Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2484/2022 ~ М-2170/2022 от 22.07.2022

Дело 2-2484/2022

79RS0002-01-2022-004796-22             

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2022 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи         Юртаевой О.А.

при секретаре Курикаловой Ю.С.

с участием помощника прокурора г. Биробиджана ЕАО Драгунова А.Г.

представителя ответчика Цыбукеевой А.Е.

представителя несовершеннолетнего Гуровой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах Гуровой Алины Алексеевны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности организовать бесперебойное обеспечение изделиями медицинского назначения, -

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора г. Биробиджана ЕАО обратился в суд в интересах Гуровой А.А. с иском к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности организовать бесперебойное обеспечение изделиями медицинского назначения. Требование мотивировал тем, что в ходе проверки по вопросу необеспечения Гуровой А.А. медицинским изделием установлено, Гурова А.А. страдает <данные изъяты>. Врачебной комиссией ОГБУЗ «Детская областная больница» вынесено решение о показании использования непрерывного мониторинга глюкозы в крови (сенсор для измерения уровня глюкозы в крови фристайл Либра из расчета 2 датчика в месяц). ОГБУЗ «Детская больница» при оформлении рецептурных бланков на сенсоры для измерения уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторинга Гуровой А.А отказано. Просил суд обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО организовать бесперебойное обеспечение Гурской А.А. изделиями медицинского назначения - сенсорами для измерения уровня глюкозы в крови фристайл Либра из расчета 2 датчика в месяц.

В судебном заседании помощник прокурора г. Биробиджана ЕАО Драгунов А.Г. поддержал исковые требования. Пояснил, что мониторинг глюкозы в крови необходим для сохранения жизни и здоровья ребенка, предотвращения осложнений. В материалах дела имеется протокол заседания врачебной комиссии, который подтверждает нуждаемость несовершеннолетней Гуровой А.А. в изделии медицинского назначения в виде сенсора для измерения уровня глюкозы в крови.

Представитель несовершеннолетнего Гурова Е.С. исковые требования поддержала, указала, что сенсор для измерения уровня глюкозы в крови фристайл Либра необходим ребенку, у неё происходят скачки сахара, они не могут контролировать уровень сахара в крови.

Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеева А.Е. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку спорное медицинское изделие не включено в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р. Указала, что сенсоры не включены в перечень стандарта, в связи с чем, не являются расходными обязательствами правительства ЕАО. Право на получение льготных медицинских изделий регламентируется распоряжением правительства РФ № 3053-р, куда данное медицинское изделие не включено. Ссылка на непрерывность мониторинга уровня сахара в крови, установленного стандартом, является несостоятельной по причине отнесении данной процедуры к методам лабораторных исследований. Данный метод отнесен к медицинской услуге. Считает, что указанная медицинская услуга должна проводиться профессиональным медицинским персоналом с использованием профессионального медицинского оборудования. Система непрерывного мониторинга может использоваться как дополнение к глюкометру, а не самостоятельное его использование. Органы государственной власти субъектов РФ утверждают программы, в ЕАО такая программа утверждена Постановлением правительства, туда не входит спорное медицинское изделие. Врачебная комиссия организовывается лечащим врачом при оказании медицинской помощи. Она назначает лекарственные и медицинские изделия в строгом соответствии с законодательством. Отдельно составленного протокола на несовершеннолетнюю Гурову А.А. не имеется. В бюджет не закладываются денежные средства на данные препараты. Бесплатное обеспечение указанным препаратом не предусмотрено. Кроме того, истица не обращалась в детскую больницу за выпиской рецепта на спорный препарат. У департамента здравоохранения правительства ЕАО нет рецептурного бланка, а также отдельно оформленного протокола.

Представитель третьего лица ГП ЕАО «Фармация» в судебное заседание не явился, в отзыве посчитал исковые требования не подлежащими удовлетворению, считает, что медицинская услуга «Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторинга» в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения РФ от 22 января 2021 г. № 22н «Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)» должна проводиться профессиональным медицинским персоналом, с использованием соответствующего профессионального медицинского оборудования. Медицинские изделия «Датчик Фристайл либре системы флеш мониторинга глюкозы 1 № 1» не назначены к применению ОГБУЗ «Детская областная больница» Гуровой А.А. Вследствие отсутствия назначения медицинского изделия, в установленном локальными документами Министерства Здравоохранения Российской Федерации порядке, у департамента здравоохранения правительства ЕАО, не возникает обязанность произвести обеспечение Гуровой А.А. бесплатно указанным медицинским изделием. Согласно пункту 4.2. указанного Порядка ГП ЕАО «Фармация» формирует сводную потребность в лекарственных препаратах, медицинских изделиях (за исключением оборудования и комплектующих к нему), специализированных продуктах лечебного питания, продуктах для полноценного питания беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет по наименованию и количеству на очередной год и направляет указанную потребность на согласование в департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области. Иные полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами (в том числе определение наименований и количества необходимых лекарственных препаратов, медицинских изделий) государственному предприятию ЕАО «Фармация» не передавались. С сентября 2021 года департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области, исключив из схемы закупок лекарственных препаратов ГП ЕАО «Фармация», осуществляет самостоятельно закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, предназначенных для льготного обеспечения граждан ЕАО.

Представители третьих лиц ОГБУЗ «Детская областная больница», правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "r" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 29 указанного Закона организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях (часть 1). Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2).

Перечнем социально значимых заболеваний и Перечнем заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715, предусмотрен, в том числе, сахарный диабет.

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2019 года № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Программа).

Указанной Программой предусмотрена высокотехнологичная медицинская помощь, включающая установку средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализации показателей углеводного обмена системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая заместительная терапия) системами постоянной подкожной инфузии, которая оказывается бесплатно.

Клиническими рекомендациями "Сахарный диабет 1 типа у детей", утвержденными Министерством здравоохранения России, детям, имеющим указанное заболевание, рекомендовано использование флеш-мониторинга глюкозы.

В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы и резервуары к помпе. Сенсоры (датчики) к средствам суточного мониторирования гликемии не поименованы.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" предусмотрено распределение иных межбюджетных трансфертов на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на 2022 год.

Из материалов дела установлено, что Гурова А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена инвалидность на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах дела имеется сообщение от 08.02.2022 главного врача ОГБУЗ «Детская областная больница» в адрес начальника департамента здравоохранения правительства ЕАО, согласно которого, врачом-эндокринологом Гуровой А.А., имеющей диагноз <данные изъяты>, рекомендовано использование системы флэш мониторинга глюкозы «Фристайл Либра» из расчёта 2 датчика в месяц, 24 датчика на 2022 г.

Согласно протокола врачебной комиссии № 11 от 08.02.2022, комиссией поданы дополнительные заявки на флеш систему контроля уровня глюкозы «Фристайл либро» на 2 датчика в месяц, 24 датчика в год, для детей, страдающих <данные изъяты>. В протоколе в списке детей поименована и Гурова А.А., указанный протокол подтверждает потребность Гуровой А.А. в медицинском изделии, заявленном прокурором в иске.

Из протокола № 13 от 21.03.2022 заседания формулярной комиссии департамента здравоохранения правительства ЕАО рассмотрены дополнительные заявки, в том числе ОГБУЗ «Детская областная больница» на лекарственные препараты, назначенные льготной категории граждан в 2022 г. и поданные в департамент здравоохранения. Комиссией принято решение об отказе ОГБУЗ «Областная больница» в приобретении медицинского изделия флеш системы контроля уровня глюкозы в крови, в связи с отсутствием указанного медицинского изделия в распоряжении правительства РФ № 3053 от 31.12.2018, отсутствием указанного медицинского изделия в постановлении правительства ЕАО от 25.02.2021 № 45-пп и отсутствием заключения врачебной комиссии на пациентов, в том числе несовершеннолетнюю Гурову А.А.

Согласно Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2.1.14 Положения о департаменте здравоохранении правительства ЕАО, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп, департамент осуществляет полномочия Российской Федерации в сфере здравоохранения, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, в нарушение действующего законодательства Гурова А.А. не обеспечивается медицинским изделием, рекомендованным ей лечебным учреждением, на основании рекомендации врачебной комиссии, данным по жизненным показаниям, что прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает ее права на качественную, своевременную медицинскую помощь.

Доводы представителя ответчика о том, что спорное медицинское изделие не включено в соответствующий перечень, его приобретение не было утверждено формулярной комиссией, а также не выписан рецептурный бланк на медицинское изделие, подлежат отклонению, поскольку не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

При установленных обстоятельствах, учитывая, что применение системы флэш мониторинга глюкозы предусмотрено клиническими рекомендациями, утвержденными Министерством здравоохранения, применение данной системы рекомендовано Гуровой А.А. врачебной комиссией ОГБУЗ «Детская областная больница», суд приходит к выводу, что требование о возложении на ответчика обязанности по организации обеспечения медицинским изделием подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах Гуровой Алины Алексеевны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности организовать бесперебойное обеспечение изделиями медицинского назначения, удовлетворить.

Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области (г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, 21, ИНН 7900001070) организовать бесперебойное обеспечение Гуровой Алины Алексеевны, 27.05.2005 года рождения медицинским изделием «Датчик Фристайл либре системы флеш мониторинга глюкозы», из расчёта 2 датчика в месяц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья О.А. Юртаева

Мотивированное решение изготовлено 31.08.2022.

2-2484/2022 ~ М-2170/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зам. прокурора Биробиджанского района Карасенко А.С.
Информация скрыта
Ответчики
Департамент здравоохранения правительства ЕАО
Другие
ГП ЕАО «Фармация»
Детская больница ОГБУЗ
Правительство ЕАО
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Юртаева Ольга Анатольевна
Дело на странице суда
birobidzhansky--brb.sudrf.ru
22.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2022Передача материалов судье
28.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2022Подготовка дела (собеседование)
12.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2022Судебное заседание
24.08.2022Судебное заседание
31.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2023Дело оформлено
08.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее