Дело № 2-22/2024
УИД 32RS0028-01-2023-001051-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2024 г. г. Стародуб
Стародубский районный суд Брянской области в составе
председательствующего – судьи Будниковой Р.М.,
при секретаре Булей И.Ю.,
с участием ответчика (истца по встречному иску) Поликарпова А.Н. посредством видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Тульской области к Поликарпову А.Н. о взыскании денежных средств и по встречному иску Поликарпова А.Н. к Министерству здравоохранения Тульской области о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Тульской области (далее – Министерство) обратилось в суд с иском к Поликарпову А.Н., ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством и врачом акушером-гинекологом акушерского отделения стационара Государственного учреждения здравоохранения «Суворовская центральная районная больница» Поликарповым А.Н. (ответчик) был заключен договор, согласно которому Министерство предоставило Поликарпову А.Н. единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб., а ответчик обязался работать в течение 5 лет со дня заключения этого договора по основному месту работы на полную ставку на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной для данных категорий работников.
Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ Поликарпову А.Н. перечислена компенсационная выплата.
Поскольку приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ Поликарпов А.Н. уволен за прогул, он обязан в течение 60 календарных дней с даты расторжения трудового договора возвратить Министерству часть выплаты, рассчитанной от даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду, что составляет 122 058,02 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Поликарпову А.Н. было направлено письмо с просьбой явиться для решения вопроса о внесении денежных средств, однако денежные средства им внесены не были.
Министерство здравоохранения Тульской области просит суд взыскать с Поликарпова А.Н. задолженность по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 122 058,02 руб.
Ответчик Поликарпов А.Н. обратился со встречным иском, ссылаясь на то, что фактически ему была перечислена единовременная компенсационная выплата в сумме 870 000 руб., т.е. в соответствии со ст. 217 Налогового кодекса РФ Министерство имеет перед ним задолженность в размере 130 000 руб., в связи с чем Поликарпов А.Н. просит взыскать с Министерства здравоохранения Тульской области указанную сумму.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Государственное учреждение здравоохранения «Суворовская центральная районная больница» (далее – ГУЗ «Суворовская ЦРБ»).
В судебное заседание представитель истца (ответчика по встречному иску) – Министерства здравоохранения Тульской области – не явился, о времени и месте слушания дела извещен, в суд поступило ходатайство представителя Велчу А.С. о рассмотрении дела без участия представителя Министерства, в котором указано, что истец заявленные требования поддерживает и просит их удовлетворить. Согласно возражениям, встречный иск Министерство не признает, поскольку Поликарпову А.Н. денежные средства в размере 130 000 руб. были возвращены налоговым органом.
Ответчик (истец по встречному иску) Поликарпов А.Н., участие которого обеспечено посредством видеоконференц-связи, иск не признал. Пояснил, что отработал в ГУЗ «Суворовская ЦРБ» более 5 лет, поскольку считает, что срок исполнения им обязательства должен исчисляться не с момента заключения договора о предоставлении компенсационной выплаты, а с момента заключения трудового договора. Кроме того, указал, что представленный суду Министерством трудовой договор отличается от трудового договора, имеющегося у него и также представленного им суду. Встречный иск поддержал, пояснил, что Министерство на основании п. 37.2 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации должно ему выплатить денежные средства для полного исполнения своих финансовых обязательств; в налоговый орган за возвратом денежных средств он не обращался, и, помимо того, на ДД.ММ.ГГГГ он не имел права претендовать на денежные средства в связи с отсутствием правовых оснований для возврата удержанного налога. В письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ, Поликарпов А.Н. указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ продолжил работать в ГУЗ «Суворовская ЦРБ» в должности врача-онколога, которая включена в федеральный программный реестр должностей.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЗ «Суворовская ЦРБ» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, в деле имеется ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть поставленный вопрос в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав объяснения Поликарпова А.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч.ч.2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», одним из направлений которой является подпрограмма «Развитие кадровых ресурсов здравоохранения», предусматривающая, в том числе, государственную поддержку отдельных категорий медицинских работников.
