Дело N 30-2-736/2021
УИД 76RS0014-02-2021-001261-09
РЕШЕНИЕ
город Ярославль 24 ноября 2021 года
Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Амелиной Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО «РЖД» на основании доверенности Кассина Д.И. на постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 11 июня 2021 года, представление от 11 июня 2021 года и решение судьи Тутаевского городского суда от 8 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
установила:
11 июня 2021 года старшим государственным инспектором Ярославской области в области охраны окружающей среды в отношении открытого акционерного общества «РЖД» (далее – ОАО «РЖД») вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Из постановления следует, что на основании сообщения Государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Центр охраны окружающей среды» о выявлении признаков нарушения в сфере охраны окружающей среды от 26 февраля 2021 года N3, письма Государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Центр охраны окружающей среды» от 03 марта 2021 года N 04/13, акта проверки ОАО «РЖД» установлен факт нарушения установленного режима особой охраны особо охраняемой природной территории Ярославской области регионального значения – памятника природы «Долина р. Печегда». 18 февраля 2021 года при осмотре полосы отвода Северной железной дороги Тенино-Чебаково (км 304 пк 9-10-км 305 пк 10) установлена эксплуатация данной части железнодорожного пути ОАО «РЖД» в границах памятника природы «Долина р. Печегда» без предварительного выделения зоны ограниченного хозяйственного использования, что образует в действиях ОАО «РЖД» состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.
11 июня 2021 года в адрес ОАО «РЖД» старшим государственным инспектором Ярославской области в области охраны окружающей среды также внесено представление об устранении причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению.
8 октября 2021 года решением судьи Тутаевского городского суда Ярославской области постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 11 июня 2021 года и представление от 11 июня 2021 года оставлены без изменения.
На указанные акты по делу об административном правонарушении защитником ОАО «РЖД» на основании доверенности Кассиным Д.И. принесена жалоба в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 11 июня 2021 года, решения судьи Тутаевского городского суда Ярославской области от 8 октября 2021 года и признании незаконным представления от 11 июня 2021 года, прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В жалобе приведены доводы о том, что ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности за пределами срока давности привлечения к административной ответственности. Указано, что в ответе от 14 сентября 2018 года на запрос ОАО «РЖД» от 8 августа 2018 года Департаментом были даны разъяснения о способе выделения зоны ограниченного хозяйственного пользования, а также указано об осведомленности Департамента о нахождении железнодорожной инфраструктуры на территории памятника природы «Долина р. Печегды». Таким образом, административным органом неверно определена дата выявления административного правонарушения – 26 февраля 2021 года, в то время как фактически административным органом была получена информация об имеющихся признаках административного правонарушения 15 августа 2018 года, следовательно, ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности спустя три года с момента выявления признаков административного правонарушения.
Кроме того, в жалобы приведены доводы о том, что ОАО «РЖД» подлежит освобождению от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения, поскольку оно не причинило вреда окружающей среде. Также указано, что доказательств, подтверждающих характер и размер ущерба, причиненного нарушением, в материалах дела об административном правонарушении не имеется.
В судебном заседании защитник ОАО «РЖД» на основании доверенности Кассин Д.И. жалобу поддержал.
Представитель Департамента окружающей среды и природопользования Ярославской области на основании доверенности ФИО1 в удовлетворении жалобы возражала.
Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, исследовав дело об административном правонарушении, оснований к отмене или изменению постановления старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 11 июня 2021 года, представления от 11 июня 2021 года и решения судьи Тутаевского городского суда Ярославской области от 8 октября 2021 года не нахожу.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Памятник природы «Долина р. Печегды» образован в соответствии с постановлением Администрации области от 21 января 2015 года N8 «Об особо охраняемых природных территориях Ярославской области» и функционирует в соответствии с постановлением Правительства области от 1 июля 2010 года N460-п «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившим силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области» и Положением о памятнике природы «Долина р. Печегды», утвержденном постановлением Правительства области от 6 марта 2015 года N237-5.
Цель создания памятника природы «Долина р. Печегды» – сохранение уникальных и типичных ландшафтов долины р. Печегды (среднего течения) и водораздельного склона, гидрологического режима, ценных в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природных комплексов, объектов животного и растительного мира.
