражений на иск не представили. Ранее представитель Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» Агентство занятости населения ... района Санкт-Петербурга, в своих объяснения по иску пояснил, что информация об отсутствии вакантных рабочих мест (должностей), предоставляемая организациями во исполнение распоряжения от XX.XX.XXXX № 168-р, используется в качестве статистических данных.
Третье лицо, Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, извещенное о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, ранее поддержало иск прокурора, ходатайств об отложении судебного заседания не представило.
По основаниям ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд, с учетом мнения прокурора и представителя ответчика, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся третьих лиц.
Суд, выслушав прокурора Герасимову Ю.Г., поддержавшей заявленные требования, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Статьей 5 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые).
В соответствии с ч.1 ст.25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе: соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов; трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
Согласно ч. 3 ст. 25 ФЗ Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В целях реализации п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1, Комитетом по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга издано распоряжение от 17.09.2010 № 244 «Об утверждении формы ежемесячного сообщения работодателя о наличии вакантных рабочих мест (должностей)», согласно которому работодателями, осуществляющими деятельность на территории Санкт-Петербурга должна предоставляться информация о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в соответствии с пунктом 3 ст. 25 вышеуказанного Закона РФ в Санкт-Петербургские государственные учреждения центры занятости населения по месту регистрации работодателей по форме согласно приложению ежемесячно не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным.
Формой сообщения о наличии вакантных мест (должностей) в соответствии с распоряжением Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга, предусмотрено, что работодатели обязаны представлять данную информацию даже в тех случаях, когда на организации отсутствуют вакантные места.
Как следует из материалов дела, прокуратурой района совместно и СПБ ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» Агентство занятости населения ... района Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения действующего законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в отношении ООО «Петроспецмонтаж» /л.д. 6/.
В ходе проверки установлено, что ООО «Петроспецмонтаж» не выполняет указанную обязанность по предоставлению информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032- 1 /л.д. 7/.
Данное нарушение влечет за собой ограничение гражданских, экономических и политических прав и свобод инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
С доводами ответчика о том, что согласно ч.3 ст.25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», у ответчика, как работодателя, отсутствует обязанность ежемесячно предоставлять в органы службы занятости информацию, в случае отсутствия вакантных рабочих мест (должностей), суд не может согласиться. Суд учитывает, что изданное Комитетом по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга распоряжение от 17.09.2010 № 244 «Об утверждении формы ежемесячного сообщения работодателя о наличии вакантных рабочих мест (должностей)» принято в рамках полномочий Комитета, не находится в противоречии с приведенной нормой - ч. 3 ст. 25 ФЗ Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1, преследует цель оказания наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве различным категориям граждан с учетом складывающейся ситуации на рынке труда.
Отсутствие оперативного учета о наличии (отсутствии) свободных рабочих мест и вакантных должностей по полному кругу работодателей в регионе, в том числе и по причине не предоставления работодателями информации о наличии/отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей приводит к снижению достоверности информации о ситуации на рынке труда, прогнозных оценок рынка труда Санкт-Петербурга и прогноза баланса трудовых ресурсов.
В целях реализации п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1, согласно которому работодателями, осуществляющими деятельность на территории Санкт-Петербурга должна предоставляться информация о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в соответствии с пунктом 3 ст. 25 вышеуказанного Закона РФ в Санкт-Петербургские государственные учреждения центры занятости населения по месту регистрации работодателей по форме согласно приложению ежемесячно не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным.
Невыполнение ответчиком требований законодательства негативно отражается на проводимых государством мероприятиях, направленных на содействие в трудоустройстве различным категориям граждан, то есть неопределенного круга лиц.
С учетом приведенного суд находит, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового К РФ, с ответчика в доход государства надлежит взысканию государственная пошлина в размере XXX рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,57,167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора ... района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Петроспецмонтаж» об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Петроспецмонтаж» предоставлять в СПБ ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» Агентство занятости населения ... района Санкт-Петербурга информацию о наличии/отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей ободныз вакантных рабочих мест (должностей) ежемесячно, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, после вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Петроспецмонтаж» государственную пошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере XXX рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Санкт-Петербургский городской суд через Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья Н.Н.Найденова