Приложением №3 к государственной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию отдельных мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
В соответствии с пп. «е» п. 2 Правил (здесь и далее - в редакции, действовавшей на дату заключения договора с ответчиком) субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией финансового обеспечения единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Согласно пп. «а» п. 6 Правил условиями предоставления субсидии являются утвержденные правовыми актами субъекта Российской Федерации мероприятия, на софинансирование которых осуществляется предоставление субсидии и которые включают, в частности, порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст. 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пп. «»д» п. 4 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров. Единовременные компенсационные выплаты предоставляются однократно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заключившим с медицинским работником договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договор), по которому медицинский работник принимает обязательства:
- исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации);
- возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Поликарповым А.Н. подано заявление, в котором он просит принять его на должность врача акушера-гинеколога (1 круглосуточный пост) акушерского отделения стационара ГУЗ «Суворовская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ между ГУЗ «Суворовская ЦРБ» (работодатель) и Поликарповым А.Н. (работник) заключен трудовой договор №, по которому работодатель предоставляет работнику работу в должности врача акушера-гинеколога (1 круглосуточный пост) акушерского отделения стационара на 1,00 ставку, а работник обязуется лично выполнять указанную работу в соответствии с условиями договора. Работа у работодателя является для работника основной; договор заключен на неопределенный срок; дата начала работы – ДД.ММ.ГГГГ (п. п. 1.1, 1.2, 1.3, 1.5).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-лс Поликарпов А.Н. принят на работу врачом акушером-гинекологом (1 круглосуточный пост) ГУЗ «Суворовская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ Согласно приказу, работа является основной, постоянной.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения, п. 4.1.2 раздела №4 «Режим работы. Рабочее время. Время отдыха» изложен в редакции, устанавливающий сокращенную продолжительность рабочего времени – 39 часов в неделю; п. 4. 2 раздела 4 – работнику устанавливается рабочая неделя по сменному графику работы. В последующем в трудовой договор вносились изменения соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в раздел «Оплата труда и социальные гарантии».
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Тульской области (с одной стороны), ГУЗ «Суворовская ЦРБ» (учреждение) и медицинским работником Поликарповым А.Н. - врачом акушером-гинекологом (1 круглосуточный пост) акушерского отделения стационара был заключен договор, в соответствии с п. 2.1.1 которого Министерство обязуется предоставить единовременную компенсационную выплату медицинскому работнику в размере 1 000 000 руб.
Согласно п. 2.2 договора ГУЗ «Суворовская ЦРБ» обязуется предоставить медицинскому работнику работу в соответствии с трудовым договором на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст. 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, утвержденный нормативным актом Министерства, при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного ст. ст. 106, 107 Трудового кодекса Российской Федерации); уведомить Министерство в течение 3 рабочих дней с момента прекращения трудового договора с медицинским работником с указанием даты и основания его прекращения, а также обо всех изменениях, которые могут повлечь неисполнение обязательств по трудовому договору (пп. 2.2.1, 2.2.2).
В свою очередь, как указано в п.п. 2.3.1 п. 2.3 договора, медицинский работник обязуется работать в течение 5 лет со дня заключения настоящего договора на условиях полного рабочего дня с продолжительностью полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст. 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, утвержденный нормативным актом Министерства, при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного ст. ст. 106, 107 Трудового кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 2.3.4 пункта 2.3 договора предусмотрено, что в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п.п. 5-7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить в течение 60 календарных ней с даты расторжения трудового договора Министерству часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной от даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3.1).
Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство перечислило Поликарпову А.Н. единовременную компенсационную выплату в размере 870 000 руб.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», п. 1 ч. 3 ст. 1 Закона Тульской области от 27 мая 2022 г. №37-ЗТО «О полномочиях Правительства Тульской области», на основании ст. 46 Устава (Основного Закона) Тульской области 27 апреля 2018 г. Правительством Тульской области принято постановление №161 «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников Тульской области».
Согласно п. 1 названного постановления (здесь и далее также в редакции на день возникновения правоотношений между сторонами) установлена дополнительная мера социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников Тульской области (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, расположенные на территории Тульской области, в виде единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. врачам и 500 000 руб. фельдшерам.
Пунктом 2 постановления утвержден Порядок и условия предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников Тульской области (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка (здесь и далее - в редакции на день возникновения правоотношений между сторонами) мера социальной поддержки медицинским работникам предоставляется исходя из следующих условий: медицинские работники являются гражданами Российской Федерации, не имеющими неисполненных обязательств по договору о целевом обучении; медицинские работники заключили трудовой договор с государственным учреждением здравоохранения Тульской области на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст. 350 Трудового кодекса Российской Федерации, и замещают должности в соответствии с перечнем вакантных должностей медицинских работников в медицинских учреждениях Тульской области и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляется предоставление меры социальной поддержки на очередной финансовый год, утверждаемый министерством здравоохранения Тульской области.
Для предоставления меры социальной поддержки медицинские работники предоставляют в Министерство документы, указанные в п. 4 Порядка. Согласно п. 4 Порядка, в случае принятия положительного решения о предоставлении меры социальной поддержки Министерство заключает с медицинским работником договор о предоставлении меры социальной поддержки по форме, утверждаемой Министерством, предусматривающий, в частности, следующие условия:
- обязанность медицинского работника исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного ст.ст. 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации);
- возвратить в течение 60 календарных дней в бюджет Тульской области часть меры социальной поддержки, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п.п. 5 - 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность, не входящую в программный реестр должностей, или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Как следует из приказа №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, прекращено действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №, Поликарпов А.Н. - врач акушер-гинеколог (1 круглосуточный пост) акушерского отделения стационара (основная 1,00 ставка) уволен за прогул (пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Основанием увольнения указан акт об отсутствии работника на рабочем месте от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ГУЗ «Суворовская ЦРБ» в адрес Министерства направлено сообщение № о прекращении трудовых отношений с Поликарповым А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ с приложением приказа о прекращении трудового договора с работником, акта об отказе от ознакомления с приказом об увольнении, справки о периоде работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 603 календарных дня), копии акта об отсутствии работника на рабочем месте.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством в адрес Поликарпова А.Н. направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости возврата части единовременной компенсационной выплаты, содержащее предложение явиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ для решения вопроса внесения денежных средств в сумме 122 058,02 руб., которое ДД.ММ.ГГГГ возвращено отправителю за истечением срока хранения.
Согласно ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу ст. 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям:
1) о возврате исполненного по недействительной сделке;
2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения;
3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством;
4) о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Таким образом, Поликарпов А.Н., будучи медицинским работником, заключившим с Министерством здравоохранения Тульской области договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и получившим указанную выплату, добровольно принял на себя обязательство отработать в течение пяти лет со дня заключения договора о предоставлении выплаты по основному месту работы в соответствии с трудовым договором, заключенным с учреждением здравоохранения, и обязательство по возврату части данной выплаты в случае прекращения трудовых отношений с лечебным учреждением. Однако он был уволен по инициативе работодателя за прогул; следовательно, учитывая основания увольнения, ответчик нарушил существенное условие договора, не исполнил взятые на себя обязательства, и, соответственно, он обязан возвратить Министерству здравоохранения Тульской области часть компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному периоду.
Согласно представленному Министерством здравоохранения Тульской области расчету суммы единовременной компенсационной выплаты, подлежащей возмещению Поликарповым А.Н., от ДД.ММ.ГГГГ №, ответчиком отработано 1 604 дня, количество неотработанных дней составляет 223 дня. Подлежащая возмещению сумма составляет 122 058,02 руб. (1 000 000:1 827(количество календарных дней за 5 лет) х 223).
Судом указанный расчет проверен и признан правильным, выполненным в соответствии с условиями договора и фактическими обстоятельствами.
Рассматривая возражения ответчика Поликарпова А.Н. против иска, суд приходит к следующему.
