Дело (УИД) 19RS0011-01-2023-000457-13
Производство № 2-369/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
рп. Усть-Абакан Республики Хакасия 17 мая 2023 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Чеменева Е.А.,
при секретаре Парсаевой Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Московского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия об обязании совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Московского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее – Администрация Московского сельсовета) об обязании совершить определённые действия, мотивируя требования тем, что прокуратурой Усть-Абаканского района была проведена проверка деятельности Администрации Московского сельсовета на предмет соблюдения законодательства о предупреждении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе который было установлено, что в муниципальной собственности ответчика находятся следующие объекты: дамба пруда на реке Биджа, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, южная окраина села Московское; дамба водохранилища на реке Биджа, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, 2 км северо-западнее села Московское; дамба пруда на реке Биджа, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, юго-западная окраина села Московское. В нарушение положений статей 7-10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ответчиком не разработана и не утверждена в установленном законом порядке декларация безопасности указанных гидротехнических сооружений. Прокуратурой Усть-Абаканского района в адрес Главы Московского сельсовета внесено представление об устранении выявленных нарушений. Просили обязать Администрацию Московского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия разработать и утвердить в установленном законом порядке декларацию безопасности гидротехнических сооружений: дамба пруда на реке Биджа, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, южная окраина села Московское; дамба водохранилища на реке Биджа, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, 2 км северо-западнее села Московское; дамба пруда на реке Биджа, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, юго-западная окраина села Московское.
В ходе рассмотрения дела прокурор исковые требования изменил, просил обязать Администрацию Московского сельсовета произвести расчет размера вероятного вреда, причиненного в результате возможных аварий гидротехнических сооружений: дамбы пруда на реке Биджа, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, южная окраина села Московское; дамбы водохранилища на реке Биджа, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, 2 км северо-западнее села Московское; дамбы пруда на реке Биджа, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, юго-западная окраина села Московское в срок до 1 июля 2024 года; после чего в срок до 1 сентября 2024 года организовать проведение регулярного обследования указанных гидротехнических сооружений с участием уполномоченных органов; после чего рассмотреть вопрос о составлении декларации безопасности на обозначенные гидротехнические сооружения.
Определением суда от 13 апреля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Енисейское управление Ростехнадзора.
В судебном заседании старший помощник прокурора Торокова Е.А. исковые требования поддержала, просила обязать Администрацию Московского сельсовета произвести расчет размера вероятного вреда, причиненного в результате возможных аварий гидротехнических сооружений: дамбы пруда на реке Биджа, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, южная окраина села Московское; дамбы водохранилища на реке Биджа, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, 2 км северо-западнее села Московское; дамбы пруда на реке Биджа, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, юго-западная окраина села Московское в срок до 1 июля 2024 года; после чего в срок до 1 сентября 2024 года организовать проведение регулярного обследования указанных гидротехнических сооружений с участием уполномоченных органов; после чего рассмотреть вопрос о составлении декларации безопасности на обозначенные гидротехнические сооружения.
Представитель ответчика Администрации Московского сельсовета Балгазин Д.А., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями согласился.
Представитель третьего лица Енисейского управление Ростехнадзора Семенков А.В., действующий на основании доверенности, пояснил, что класс опасности гидротехническому сооружению присваивается при его включении в регистр после произведенного расчета вреда, проведения регулярного обследования сооружения трехсторонней комиссией.
Выслушав помощника прокурора, представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон о безопасности гидротехнических сооружений).
В соответствии со ст. 3 Закона о безопасности гидротехнических сооружений гидротехнические сооружения – это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно ст. 19 Закона о безопасности гидротехнических сооружений нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются, в частности: невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии с абз. 3 ст. 8 Закона о безопасности гидротехнических сооружений обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании, в том числе, требований представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно ст. 10 Закона о безопасности гидротехнических сооружений декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Согласно ст. 9 Закона о безопасности гидротехнических сооружений собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны в том числе
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;
содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;
обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;
Согласно пунктам 2, 4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией. Собственник гидротехнического сооружения перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса в соответствии со статьей 9 Закона о безопасности гидротехнических сооружений обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения.
Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04 декабря 2020 года № 497, вступившим в силу с 01 января 2021 года, утверждена форма акта регулярного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), согласно которой по результатам такого обследования производится обоснование необходимости (отсутствия необходимости) декларирования безопасности гидротехнического сооружения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнического сооружения.
В силу пункта 6 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 года № 1892, к декларации безопасности прилагаются:
а) сведения о гидротехническом сооружении, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, форма представления которых утверждается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации;
б) акт регулярного обследования гидротехнического сооружения, составленный комиссией по регулярному обследованию по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией;
в) расчет вероятного вреда, определяемый в соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 года № 1596 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения»;
г) критерии безопасности гидротехнического сооружения и пояснительная записка к ним.
Расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения согласно п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 года № 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.
