Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1187/2023 ~ М-1140/2023 от 03.10.2023

                          УИД 67RS0006-01-2023-001244-15                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Дело № 2-1187/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Рославль                                                                  21 ноября 2023 года

Рославльский городской суд Смоленской области

в составе:

председательствующего судьи                                   Мясищева И.Н.,

при секретаре                                                                         Афонасьевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Герасимова Александра Александровича к ФГКУ «Специальное управление ФПС № 72 МЧС России» о признании приказа незаконным,

                                                                УСТАНОВИЛ:

Герасимов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о признании незаконным и отмене приказа ФГКУ «Специальное управление ФПС № 72 МЧС России» (далее Специальное управление № 72) от 5 июля 2023 года № 577 «Об основаниях освобождения от выполнения служебных обязанностей сотрудников ФГКУ «Специальное управление ФПС № 72 МЧС России», в обоснование требований указал, что он проходит службу в специальной пожарно-спасательной части №1 Специального управления № 72 в должности старшего инструктора-пожарного дежурной смены. Приказ, изданный Специальным управлением № 72, нарушает его право как сотрудника, так и гражданина Российской Федерации на возможность ухода за своим несовершеннолетним ребёнком при наличии у ребёнка матери, противоречит действующему законодательству Российской Федерации, а также Федеральному закону «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ, и подлежит отмене.

Определением от 09 октября 2023 года суд перешёл к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.

Истец Герасимов А.А. исковые требования подержал по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что он состоит в браке, имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей, супруга находится в декретном отпуске. С изданным приказом не согласен, в нормативно-правовых актах не содержится прямого запрета на возможность ухода за больным несовершеннолетним отцу, при наличии у ребёнка матери.

Представитель ответчика - ФГКУ «Специальное управление ФПС № 72 МЧС России» Крейк Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, о чём представила письменные возражения.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, а также государственную службу иных видов. В соответствии с пунктом 3 данной статьи военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

К видам федеральной государственной службы относятся, в частности: служба в федеральной противопожарной службе, установленная Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ).

Служба в федеральной противопожарной службе согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ является федеральной государственной службой, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности, его территориальных органах - региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, подразделениях, организациях и учреждениях названного федерального органа исполнительной власти (далее - подразделение), а также на должностях, не являющихся должностями в этом федеральном органе, подразделениях, в случаях и на условиях, которые предусмотрены данным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Сотрудником федеральной противопожарной службы в соответствии с частью 1 статьи 10 указанного федерального закона является гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению службы в федеральной противопожарной службе в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном этим федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

В силу части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на федеральных государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании части 2 статьи 2 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми осуществляется регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, к этим правоотношениям применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямого руководителя (начальника), непосредственного руководителя (начальника), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого руководителя (начальника) или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.

В силу пункта 3 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ Служебные обязанности сотрудника федеральной противопожарной службы определяются должностным регламентом (должностной инструкцией).

В судебном заседании установлено, что между Специальной пожарно-спасательной частью № 1 ФГКУ «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 72 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и прапорщиком внутренней службы Герасимовым А.А., старшим инструктором химической и радиационной разведки 1 пожарно-спасательной части ФГКУ «Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области» 01 июля 2019 года заключён контракт о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы. По настоящему контракту Герасимов А.А. обязуется выполнять обязанности по должности старшего инструктора-пожарного специальной пожарно-спасательной части № 1.

Согласно должностному регламенту (должностной инструкции) старший инструктор-пожарный специальной пожарно-спасательной части № 1 обязан знать и исполнять должностной регламент и положения иных документов, определяющих его права и обязанности, исполнять приказы и распоряжения начальника СПСЧ № 1, его заместителей и старшего инженера – руководителя дежурной смены, а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения от начальника СПСЧ № 1, его заместителей и старшего инженера – руководителя дежурной смены (п.27 раздела 5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций (п.28 раздела 5).

Одной из основных задач старшего инструктора-пожарного специальной пожарно-спасательной части № 1 является - не допускать злоупотребления предоставленными служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой и федеральной противопожарной службой, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудников; осуществлять руководство тушением пожара (руководство ликвидаций ЧС), проведением аварийно-спасательных работ лично или выполнять действия на порученном ему участке руководителем тушения пожара (руководителем ликвидации ЧС).

Также судом установлено, что Герасимов А.А. женат, имеет троих несовершеннолетних детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруга ФИО6 находится в декретном отпуске по уходу за ребёнком.

