Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ года
Отметка об исполнении решения___________________________________________________________________________
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГг. | <адрес> |
Тогучинский районный суд <адрес> под председательством судьи Шульги П.И.,
при секретаре Вязовых О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новоселовой В. И. об оспаривании решения органа местного самоуправления и обязывании в восстановлении в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Новоселова В.И. обратилась в суд с исковым заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления - администрации Завьяловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии её с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», и обязывании в восстановлении в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с первоначальной датой постановки на учет.
В обоснование заявленных требований Новоселова В.И. в судебном заседании пояснила, что она является вдовой погибшего участника Великой Отечественной войны, ветераном труда и ветераном ВОВ. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии при администрации Завьяловского сельсовета <адрес> она была признана нуждающейся в жилом помещении на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Однако решением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано во включении в реестр ветеранов на основании п.1 ст.31 ЖК РФ и рекомендовано администрации Завьяловского сельсовета повторно пересмотреть вопрос о правомерности постановки её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ решение администрации Завьяловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было признано неправомерным и она была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В настоящее время она проживает со своей дочерью и её мужем в неблагоустроенном доме по адресу: <адрес>, в котором отсутствует централизованное отопление, водопровод, горячее водоснабжение, канализация. Полагает, что помещение, в котором она проживает в настоящее время, не пригодно для проживания, поскольку не обеспечено инженерными системами, в связи с чем, считает, что оснований для снятия её с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий нет.
С учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она была снята в связи с превышением нормы обеспеченности жилой площадью, однако администрация сельсовета не проверила, не имеется ли иных оснований для признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий, в частности не проверила, соответствует ли жилое помещение санитарным и техническим требованиям. В сельсовет с заявлением об обследовании дома на пригодность к проживанию, она не обращалась.
Просит суд признать незаконным постановление администрации Завьяловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия её - Новоселовой В.И. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Возложить на администрацию Завьяловского сельсовета <адрес> обязанность восстановить её в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» с первоначальной датой постановки на учет.
В судебном заседании представитель заявителя Тарусина Н.А., действующая на основании доверенности, требования Новоселовой В.И. поддержала и пояснила, что заявительница её мама, которая ранее проживала в <адрес> в частном доме. В 2010 году в связи с преклонным возрастом и состоянием здоровья, мама была вынуждена продать свой дом и переехать к дочери Иванцовой Е.А., которая проживает в <адрес> с мужем. Собственного жилого помещения Новоселова В.И. не имеет, прописана в квартире дочери и зятя. В 2013 году мать была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдова участника ВОВ, однако в декабре этого же года с учета снята, поскольку проживает совместно с собственниками жилого помещения и не нуждается в улучшении жилищных условий, так как норма имеющихся квадратных метров превышает минимальный метраж. У сестры с мужем квартира в собственности по 1/2 доли у каждого, жилье приватизированное. За признанием квартиры непригодной для жилья не обращались, квартира непригодной для жилья не признана. Они не сразу обратились в суд в связи с тем, что не знали, что постановление нужно обжаловать, писали жалобы в разные инстанции. Просит удовлетворить заявленные Новоселовой В.И. требования в полном объеме.
Представитель Новоселовой В.И. Иванцова Е.А., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что истец её мать, которая до 2011 года проживала одна в <адрес> в частном доме с печным отоплением, без центрального водоснабжения и канализации, пока могла ухаживать за домом. Потом дом продали и в начале 2011 году маму она забрала к себе в <адрес>, где прописала в приватизированной с мужем в равных долях квартире общей площадью 41,6 кв.м., жилой площадью 29,9 кв.м. В квартире прописаны и проживают они втроем. Квартира не имеет центрального отопления, водоснабжения и канализации, но не признана аварийной и не пригодной для проживания. Полагает, что мать незаконно сняли с учета, как вдову участника ВОВ и нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
Представитель администрации <адрес> Карасев В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что требования истца о признании незаконным постановления администрации Завьяловского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Новосёловой В.И. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», а так же возложении на администрацию сельсовета обязанности восстановить Новосёлову В.И. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» с первоначальной датой постановки, не обоснованны, поскольку истцом не доказано, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> не пригодна для проживания.
Кроме того, на основании п.41 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
Поскольку в силу ч.1.ст.89 ЖК РФ благоустроенность жилого помещения определяется применительно к условиям данного населенного пункта и истица не может быть признана нуждающейся в жилом помещении на основании п.3 ч.1. ст.51 ЖК РФ.
Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий производится не на основании Федерального закона «О ветеранах», а на основании Жилищного кодекса РФ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ "Об учете органами местного, самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в <адрес> по договорам социального найма".
Согласно ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащим ему жилом помещении его супруг, а так же дети и родители данного собственника. Другие родственники, не трудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с постановлением администрации Завьяловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных мерах по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Завьяловского сельсовета <адрес> установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади на одного человека.
Как следует из протокола заседания жилищной комиссии при администрации Завьяловского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ комиссией было установлено, что согласно справки Тогучинского отдела ОГУП «Техцентр» от ДД.ММ.ГГГГ № в собственности Новосёловой В.И. находится жилой дом по <адрес> в <адрес> площадью 49,7 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, у членов семьи истца имеется в собственности квартира по <адрес> площадью 41,6 кв.м.