Сведения о границах памятника природы «Долина р. Печегда» внесены в Единый государственный реестр недвижимости 14 ноября 2012 года, реестровый номер памятника природы на публичной кадастровой карте Росреестра 76:15-6.10, сведения размещены в публичном доступе. Памятник природы образован без изъятия земельных участков у собственников, владельцев и пользователей.
В соответствии с частями 1,2 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В соответствии с частями 1,2 статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 N 33- "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Собранными по делу доказательствами установлен факт осуществления ОАО «РЖД» хозяйственной деятельности в границах особо охраняемой природной территории, что выразилось в эксплуатации участка железной дороги и ее охранной зоны.
По делу установлено также, что указанная деятельность режиму охраны памятника природы «Долина р. Печегда», установленного Положением о памятнике природы «Долина р. Печегды», утвержденном постановлением Правительства области от 6 марта 2015 года N237-5, не соответствует.
При этом, действий, направленных на установление в границах памятника природы зоны ограниченного хозяйственного использования. ОАО РЖД не предпринято.
ОАО РЖД является субъектом данного административного правонарушения, как юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность в границах особо охраняемой природной территории.
Правонарушение совершено Обществом виновно. В лице своих исполнительных органов Общество сознавало противоправный характер своих действий по ведению хозяйственной деятельности в границах особо охраняемой природной территории, предвидело его вредные последствия в виде нарушения режима ее охраны и сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Объективных препятствий для соблюдения ОАО РЖД требований законодательства об охране окружающей среды в части соблюдения режимов охраны особо охраняемой природной территории не имелось.
В связи с этим, должностным лицом Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и судьей районного суда сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ОАО РЖД состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.
Оснований для признания деяния малозначительным не имеется.
Указанные доводы защитника ОАО «РЖД» исследовались при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности и были обоснованно отклонены.
Принимая во внимание характер правонарушения, посягающего на особо охраняемый природный объект, длительность данного нарушения, а также поведение правонарушителя, устранившегося от выполнения возложенных на него законом обязанностей без каких-либо препятствий к этому, оснований для характеристики деяния ОАО «РЖД», как не представляющего существенной общественной опасности, не имеется, данное правонарушение малозначительным не является.
Назначенное в отношении ОАО «РЖД» административное наказание соответствует санкции статьи 8.39 КоАП РФ, правилам назначения административного наказания, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 – 4.3 КоАП РФ, и совершенному деянию соразмерно.
Вопрос о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности разрешен в пределах срока давности.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности основаны на неверном толковании положений КоАП РФ, регулирующих вопросы срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно абзацу 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Вменяемое в вину ОАО РЖД правонарушение состоит в длительной непрекращающейся эксплуатации железнодорожных путей и их охранной зоны в границах особо охраняемой природной территории, то есть является длящимся.
В связи с этим, годичный срок давности привлечения к административной ответственности, подлежит исчислению с момента обнаружения правонарушения 18 февраля 2021 года. Следовательно, постановление о назначении административного наказания в отношении ОАО РЖД вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Дело об административном правонарушении рассмотрено старшим государственным инспектором Ярославской области в области охраны окружающей среды в соответствии с его компетенцией, установленной в статье 23.29 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, нет.
Сбор, исследование и оценка собранных по делу доказательств процессуальным требованиям главы 26 КоАП РФ отвечают.
Порядок рассмотрения дела соблюден.
У административного органа имелись правовые основания для вынесения в адрес ОАО «РЖД» представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Представление внесено в соответствии с положениями статьи 29.13 КоАП РФ. При внесении представления административный орган действовал в рамках предоставленных ему полномочий, представление по содержанию соответствует предъявляемым к нему действующим законодательством требованиям, является законным и обоснованным.
Вынесенное по делу постановление требованиям статьи 29.10 КоАП РФ соответствует.
Жалоба на постановление о назначении административного наказания рассмотрена судьей городского суда с соблюдением процессуальных норм главы 30 КоАП РФ.
Таким образом, процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену или изменение вынесенных по данному делу актов, не допущено.
Оснований для отмены или изменения постановления старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 11 июня 2021 года, представления от 11 июня 2021 года и решения судьи Тутаевского городского суда от 8 октября 2021 года не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 11 июня 2021 года, представление от 11 июня 2021 года и решение судьи Тутаевского городского суда от 8 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги», оставить без изменений, а жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»– без удовлетворения.
Судья Е.Ю. Щеголькова