05 июля 2023 года начальником ФГКУ «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 72 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» вынесен приказ № 577 «Об основаниях освобождения от выполнения служебных обязанностей сотрудников ФГКУ «Специальное управление ФПС № 72 МЧС России», согласно которому приказано исключить случаи освобождения от выполнения служебных обязанностей мужчин-сотрудников, в связи с получением листков временной нетрудоспособности по уходу за больным ребёнком в отсутствие объективных причин; отсутствие на службе по указанному основанию считать прогулом и привлекать к дисциплинарной ответственности по п.6 ч.1 ст.49 ФЗ-141, в случаях не предоставления доказательств, подтверждающих невозможность осуществления ухода за больным ребёнком матерью.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Поступая на Государственную противопожарную службу, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к осуществлению такой профессиональной деятельности, занятие которой предполагает наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы, а также исполнение обязанностей по обеспечению безопасности, законности и правопорядка.

Конституционный Суд Российской Федерации применительно к различным видам деятельности, связанной с осуществлением публичных функций, не раз высказывал в своих решениях суждение о том, что гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (определения от 1 декабря 1999 года N 219-О, от 7 декабря 2001 года N 256-О и от 20 октября 2005 года N 378-О).

Установление федеральным законодателем определенных ограничений прав и свобод в отношении лиц, проходящих Государственную противопожарную службу, само по себе не противоречит статьям 19 (часть 1), 37 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации и согласуется с положениями пункта 2 статьи 1 Конвенции МОТ № 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которым не считаются дискриминацией различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой

Такое ограничение, с одной стороны, обусловлено спецификой правового статуса сотрудников противопожарной службы, а с другой стороны - согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и оправдано необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности лиц, которые проходят противопожарную службу и выполняют обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка.

Поскольку противопожарная служба в силу предъявляемых к ней специфических требований исключает возможность неисполнения сотрудниками указанной службы своих служебных обязанностей без ущерба для охраняемых законом публичных интересов, ограничение права отцов, проходящих противопожарную службу и воспитывающих ребенка (детей) совместно с матерью, на использование листков временной нетрудоспособности по уходу за больным ребёнком направлено на соблюдение баланса публичных и частных интересов и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод данной категории лиц, в частности закрепленного статьей 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации права на заботу о детях и их воспитание.

Кроме того, Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ не содержит положений об освобождении сотрудника от федеральной противопожарной службы, являющегося отцом, от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью, связанной с уходом за больным ребёнком, при отсутствии объективных причин, которые свидетельствуют о невозможности осуществления ухода за больным ребёнком матерью (нахождение в командировке, лишение родительских прав, пребывание в медицинской организации и другие случаи отсутствия материнского попечения по объективным причинам).

На Государственную противопожарную службу граждане Российской Федерации принимаются в добровольном порядке; заключая соответствующий контракт, тем самым соглашаются с условиями, которые предусмотрены для сотрудников противопожарной службы специальными нормативными актами, что исключает освобождение сотрудника от выполнения служебных обязанностей из-за временной нетрудоспособности, связанной с уходом за больным ребёнком при отсутствии объективных причин.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных правовых норм, а также исходя из основополагающих принципов добросовестности, разумности и справедливости, не установлено нарушений прав и охраняемых законом интересов, подлежащих судебной защите.

В связи с изложенным, суд считает, что не имеется оснований для признания незаконным и отмене приказа начальника ФГКУ «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 72 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» № 577 от 05 июля 2023 года «Об основаниях освобождения от выполнения служебных обязанностей сотрудников ФГКУ «Специальное управление ФПС № 72 МЧС России».

           Доказательств, которые могли бы послужить основанием для иного вывода суда, не представлено.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, поскольку исковые требования оставлены без удовлетворения, заявленные судебные расходы по оплате госпошлины не подлежат взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

                                                           Решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № 72 ░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 72 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» № 577 ░░ 05 ░░░░ 2023 ░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № 72 ░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░                                                                         ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

2-1187/2023 ~ М-1140/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Герасимов Александр Александрович
Ответчики
ФГКУ "Специальное управление ФПС №72 МЧС России"
Суд
Рославльский городской суд Смоленской области
Судья
Мясищев Игорь Нилович
Дело на сайте суда
roslavl--sml.sudrf.ru
03.10.2023Регистрация административного искового заявления
03.10.2023Передача материалов судье
09.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
09.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
09.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.10.2023Предварительное судебное заседание
21.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2024Дело оформлено
10.01.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее