дело 2-406/2022
УИД: 05RS0№-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2022 года <адрес>
Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедовой З.Н.,
при секретаре судебного заседания Магомедовой М.С.,
с участием посредством видеоконференцсвязи представителя заявителя (по доверенности) ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» о признании права собственности на недвижимое имущество, принятое на учет в качестве безхозяйных линейных объектов
установил:
Публичное акционерное общество «Россети Северный Кавказ» (далее – Общество) обратилось в суд с заявлением о признании права собственности на недвижимое имущество, принятое на учет в качестве безхозяйных линейных объектов.
Требования мотивированы тем, что заявитель является сетевой организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности – передачу электрической энергии потребителям на территории Северо-Кавказского федерального округа, в том числе Республики Дагестан.
Общество с учетом специфики, связанной с содержанием и эксплуатацией электросетевого имущества, на постоянной основе проводит инвентаризацию энергообъектов.
По результатам проводимых мероприятий по инвентаризации выявлены случаи отсутствия собственников электросетевого оборудования в лице физических и\или юридических лиц, в том числе случаи строительства энергообъектов без оформления правоустанавливающих документов.
В этой связи ряд объектов движимого электросетевого имущества, расположенного на территории Республики Дагестан (трансформаторные подстанции, линии электропередачи), имеющих непосредственное присоединение к объектам электросетевого хозяйства Общества, обладают признаками бесхозяйной вещью.
В соответствии с частями 1,5 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника, собственник которое неизвестен, либо от права собственности на которую собственник отказался. С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
На территории Республики Дагестан находятся следующие бесхозяйные электросетевые объекты, предназначенные для электроснабжения объектов, находящихся в <адрес> Республики Дагестан:
ЛЭП, кадастровый №, расположенный по адресу: РД, <адрес>;
КТП №, кадастровый №, расположенный по адресу: РД, <адрес>;
КТП №, кадастровый №, расположенный по адресу: РД, <адрес>;
КТП №, кадастровый №, расположенный по адресу: РД, <адрес>.
В силу своих технических характеристик вышеперечисленные объекты являются недвижимым имуществом.
Приказом Минэкономразвития Росии от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок принятия на учет безхозяйных недвижимых вещей, согласно которому принятие на учет недвижимых безхозяйных объектов осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав – Росреестр и его территориальные управления.
Для постановки безхозяйного имущества на учет в органы Росреестра к заявлению прилагаются следующие документы: документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества РФ и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество до введение в действие федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта РФ.
Таким образом документы, подтверждающие отсутствие притязаний на недвижимый безхозяйный объект со стороны третьих лиц, представлены при постановке на учет в Управлении Росреестра по РД.
В соответствии со ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Объекты фактически присоединены к объектам ПАО «Россети Северный Кавказ», находятся в его владении и используются в целях оказания ПАО «Россети Северный Кавказ» услуг по передаче электрической энергии, посредством комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей ПАО «Россети Северный Кавказ».
Общество является сетевой организацией, имеет персонал, который неоднократно выезжает на объекты для обслуживания в силу рода деятельности общества и имеет соответствующее оборудование, необходимое для организации надлежащей работы общества.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что общество владеет указанными объектами как своим собственным.
От рабочего состояния данных объектов зависит безопасность и бесперебойность электроснабжения потребителей <адрес> Республики Дагестан, в число которых входят и объекты социальной инфраструктуры, непринятие мер по обращению данного имущества в собственность может привести к ухудшению его рабочего состояния, и как следствие, поставит под угрозу надежность, бесперебойность и качество передаваемой электроэнергии, что является недопустимым.
Таким образом, электросетевые объекты являются недвижимым имуществом, подлежат учету, требуют принятия мер по его сохранности, их собственник не установлен, ограничения права и право притязания на спорные объекты отсутствуют. Общество фактически открыто владеет объектами.
В соответствии с п.3 ст.218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В совокупности с п.5 ст. 225 ГК РФ с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Нельзя признать безхозяйным имущество, в отношении которого имеются обязательственные притязания. Исключена возможность признания имущества безхозяйным, когда в отношении него возбужден спор. Признание имущества безхозяйным возможно только тогда, когда сняты все сомнения в том, что вещь не имеет собственника или собственник неизвестен либо собственник отказался от права собственности.
Поскольку в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи об отсутствии прав собственности на недвижимые безхозяйные объекты и о принятии их на учет, Общество, как организация эксплуатирующая данные объекты на основании закона имеет право на признание прав собственности на них.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании права муниципальной собственности на безхозяйную недвижимую вещь. С учетом требований п. 5 ст. 225 ГК РФ, с указанными требованиями может обратиться также организация, осуществляющая эксплуатацию таких линейных объектов.
Просят признать за Обществом право собственности на недвижимое имущество, принятое на учет в качестве безхозяйных линейных объектов:
ЛЭП, кадастровый №, расположенный по адресу: РД, <адрес>;
КТП №, кадастровый №, расположенный по адресу: РД, <адрес>;
КТП №, кадастровый №, расположенный по адресу: РД, <адрес>,;
КТП №, кадастровый №, расположенный по адресу: РД, <адрес>.
От заинтересованного лица Управления Росреестра по РД поступили возражения, в которых содержится просьба о смене статуса заинтересованного лица на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, также просят рассмотреть дело без участия Управления Росреестра по РД, разрешение заявления оставляют на усмотрение суда.
Представитель заявителя ПАО «Россети Северный Кавказ» ФИО4 в судебном заседании, посредством видеоконференцсвязи, требования поддержал и просил их удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в судебное заседание не явилось, о дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявивщегося лица.
Выслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 262 ГПК РФ, в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В силу части 1 статьи 292 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации.
Как следует из статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею. Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности соответствующего города федерального значения на эту вещь.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 5 ст. 225 ГК РФ с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в п. п. 3 и 4 ст. 225 ГК РФ, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Республики Дагестан находятся следующие бесхозяйные электросетевые объекта, предназначенные для электроснабжения объектов, находящихся в <адрес>:
ЛЭП, расположенный по адресу: РД, <адрес>;
КТП №, расположенный по адресу: РД, <адрес>;
КТП №, расположенный по адресу: РД, <адрес>;
КТП №, расположенный по адресу: РД, <адрес>.
Из приложенных к заявлению выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что линейный объект ЛЭП, расположенный по адресу: РД, <адрес> принят на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, присвоен кадастровый №; КТП №, расположенный по адресу: РД, <адрес>, КТП №, расположенный по адресу: РД, <адрес> и КТП №, расположенный по адресу: РД, <адрес> приняты на кадастровые учеты ДД.ММ.ГГГГ и имеют кадастровые номера 05:06:000015:3029, 05:06:000015:3030, 05:06:000015:3031.
В ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на данные объекты отсутствуют.
Согласно сведениям, представленным администрацией муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, на запрос суда, линейный объект недвижимости ЛЭП с кадастровый №, расположенный по адресу: РД, <адрес>, в муниципальной собственности муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан не числится и не зарегистрирован.
Согласно сведениям, представленным администрацией муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, на запрос суда, линейный объект недвижимости КТП № с кадастровым номером 05:06:000015:3030 не принадлежит администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан.
Согласно сведениям, представленным администрацией муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, на запрос суда, линейные объекты недвижимости КТП №, расположенный по адресу: РД, <адрес>; КТП №, расположенный по адресу: РД, <адрес>, КТП №, расположенный по адресу: РД, <адрес>, во исполнение решения Кизилюртовского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления сельской администрации, поставлены на кадастровый учет. Администрация муниципального образования сельского поселения «<адрес>» не является собственником этих линейных объектов недвижимости, с заявлением о признании права собственности на них администрация в суд не обращалась, возражений против признания права собственности на безхозяйные линейные объекты недвижимого имущества за ПАО «Россети Северный Кавказ» не имеют. После постановки указанных объектов недвижимости на кадастровый учет никто в администрацию сельского поселения с заявлением о признании права собственности на них не обращался.
Решением Кизилюртовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования Кизилюртовской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан о признании незаконным бездействие в части не обращения в управление Росреестра по РД с заявлением о постановке на учет объектов электросетевого хозяйства. Постановлено обязать администрацию сельского поселения обратиться в Управление Росреестра по РД с заявлением о постановке на учет объектов электросетевого хозяйства КТП №, КТП № и КТП №.
Данным решением установлено, что все три линейных объекта недвижимости находятся на территории сельского поселения «<адрес>» <адрес> РД, не имеют собственника и являются безхозяйными.
Судом установлено, что в течение года с момента постановки данных объектов на учет, как безхозяйных объектов недвижимого имущества, никто своих прав на них не заявил.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что указанные выше объекты недвижимости не имеют собственника, они приняты на учет в установленном порядке, с момента постановки недвижимого имущества на учет, как безхозяйного, истекло более года.
В соответствии с пунктом 4 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) организации, осуществляющие эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут бремя содержания таких объектов.
Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (п. 1 ст. 38 Закона об электроэнергетике).
Анализируя указанные правовые нормы и установленные по делу обстоятельства, учитывая, что данное имущество в соответствии с законом подлежит учету, требует принятия мер по его сохранности, его собственник не установлен, ограничения права и правопритязания не установлены, указанные объекты присоединены к объектам ПАО «Россети Северный Кавказ», находятся в его владении и используются в целях оказания ПАО «Россети Северный Кавказ» услуг по передаче электрической энергии, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления о признании права собственности на недвижимое имущество, принятое на учет в качестве безхозяйных линейных объектов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» о признании права собственности на недвижимое имущество, принятое на учет в качестве безхозяйных линейных объектов удовлетворить.
Признать право собственности за Публичным акционерным обществом «Россети Северный Кавказ» на недвижимое имущество, принятое на учет в качестве безхозяйных линейных объектов:
ЛЭП, кадастровый №, расположенный по адресу: РД, <адрес>;
КТП №, кадастровый №, расположенный по адресу: РД, <адрес>;
КТП №, кадастровый №, расположенный по адресу: РД, <адрес>;
КТП №, кадастровый №, расположенный по адресу: РД, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий З.Н. Магомедова
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.