Следовательно, общая площадь жилого помещения составляла 91,3 кв.м. В связи с тем, что состав семьи 3 человека, то на одного члена семьи приходилось 30,43 кв.м. что превышает в 2,53 раза учетную норму площади жилого помещении на одного человека.
Карасев В.В. считает, что администрацией Завьяловского сельсовета Новосёлова В.И. законно была снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель администрации Завьяловского сельсовета <адрес> Глухова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала позицию представителя администрации района и пояснила, что доказательств, непригодности для проживания квартиры, по адресу: <адрес> истцом не представлено.
Кроме того, учетная норма площади на 1 человека 12 кв.м. у Новоселовой В.И. превышена, в связи с чем, она не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и поэтому снята с учета законно. Новоселова В.И. является членом семьи собственника указанного жилого помещения.
Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, их доводы и возражения, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, Новоселова В.И. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 41,6 кв.м., в том числе жилой – 29,9 кв.м., собственниками которого являются зять истца Иванцов А.Е. и дочь Иванцова Е.А., по 1/2 доли каждый. На данной площади зарегистрировано три человека: Иванцов А.Е., Иванцова Е.А. и Новоселова В.И., то есть на каждого члена семьи приходится по 13,8 кв.м. указанного помещения.
ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии при администрации Завьяловского сельсовета <адрес> Новоселова В.И. была признана нуждающейся в жилом помещении на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Решением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Новоселовой В.И. было отказано во включении в реестр ветеранов на основании п.1 ст.31 ЖК РФ и рекомендовано администрации Завьяловского сельсовета повторно пересмотреть вопрос о правомерности постановки её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ решение администрации Завьяловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было признано неправомерным и Новоселова В.И. снята с учета в качестве вдовы ВОВ нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Данное решение суд считает обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, Президент постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно ч. 1 ст.15 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. А в соответствии с п.4 ч.1 ст.15 указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
В силу пункта 1 статьи 23.2 названного Закона Р. Ф. передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2).
Органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению граждан жилыми помещениями», в частности, в отношении членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий (статья 1 Закона №-ОЗ).
В силу подпункта 4 части 1 статьи 4 названного Закона органы местного самоуправления в <адрес> при осуществлении отдельных государственных полномочий вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан на основании и во исполнение положений, установленных настоящим Законом.
По смыслу вышеприведенных норм правовых актов, обстоятельства, условия нуждаемости лица в улучшении жилищных условий и получении жилья, для нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по целевым программам, следует определять исходя из положений жилищного законодательства, применяемых к договорам социального найма.
В силу пункта 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 49 ЖК РФ).
В силу пунктов 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно постановлению администрации Завьяловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных мерах по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Завьяловского сельсовета <адрес>» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади на одного человека.
Как следует из пункта 2 части 1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, в частности, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В судебном заседании из пояснений участников процесса, материалов дела, установлено, что Новоселова В.И. является вдовой участника ВОВ.
Данные обстоятельства представителями администрации <адрес> и Завьяловского сельсовета не оспаривались.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии, заработной платы, меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. Новоселова В.И. после смерти мужа в повторный брак не вступала.
Согласно выписке из похозяйственной книги администрации Завьяловского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Новоселова В.И. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. имеет следующий состав семьи: Иванцова Е.А. – дочь, Иванцов А.Е. – зять.
Из справки ОГУП «Техцентр НСО» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за Иванцовым А.Е. и Иванцовой Е.А. на праве собственности учтена трехкомнатная квартира, общей площадью 41,6 кв.м., в том числе жилой площадью 29,9 кв.м.
Закон устанавливает порядок определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в целях признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. В соответствии с данной нормой, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в целях признания гражданина и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении (далее - уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения), производится в отношении гражданина, подавшего заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (далее - заявление о принятии на учет).
При определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, и (или) жилых помещений, и (или) части жилого (ых) помещения (ий), принадлежащих на праве собственности гражданам, указанным в заявлении о принятии на учет.
Новоселова В.И. подала заявление о включении ее в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, поэтому администрация Завьяловского сельсовета <адрес> при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, в целях признания ее нуждающейся в жилых помещениях, обоснованно учла долю жилой площади, приходящуюся на заявителя в занимаемом жилом помещении, и пришла к выводу об обеспеченности её жильем по учетной норме, как члена семьи собственника жилого помещения.
С учетом изложенного, законных оснований состоять на учете нуждающихся в жилье у Новоселовой В.И. не имеется.
Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №, а также Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», на который ссылается заявитель, предусматривают обеспечение жильем только нуждающихся в жилом помещении ветеранов Великой Отечественной войны, и членов их семей, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».
Ссылка Новоселовой В.И. на то, что дом, в котором она в настоящее время проживает, не пригоден для жилья, ничем не подтверждена. Дом, расположенный по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке, не признан непригодным для жилья.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе Новоселовой В.И. в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Новоселовой В. И. об оспаривании решения органа местного самоуправления и обязывании в восстановлении в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья П.И. Шульга