гражданское дело №2-929/2022
24RS0014-01-2022-000917-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2022 года г.Енисейск
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Антоненко К.Г.,
с участием представителя истца Гончаровой А.Л. – Беслер Т.Г.,
представителя администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края – Недобитко Т.Е.,
при секретаре Люфт Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гончаровой Анастасии Леонидовны к администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Гончарова А.Л. обратилась в суд с иском к администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения взамен аварийного, расположенного по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что Гончаровой А.Л. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. Поскольку указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации <адрес> №-п, администрацией Верхнепашинского сельсовета <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу». В перечень изымаемых объектов недвижимости включен дом по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Гончаровой А.Л. вручено уведомление о предстоящем изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения в размере, соответствующем стоимости приобретения жилого помещения в сумме <данные изъяты>, поскольку право собственности на вышеуказанное жилое помещение возникло у истца на основании договора купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ), то есть после признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. Поскольку дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан в Красноярском крае, право выбора способа реализации жилищных прав принадлежит исключительно собственнику изымаемого жилого помещения. Ввиду отказа Гончаровой А.Л. от подписания соглашения, а также ссылаясь на отсутствие иных жилых помещений в собственности истца, пригодных для проживания и в силу норм действующего жилищного законодательства истец настаивает на предоставлении ей субсидии на приобретение другого жилого помещения взамен изымаемого.
Истец Гончарова А.Л., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, сведений о причинах неявки не сообщила. Представитель истца Беслер Т.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика администрация Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края Недобитко Т.Е. в судебном заседание возражала по существу заявленных требований, ссылаясь на положения статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
Третьи лица администрация Енисейского района и министерство строительства Красноярского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направили, сведений о причинах неявки не сообщили, возражений по существу требований не представили, последнее просило о рассмотрении дела в свое отсутствие, представив отзыв на исковое заявление.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ и мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч.4 ст.3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ст.27 ч.1, ст.40 ч.1).
В силу ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в то числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.8.2. ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Согласно ч.9 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Гончаровой А.Л. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> основания возникновения права собственности – договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в реестре ДД.ММ.ГГГГ за №, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Постановлением администрации Енисейского района от ДД.ММ.ГГГГ №-п многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в срок до 2026 года.
Многоквартирный жилой дом признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ и, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», подлежит расселению в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в которую включены все многоквартирные жилые дома, признанные в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу.
В связи с признанием в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> учитывая, что снос жилого дома в указанный срок собственниками не произведен, администрацией Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края принято постановление №-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу».
Согласно пунктам 6, 6.1 данного постановления определено: изъять для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в целях сноса многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу; изъять для муниципальных нужд жилые помещения № в многоквартирном <адрес> по указанному выше адресу, расположенном на земельном участке, указанном в пункте 3 настоящего постановления.
Администрацией Верхнепашинского сельсовета Енисейского района подготовлен проект соглашения об изъятии спорного жилого помещения для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, размер которой соответствует стоимости приобретения жилого помещения в сумме <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ истцу были направлены вышеуказанный проект соглашения, а также копия постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-п. С данным проектом соглашения Гончарова А.Л. не согласилась, о чем указала в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Вместе с тем, Федеральным законом от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена ч.8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч.7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч.ч.8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку спорная квартира была приобретена Гончаровой А.Л. ДД.ММ.ГГГГ, то есть после признания жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, по возмездной сделке и в период действия положений ч.8.2 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая, что истец имеет право только на получение выкупной цены с учетом указанных положений действующего жилищного законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии у истца права на предоставление субсидии на приобретение другого жилого помещения взамен изымаемого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Гончаровой Анастасии Леонидовны к администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.
Судья К.Г. Антоненко
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья К.Г. Антоненко