РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Кадом 23 декабря 2022 года
Кадомский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Коробковой О.Н.,
с участием помощника прокурора Кадомского района Рязанской области Грибановой А.В.,
при секретаре Поповой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда р.п. Кадом Рязанской области дело № 2-286/2022 по исковому заявлению и.о. прокурора Кадомского района Рязанской области Белозерова А.Н. в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Кадомский РДК» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда,
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Кадомского района Белозеров А.Н. в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУ «Кадомский РДК» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда.
В обоснование заявленных требований и.о. прокурора Кадомского района Рязанской области Белозеров А.Н. указал, что прокуратурой Кадомского района во исполнение плана работы на второе полугодие 2022 года проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны труда в деятельности МУ Кадомский РДК, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено следующее.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Трудовым кодексом Российской Федерации также установлено, что каждый работник имеет право на рабочее место и труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, гарантированное государством (ст.ст. 21, 216, 216.1 Трудового кодекса РФ).
Согласно ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить соответствующие требования охраны труда, условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.
С ДД.ММ.ГГГГ правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда установлены Федеральным законом РФ от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Организация проведения специальной оценки условий труда установлена ст. 8 Федерального закона "О специальной оценке условий труда", в соответствии с которой обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную и или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.МУ Кадомский РДК, расположенное по адресу: <адрес>, зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ и осуществляет деятельность учреждений клубного типа. Для осуществления данной деятельности в МУ Кадомский РДК создано 38 рабочих мест.
Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ специальная оценка рабочих мест по условиям труда МУ Кадомский РДК не проведена, что подтверждается актом проверки и объяснением директора МУ Кадомский РДК.
Отсутствие специальной оценки рабочих мест по условиям труда создает угрозу причинения вреда здоровью работников МУ Кадомский РДК, в том числе препятствует реализации целей и трудовых прав работников. Поскольку специальной оценке подлежат рабочие места, которые могут быть заняты в будущем (при определенных условиях) иными лицами, не состоящими в настоящее время в трудовых отношениях с МУ Кадомский РДК, круг лиц, которым может быть причинен вред здоровью, является неопределенным.
Понуждение к совершению действий, направленных на устранение вышеуказанных нарушений федеральных законов, согласно ст. 12 ГК РФ является одним из способов защиты гражданских прав.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с изложенными обстоятельствами и.о. прокурора Кадомского района Белозеров А.Н. просит суд обязать МУ «Кадомский РДК» провести специальную оценку условий труда 38 рабочих мест в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Помощник прокурора Кадомского района Рязанской области Грибанова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила установить срок для устранения нарушений – два месяца.
Представитель ответчика МУ «Кадомский РДК» Филаткин А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также указал, что исковые требования прокурора признает в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Администрации муниципального образования – Кадомский муниципальный район Рязанской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно, надлежащим образом, от представителя третьего лица Кочеткова А.П. в суд поступило заявление о рассмотрении дела без их участия.
На основании ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика МУ «Кадомский РДК» и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Администрации муниципального образования – Кадомский муниципальный район Рязанской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Помощник прокурора Кадомского района Рязанской области Грибанова А.В. считает возможным принять признание иска ответчиком.
Суд приходит к выводу, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в связи с чем принимает признание иска ответчиком, что является основанием для удовлетворения исковых требований и.о. прокурора Кадомского района Рязанской области Белозерова А.Н.
Согласно ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда – два месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Кадомского района Рязанской области Белозерова А.Н. в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Кадомский РДК» удовлетворить полностью.
Обязать муниципальное учреждение «Кадомский РДК», ОГРН <данные изъяты>, провести специальную оценку условий труда 38 рабочих мест в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с муниципального учреждения «Кадомский РДК» государственную пошлину в доход бюджета в размере 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Кадомский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Н. Коробкова