Довод ответчика о том, что период отработанного в учреждении здравоохранения времени следует исчислять с момента заключения трудового договора, а не договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, подлежит отклонению, поскольку он противоречит положениям пункта 2.3.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающий обязанность ответчика исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения данного договора, а не трудового договора, как указывает ответчик, а также положениям п. 1 ст. 425 ГК РФ, предусматривающей, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Кроме того, договор подписан уполномоченными лицами Минздрава Тульской области, ГУЗ «Суворовская ЦРБ», а также Поликарповым А.Н., не оспорен, недействительным не признан.
Помимо этого, приказом ГУЗ «Суворовская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ №лс Поликарпов А.Н. принят на работу на должность врача акушера-гинеколога кабинета женской консультации по внутреннему совместительству с ДД.ММ.ГГГГ, с ним заключен трудовой договор №/ВС от ДД.ММ.ГГГГ
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-лс Поликарпов А.Н. уволен с данной должности по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника).
Приказом ГУЗ «Суворовская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ №-лс Поликарпов А.Н. принят на работу на должность врача-онколога (0,25 ставки) терапевтического отделения поликлиники, онкологический кабинет, по внутреннему совместительству с ДД.ММ.ГГГГ, с ним заключен трудовой договор №/ВС от ДД.ММ.ГГГГ Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-лс Поликарпов А.Н. переведен с должности врача-онколога терапевтического отделения поликлиники (0,25 ставки, внутреннее совместительство) на должность врача-онколога терапевтического отделения поликлиники (внутреннее совместительство, 1,0 ст., с оплатой за фактически отработанное время); с ним заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №/ВС.
Как следует из дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору №/ВС от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с расторжением трудового договора по основной занимаемой должности, а также отсутствием основания расторжения трудового договора по внутреннему совместительства, п. 1.2 раздела «Предмет трудового договора» изложен в следующей редакции: «Работа у работодателя является для работника основной», п. 1. 5: «Дата начала работы ДД.ММ.ГГГГ», п. 4.1.2: «Сокращенная продолжительность рабочего времени – 33 часа в неделю, 6,6 часов в день»; п. 4.2: «Работнику устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями».
Приказом ГУЗ «Суворовская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ №-лс Поликарпов А.Н. переведен с должности врача-онколога терапевтического отделения поликлиники (1,0 ставки, постоянно, внутреннее совместительство) на должность врача-онколога (основная, 1,0 ставки) центра амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) поликлиники с ДД.ММ.ГГГГ
Приказом ГУЗ «Суворовская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ №-лс прекращено действие трудового договора №/ВС от ДД.ММ.ГГГГ, Поликарпов А.Н. уволен ДД.ММ.ГГГГ с должности врача-онколога (основная, 1,0 ставки) центра амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) поликлиники в связи с переводом с его согласия на работу к другому работодателю (п. 5 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации). ДД.ММ.ГГГГ между государственным учреждением здравоохранения «Тульский областной клинический онкологический диспансер» и Поликарповым А.Н. заключен трудовой договор №.
Согласно сведениям, представленным ГУЗ «Суворовская ЦРБ», Поликарпов А.Н. работал в должности врача акушера-гинеколога (1 круглосуточный пост) акушерского отделения стационара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Уволен в связи с прогулом (пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации), в связи с чем работа по внутреннему совместительству в должности врача-онколога Центра амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) становится для работника основной. Также Поликарпов А.Н. работал в должности врача-онколога Центра амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) поликлиники с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволен в связи с переводом работника с его согласия на работу к другому работодателю (п. 5 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства осуществления Поликарповым А.Н. трудовой деятельности в указанное время в названных лечебных учреждениях подтверждаются записями в трудовой книжке.
Приказом Министерства здравоохранения Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-осн утвержден Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских учреждениях Тульской области и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2018 г. (программный реестр должностей) (приложение №), а также форма договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (приложение №2).
Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-осн в приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-осн внесены изменения, согласно которым в приложении № к приказу пункты 14-16 и 20 изложены в следующей редакции: «Наименование медицинской организации - ГУЗ «Суворовская ЦРБ», адрес: <адрес>, структурное подразделение – терапевтическое отделение поликлиники, наименование должностей – врач-кардиолог, врач-отоларинголог; структурное подразделение – неврологическое отделение поликлиники, наименование должности – врач-невролог; структурное подразделение – акушерское отделение стационара, наименование должности - врач акушер-гинеколог».
Примерный перечень должностей, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 марта 2021 г.№166н (действовавший на момент увольнения Поликарпова А.Н.), и действующий в настоящее время перечень, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 февраля 2024 г. №35н, предусматривают замещение должности врача-онколога для осуществления единовременных компенсационных выплат.
Вместе с тем, принимая во внимание, что продолжение трудовой деятельности Поликарповым А.Н. на должности врача-онколога имело место после его увольнения с должности, по которой ему была выплачена единовременная компенсационная выплата, по инициативе работодателя за прогул, приведенные в этой части доводы Поликарпова А.Н. суд отвергает.
Что касается доводов Поликарпова А.Н. о разночтении в трудовых договорах и о переработке рабочего времени, то решением Суворовского межрайонного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в иске Поликарпова А.Н. к ГУЗ «Суворовская ЦРБ» о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и разницы в окладах.
При рассмотрении дела судами дана оценка указанным доводам Поликарпова А.Н. Данные судебные решения ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения Первым кассационным судом общей юрисдикции.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Кроме того, в рамках рассмотрения настоящего дела суд находит разночтения в трудовых договорах не опровергающими обоснованность заключения между сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований Министерства здравоохранения Тульской области и их удовлетворении в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец (Министерство здравоохранения Тульской области) был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, то с ответчика Поликарпова А.Н. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 641,16 руб., определенная в соответствии с требованиями пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из суммы удовлетворенных требований имущественного характера.
Что касается встречного иска Поликарпова А.Н. о взыскании с Министерства здравоохранения Тульской области денежных средств в размере 130 000 руб., то суд приходит к следующему.
Согласно п. 2.1.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Поликарпову А.Н. единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб., удержание налога на доходы физических лиц осуществляется Министерством в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Тульской области перечислен налог на доходы физических лиц в сумме 130 000 руб., удержанный из единовременной компенсационной выплаты.
Таким образом, денежная сумма в размере 130 000 руб. была удержана Министерством здравоохранения Тульской области при предоставлении единовременной компенсационной выплаты в качестве налога на доходы физического лица на основании требований налогового законодательства, действовавших в спорный период времени, и правомерно перечислена в соответствующий бюджет.
Федеральным законом Российской Федерации от 17 июня 2019 г. №147-ФЗ в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения.
В соответствии с п. 37.2 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 17 июня 2019 г. №147-ФЗ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, не превышающие 1 000 000 рублей, финансовое обеспечение которых осуществляется в соответствии с правилами, прилагаемыми к соответствующей государственной программе Российской Федерации, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 17 июня 2019 г. №147-ФЗ положения п. 37.2 ст. 217 Кодекса в редакции данного Федерального закона применяются в отношении доходов в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, право на получение которых возникло с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. включительно.
Федеральной налоговой службой России в письме от 14 ноября 2019 г. №БC-4-11/23181@ разъяснено, что в соответствии с п. 1 ст. 231 Налогового кодекса Российской Федерации излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.
Таким образом, в данном случае для возврата излишне уплаченного налога предусмотрен заявительный характер, а, как пояснил Поликарпов А.Н. в судебном заседании, с заявлением о возврате налога он не обращался, в связи с чем на истца в отсутствие обращения налогоплательщика не может быть возложена обязанность совершить указанные действия.