Пункт 11 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 года № 1892, предусматривает, что орган государственного надзора в день принятия решения об утверждении декларации безопасности вносит сведения о ней в реестр деклараций безопасности гидротехнических сооружений. Запись в реестре деклараций является подтверждением наличия у декларанта утвержденной декларации безопасности. Декларация безопасности, утвержденная органом государственного надзора, является основанием для внесения сведений о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Как следует из материалов дела, на основании вступившего в законную силу решения Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 31 августа 2020 года с учетом определения об исправлении описки от 16 декабря 2020 года гидротехнические сооружения – дамбы, расположенные на реке Биджа в границах Московского сельсовета Усть-Абаканского района: 2 км северо-западнее села Московское, литера Л 1; юго-западная окраина села Московское Усть-Абаканского района, литера Л2; южная окраина села Московское Усть-Абаканского района, литера Л, являются муниципальной собственностью Московского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Усть-Абаканского района Республики Хакасия проведена проверка соблюдения законодательства о предупреждении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельности Администрации Московского сельсовета, в ходе которой установлено, что ответчиком не разработана и не утверждена в установленном законом порядке декларация указанных гидротехнических сооружений, отсутствуют правила их эксплуатации.
По выявленным нарушениям законодательства 05 мая 2022 года главе Московского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия прокуратурой Усть-Абаканского района Республики Хакасия вынесено представление об устранении выявленных нарушений при эксплуатации гидротехнических сооружений.
В своем ответе от 21 июня 2022 года на представление прокурора Усть-Абаканского района Глава Администрации Московского сельсовета сообщает о принятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений.
Вместе с тем, из письма заместителя руководителя Енисейского управления Ростехнадзора от 17 января 2023 года следует, что Администрацией Московского сельсовета Усть-Абаканского района регулярные обследования своих гидротехнических сооружений не производятся, продолжается их эксплуатация без утвержденных деклараций безопасности гидротехнических сооружений и разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и участниками процесса не оспариваются.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указывает, что неисполнением администрацией Московского сельсовета своих обязанностей по разработке и утверждению декларации безопасности гидротехнических сооружений, правил их эксплуатации, т.е. невыполнение обязанностей, возложенных действующим законодательством о предупреждении возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушает права неопределенного круга лиц, так как может повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать их жизни, привести к уничтожению имущества как лиц, постоянно проживающих на территории с. Московское, так и временно находящихся в населенном пункте.
Частью 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела установлен факт неисполнения органом местного самоуправления – администрацией Московского сельсовета обязанности как собственника гидротехнических сооружений подготовить декларацию безопасности гидротехнических сооружений для чего необходимо произвести расчёт вероятного вреда, причинённого в результате возможных аварий гидротехнических сооружений: дамбы пруда на реке Биджа, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, южная окраина села Московское; дамбы водохранилища на реке Биджа, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, 2 км северо-западнее села Московское; дамбы пруда на реке Биджа, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, юго-западная окраина села Московское, организовать проведение регулярного обследования указанных гидротехнических сооружений с участием уполномоченных органов в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия подлежат удовлетворению.
Как следует из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливая указанный срок, суд должен исходить из того, что такой срок должен быть разумным, то есть достаточным для того, чтобы ответчик имел реальную возможность исполнить решение суда.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание временной период, необходимый для подготовки соответствующих документов, для выполнения ответчиком заявленных требований и реальную возможность их выполнения, суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчика Администрацию Московского сельсовета произвести расчёт вероятного вреда, причинённого в результате возможных аварий гидротехнических сооружений: дамбы пруда на реке Биджа, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, южная окраина села Московское; дамбы водохранилища на реке Биджа, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, 2 км северо-западнее села Московское; дамбы пруда на реке Биджа, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, юго-западная окраина села Московское, в срок до 1 июля 2024 года; после чего в срок до 1 сентября 2024 года организовать проведение регулярного обследования указанных гидротехнических сооружений с участием уполномоченных органов в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», рассмотреть вопрос о составлении декларации безопасности на обозначенные гидротехнические сооружения, полагая, что указанный срок для исполнения решения является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Московского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия удовлетворить.
Обязать Администрацию Московского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия произвести расчёт вероятного вреда, причинённого в результате возможных аварий гидротехнических сооружений: дамбы пруда на реке Биджа, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, южная окраина села Московское; дамбы водохранилища на реке Биджа, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, 2 км северо-западнее села Московское; дамбы пруда на реке Биджа, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, юго-западная окраина села Московское, в срок до 1 июля 2024 года; после чего в срок до 1 сентября 2024 года организовать проведение регулярного обследования указанных гидротехнических сооружений с участием уполномоченных органов в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений»; после чего рассмотреть вопрос о составлении декларации безопасности на обозначенные гидротехнические сооружения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Абаканский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2023 года.
Председательствующий Е.А. Чеменев