УИД 11MS0062-01-2022-006409-82 |
Дело № 11-399/2023 |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 июля 2023 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Зотовой М.О.,
с участием ответчика Волкова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Волкова Владислава Николаевича на решение мирового судьи Петрозаводского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми от ** ** **,
у с т а н о в и л :
Региональный оператор - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области (далее – РОФКР ПО) обратился к мировому судье Петрозаводского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми с иском к Волкову В.Н. о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт по жилому помещению по адресу: ... за период с ** ** ** в размере 15 752 рублей 05 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 630 рублей 08 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Пскова.
Решением мирового судьи Петрозаводского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от ** ** ** постановлено:
- иск Регионального оператора - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области к Волкову В.Н. о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт удовлетворить частично;
- взыскать с Волкова В.Н. в пользу Регионального оператора - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с ** ** ** по ** ** ** в сумме 7602 рубля 38 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 304 рубля 09 коп.; а всего – 7906 рублей 47 коп.;
- в удовлетворении иска Регионального оператора - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области к Волкову В.Н. о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт в размере 8149 рублей 67 коп, расходов по оплате государственной пошлины – 325 рублей 99 коп. отказать в связи с истечением срока исковой давности.
Не согласившись с постановленным решением мирового судьи, Волков В.Н. обратился в суд с апелляционной жалобой, указывая в обоснование на отсутствие доказательств подтверждающих право истца на получение взносов за капитальный ремонт.
В судебном заседании Волков В.Н. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.
Иные участвующие в деле лица в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не приняли.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Установлено, что жилое помещение по адресу: ... принадлежит на праве собственности Волкову В.Н. (запись в ЕГРН от ** ** **).
** ** ** принят Закон Псковской области № 1336-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области», регулирующий порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области, порядок деятельности специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества, требования к региональной программе капитального ремонта общего имущества, а также иные положения, необходимые для обеспечения осуществления капитального ремонта общего имущества в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Согласно ст. 8 указанного Закона в целях реализации Закона в Псковской области создается один региональный оператор. Порядок деятельности регионального оператора определяется Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также данным Законом и иными нормативными правовыми актами области.
Постановлением администрации Псковской области от 07.02.2014 №242/ОЗ утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области, на ** ** ** годы. Многоквартирный ... включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках региональной программе.
В соответствии с распоряжением администрации Псковской области от ** ** ** №...-р создан РОФКР ПО.
Постановлением администрации города Пскова от 20.09.2017 № 1843 в соответствии с ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ утвержден Перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Многоквартирный ... включен в такой перечень многоквартирных домов.
Согласно информации, представленной администрацией г. Пскова, собственники помещений многоквартирного ... уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором.
Доказательств принятия собственниками помещений указанного дома решения об ином способе формирования фонда капитального ремонта материалы дела не содержат. Волков В.Н. пояснил, что таких решений собственниками помещений дома не принималось. Им признаётся то обстоятельство, что на нём в силу закона лежит обязанность по уплате за спорный период взносов на капитальный ремонт по жилому помещению по адресу: .... При этом он полагает, что у истца отсутствует право на взыскание с него таких взносов, поскольку истец не вправе аккумулировать взносы на капитальный ремонт по данному дому на своём счёте, так как решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято в отношении указанного дома с нарушением процедуры. В частности, администрацией города Пскова не было предпринято попытки организовать общее собрание собственников помещений дома по вопросам формирования фонда капитального ремонта.
Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, в том числе: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме (включая технические этажи, чердаки), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 указанного Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт..
Согласно ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ.
Положением ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ определено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии ч. 8.1 ст. 156 указанного Кодекса минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного данным Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со ст. 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Частью 3 ст. 170 указанного Кодекса предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее – формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее – формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Положениями ч. 4 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Частью 7 указанной статьи (в редакции, действовавшей с ** ** ** до ** ** **) предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 данного Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной ч. 4 ст. 172 указанного Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: ... в срок, установленный ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта.
При таких обстоятельствах администрация г. Пскова обязана была принять решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора, то есть истца. Такая обязанность администрацией г. Пскова была исполнена путём принятия постановления от 20.09.2017 № 1843. Указанное решение впоследствии отменено или признано незаконным не было.
Ответчик, как собственник жилого помещения в указанном доме, не был лишён права инициировать проведение общего собрания собственников помещений в доме с целью определения иного способам формировании фонда капитального ремонта, если полагал, что формировании фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора не отвечает его интересам. Таким правом ответчик, равно как и иные собственники помещений в доме, не воспользовались.
При таких обстоятельства, вывод мирового судьи о наличии у ответчика обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в пользу истца является верным. Доводы ответчика об обратном основаны на неверном толковании закона.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 181 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со ст. 171 Жилищного кодекса сроки и в полном объеме на счёт регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со ст. 171 Жилищного кодекса РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Таким образом, в силу указанных норм права уплата взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах является обязанностью собственников помещений, прямо предусмотренной законом. При этом взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, по которому формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счёте регионального оператора, на основании платежных документов, представленных региональным оператором. Требований о наличии договора между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором закон не содержит.
Из материалов дела следует, что ответчик, являющийся собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: ... не выполняет обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт. В связи с применением по ходатайству ответчика последствий пропуска истцом срока исковой давности мировой судья удовлетворил исковые требования истца к ответчику в пределах установленного законом срока исковой давности, с учётом его перерыва на судебную защиту в связи с обращением истца с заявлением о вынесении в отношении ответчика судебного приказа.
Доводы ответчика об отсутствии у истца права требовать с него уплаты взносов на капитальный ремонт основаны не неверном толковании закона, данным доводам была дана мировым судьёй надлежащая оценка.
Доводов о неверном применении мировым судьей последствий пропуска истцом срока исковой давности, а также доводов о неверном определении мировым судьей задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с ** ** ** по ** ** ** апелляционная жалоба не содержит. Расчёт задолженности по взносам на капитальный ремонт в ходе рассмотрения дела не оспаривался. Оснований для выхода за пределы рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции не усматривается.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Апелляционная жалоба Волкова В.Н. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л :
Решение мирового судьи Петрозаводского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми от ** ** ** оставить без изменения, апелляционную жалобу Волкова Владислава Николаевича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
На определение суда апелляционной инстанции может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через мирового судью Петрозаводского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми в течение трёх месяцев.
Судья- Д.А. Паншин