Вместе с тем, проверяя доводы представителя истца Министерства здравоохранения Тульской области Велчу А.С. о возврате налоговым органом Поликарпову А.Н. излишне уплаченного налога, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно сообщению Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, ДД.ММ.ГГГГ Поликарповым А.Н. представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2018 г., в которой заявлена сумма иных доходов, не подлежащих налогообложению, в размере 1 000 000 руб. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, согласно декларации, составила 129 999 руб. Камеральная проверка декларации завершена ДД.ММ.ГГГГ без разногласий, возврат налога осуществлен на расчетный счет Поликарпова А.Н. в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ
По сообщению Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №, декларация представлена налогоплательщиком Поликарповым А.Н. в Интернет-сервисе ЛК-2 «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц в формате xml. Как усматривается из представленной распечатки данного файла, Поликарповым А.Н. заявлен доход за 2018 г. в размере 1 000 000 руб., сумма удержанного налога – 130 000 руб., источник дохода – Министерство здравоохранения Тульской области.
Как следует из выписки по счету №, открытому в публичном акционерном обществе «Сбербанк России» на имя Поликарпова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ поступили денежные средства в размере 56 827 руб. согласно решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ, и денежные средства в размере 73 172 руб. согласно решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ, всего поступили денежные средства в общей сумме 129 999 руб.
Из вышеуказанных решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Брянской области № и № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по заявлению Поликарпова А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом приняты решения о возврате суммы излишне уплаченного налогоплательщиком налога на доходы физических лиц в сумме 73 172 руб. и 56 827 руб. (соответственно) в связи с наличием суммы излишне уплаченного налога (ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации). Указанные суммы подлежат возврату с кода бюджетной классификации налога «НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. ст. 227, 227.1, 228 Налогового кодекса Российской Федерации» по налоговому периоду 2018 г.».
Таким образом, материалами дела подтверждается, что налоговым органом Поликарпову А.Н. возвращен налог на доходы физических лиц, излишне удержанный Министерством здравоохранения Тульской области в 2018 г. при получении дохода в 1 000 000 руб. Сведений об отмене решений налогового органа материалы дела не содержат.
Доводы Поликарпова А.Н. о том, что данные денежные средства являются налоговым вычетом за приобретение недвижимости, являются несостоятельными, поскольку Поликарповым А.Н. была подана декларация о возврате суммы излишне уплаченного им налога на доходы в размере 1 000 000 руб., полученные в 2018 г. от Министерства здравоохранения Тульской области, что соотносится с получением им единовременной компенсационной выплаты.
Кроме того, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма №3-НДФЛ) за 2020 г., в которой заявлен имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в размере 1 049 118,17 руб., представлена Поликарповым А.Н. ДД.ММ.ГГГГ Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, согласно декларации, составила 136 385 руб. Камеральная проверка декларации завершена ДД.ММ.ГГГГ без разногласий, возврат налога осуществлен на расчетный счет Поликарпова А.Н. в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ
Доводы Поликарпова А.Н. в той части, что изменения в налоговое законодательство, предусматривающие возврат излишне уплаченного налога, были введены лишь в 2020 г. и, соответственно, в 2019 г. он не мог обращаться по данному вопросу, суд отклоняет, поскольку правовая норма, освобождающая медицинских работников от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц с единовременной компенсационной выплаты, введена в действие в 2019 г. Федеральным законом от 17 июня 2019 г. №147-ФЗ, вступившим в указанной части в силу со дня его официального опубликования (17 июня 2019 г.).
Кроме того, вопреки доводам Поликарпова А.Н., не может быть сделан иной вывод в отношении полученных им денежных средств от налогового органа указание в решениях Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Брянской области № и № от ДД.ММ.ГГГГ на основания возврата налога статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения встречного иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Министерства здравоохранения Тульской области к Поликарпову А.Н. о взыскании денежных средств - удовлетворить.
Взыскать с Поликарпова А.Н. (<данные изъяты>) в пользу Министерства здравоохранения Тульской области (ИНН 7107006311, ОГРН 1027100971083) задолженность по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 122 058,02 руб.
Взыскать с Поликарпова А.Н. (<данные изъяты>) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 3 641,16 руб.
В удовлетворении встречного иска Поликарпова А.Н. к Министерству здравоохранения Тульской области о взыскании денежных средств – отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Р.М.Будникова
Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2024 г.