Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-56/2023 от 20.04.2023

Дело № 12-56/2023

Судья: Мурадова С.Л.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

21 апреля 2023 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Манжурова В.Г. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики <данные изъяты> Манжурова Владимира Георгиевича,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 апреля 2023 года гражданин Республики <данные изъяты> Манжуров В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан МВД России по Чувашской Республике.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Манжуров В.Г. просит изменить постановление судьи районного суда в части выдворения за пределы территории Российской Федерации.

В обоснование жалобы указывает, что вину признает, в содеянном раскаивается, обосновывает невозможность выезда за пределы РФ из-за коронавируса, а затем в связи с постоянным уходом за больной сожительницей, с которой проживает совместно продолжительное время, несмотря на то, что брак с ФИО3 не зарегистрирован, они ведут совместное хозяйство и проживают в одной квартире; у него сложились устойчивые связи на территории РФ, поскольку его дети ФИО1 и ФИО2 являются гражданами России; назначая административное наказание в виде выдворения, с учетом отсутствия отягчающих по делу обстоятельств, суд не мотивировал необходимость назначения указанной дополнительной меры ответственности.

К жалобе заявителем приложено ходатайство о вызове и допросе в качестве свидетеля ФИО3.

Рассмотрев данное ходатайство, прихожу к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку оснований для допроса в качестве свидетеля ФИО3 не имеется.

В судебном заседании Манжуров В.Г. доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что вину признает, раскаивается, с территории Российской Федерации выехал добровольно в начале марта 2023 года, вернулся в Чебоксары 8 апреля 2023 года. Также пояснил, что написал заявление в ЧВК об участии в СВО.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхпредусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 2 данного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 указанной статьи временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ или международным договором Российской Федерации.

Согласно протоколу об административном правонарушении, 11 апреля 2023 года в 11 час. 50 мин. при проверке соблюдения требований миграционного законодательства РФ по адресу: <адрес> выявлен гражданин Республики <данные изъяты> Манжуров В.Г. незаконно находящийся на территории РФ. Установлено, что он допустил нарушение миграционного законодательства в период предыдущего пребывания в РФ, а именно – въехал в РФ 23 ноября 2019 года и уклонился от выезда с территории Российской Федерации по истечении срока пребывания - 30 сентября 2021 года, выехал за пределы РФ 11 марта 2023 года, то есть с 1 октября 2021 года по 11 марта 2023 года пребывал незаконно на территории Российской Федерации, чем нарушил требование ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Данные обстоятельства явились основанием для привлечения Манжурова В.Г. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не учтено следующее.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом N 115-ФЗ (часть 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.

Изложенный подход выражен Верховным Судом Российской Федерации в пункте 23.1 постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать длительность проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2016 года № 5-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 года № 55-О).

Указанные обстоятельства должны быть выяснены и установлены судьей в порядке главы 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 23.05.2017 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе» указал, что в силу части 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помещение иностранного гражданина или лица без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом № 115-ФЗ, является факультативной мерой, то есть зависит от усмотрения судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, а следовательно, ее применение в отношении конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства должно быть действительно необходимо для обеспечения его принудительного выдворения.

Прибегая к данной мере, судья обязан - исходя из того, что она является не чем иным, как одной из форм ограничения конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, - основывать свое решение на всестороннем и объективном учете соответствующих обстоятельств (характер совершенного лицом административного правонарушения, предшествующее поведение этого лица, продолжительность его нахождения на территории Российской Федерации, наличие постоянного места жительства, семейное положение, состояние здоровья и т.п.), с тем чтобы избегать произвольного вторжения в сферу личной автономии индивида при исполнении постановления об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации.

Однако, приведенные выше требования закона судом первой инстанции в данном случае не выполнены.

Назначая Манжурову В.Г. дополнительное наказание в виде выдворения и помещая в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан, судья указал, что руководствуется положениями статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считает возможным назначить наказание в виде штрафа с выдворением из-за отсутствия билета на вылет из Российской Федерации и доказательств достаточности денежных средств на его приобретение.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении должно содержать мотивированное решение по делу.

Однако в постановлении судьи районного суда не приведены мотивы в обоснование действительной необходимости применения к Манжурову В.Г. такой меры ответственности как административное выдворение в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации с помещением его в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом № 115-ФЗ, отсутствуют ссылки на фактические обстоятельства, позволяющие сделать вывод о том, что имелась необходимость применения к нему такой меры административной ответственности.

Из материалов данного дела не следует, что дополнительное административное наказание в виде принудительного выдворения Манжурова В.Г. за пределы Российской Федерации с использованием такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как помещение в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом № 115-ФЗ, применено судьей районного суда с соблюдением критериев обоснованности, пропорциональности и разумности.

Кроме того, судья районного суда сам обстоятельства дела не установил, а лишь сослался на протокол, указав, что «11 апреля 2023 инспектором составлен протокол, согласно которому….», что свидетельствует о существенном нарушении при рассмотрении дела судьей процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, не позволившем всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции оставлено без внимания следующее.

Из сведений АС ЦБДУИГ и справки на лицо по ИБД-Ф следует, что постановлением от 27 сентября 2021 года Манжуров В.Г. был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Датой совершения административного правонарушения в справке указано 27 сентября 2021 года. Сведений о вступлении постановления в законную силу в материалах дела не имеется, равно как и самого постановления.

Из постановления судьи районного суда не усматривается, что данный документ являлся предметом изучения и оценки при рассмотрении настоящего дела.

Таким образом, следует признать, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судом первой инстанции, не приняты.

Учитывая изложенное, состоявшееся по настоящему делу постановление судьи районного суда не отвечает требованиям статей 26.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 апреля 2023 года подлежит отмене. Дело подлежит возвращению на новое рассмотрение судье Ленинского районного суда г. Чебоксары.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики <данные изъяты> Манжурова Владимира Георгиевича отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить судье Ленинского районного суда г. Чебоксары на новое рассмотрение.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

12-56/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Манжуров Владимир Георгиевич
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Максимова И.А.
Статьи

ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--chv.sudrf.ru
20.04.2023Материалы переданы в производство судье
20.04.2023Судебное заседание
21.04.2023Судебное заседание
21.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее