Дело 2-188/2018 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2018 года <адрес>
Архаринский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дьячковой Н.С.,
секретаря судебного заседания ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению органа опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> к ФИО1 о возврате единовременной денежной выплаты при передаче ребенка в семью,
У С Т А Н О В И Л:
Орган опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> обратился в суд с иском к ФИО1 о возврате единовременной денежной выплаты при передаче ребенка в семью, указав, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь опекуном несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О единовременной денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью», на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О единовременной денежной выплате опекуну ФИО1» получил единовременную денежную выплату в сумме 155232 (сто пятьдесят пять тысяч двести тридцать два) рубля. В связи с тем, что опекун не должным образом выполнял обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего ФИО2, гражданин ФИО1 постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был отстранен от исполнения обязанностей опекуна. Несовершеннолетний ФИО2 передан под опеку в семью ФИО3. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О единовременной денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью» отстранение от исполнения обязанностей опекуна служит основанием для возврата единовременной денежной выплаты в полном объёме, так как ФИО1 не предоставил отчет о расходовании средств единовременной денежной выплаты в интересах ребенка.
Органом опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было направлено требование о возврате единовременной денежной выплаты, но ФИО1 по данному требованию не предпринимает ни каких действий.
На основании вышеизложенного, исходя из интересов несовершеннолетнего, орган опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> просит взыскать с ФИО1 единовременную денежную выплату в сумме 155232 рубля.
По ходатайству представителя органа опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов <адрес>, представители которых в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены своевременно, надлежащим образом, ходатайства об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований от них не поступало.
Представитель органа опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представил.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетними ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была установлена опека; опекуном назначен ФИО1
Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № отделу образования администрации <адрес> поручено перечислить единовременную денежную выплату в сумме 155232 рубля ФИО1 на несовершеннолетнего опекаемого ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Конституцией Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства путем установления государственных пенсий, пособий. Каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. (ч.2 ст. 7, ч. 1 ст. 39 Конституции РФ)
Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивающая гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом № 81-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В силу статьи 1 данного Федерального закона его действие распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации.
Статьей 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ установлено, что полномочия по назначению и выплате пособия при передаче ребенка на воспитание в семью переданы Российской Федерацией для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12.1 указанного Федерального закона право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.
Во исполнение требований названного Федерального закона уполномоченными органами в субъектах Российской Федерации были приняты правовые акты, устанавливающие меры социальной поддержки граждан, усыновивших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из положений ч. 1 и ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ) «О единовременной денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью» следует, что размер единовременной денежной выплаты составляет в случае принятия ребенка под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью - 129360 рублей. Единовременная денежная выплата осуществляется за счет средств областного бюджета с применением районных коэффициентов к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, или в южных районах Дальнего Востока, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти.
Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что денежные средства в сумме 155232 рубля, поступившие в виде субвенции на осуществление государственных полномочий по предоставлению единовременной денежной выплаты при передаче ребенка на воспитание в семью, перечислены УФК по <адрес> (Финансовое управление администрации <адрес>, Отдел образования) на счет ФИО1
В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О единовременно денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью» единовременная денежная выплата расходуется усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями в период нахождения ребенка в семье на цели, указанные в части 1 настоящей статьи, а именно приобретение для ребенка мебели, одежды, компьютерного оборудования и оргтехники; оплата дополнительных платных образовательных и медицинских услуг, предоставляемых ребенку, а также транспортных расходов, необходимых для их получения; приобретение музыкальных инструментов, спортивного оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, необходимых для получения дополнительного образования ребенка; оплата туристических услуг, оздоровления и санаторно-курортного лечения ребенка, а также транспортных расходов, необходимых для их получения; оплата услуг по договорам добровольного страхования жизни и здоровья ребенка, - в течение 3 лет с момента ее предоставления.
Из материалов дела следует, что постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отстранен от обязанностей опекуна над ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Этим же постановлением несовершеннолетние переданы на попечение органа опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес>.
Согласно постановлению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетними ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена предварительная опека; временным опекуном назначена ФИО3
Согласно п.1 ч.3 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О единовременно денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью» основаниями возврата усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями единовременной денежной выплаты является прекращение опеки или попечительства при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".
Статьей 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» установлены основания прекращения опеки и попечительства. В частности, опека прекращается при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей (п. 3 ч. 1 ст. 29).
При наступлении в течение срока, установленного частью 2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О единовременно денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью», оснований, указанных в пунктах 1-4 части 3 настоящей статьи, единовременная денежная выплата подлежит возврату в полном объеме.
Порядок предоставления и возврата единовременной денежной выплаты устанавливается Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления и возврата единовременной денежной выплаты усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям, принявшим детей на воспитание в семью», согласно которому уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня выявления оснований возврата единовременной денежной выплаты, указанных в части 3 статьи 3 Закона, направляет усыновителю, опекуну (попечителю), приемному родителю письменное требование о возврате единовременной денежной выплаты в местный бюджет соответствующего муниципального образования в объеме, установленном Законом.
Возврат единовременной денежной выплаты производится усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем в течениё мёсяца со дня получения требования от уполномоченного органа по реквизитам и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, указанным в требовании.
В случае невозврата единовременной денежной выплаты в добровольном порядке уполномоченный орган обращается в суд с целью принудительного ее взыскания в установленном законодательством порядке.
Из материалов дела следует, что истцом в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ за № было направлено требование о возврате единовременной денежной выплаты в размере 155232 рубля, которое получено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени не исполнено.
Поскольку материалами дела подтверждается отстранение ФИО1 от обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ответчиком в добровольном порядке денежные средства не возвращены, суд полагает, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в сумме 300 рублей, в соответствии с ч.1 ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования органа опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу местного бюджета муниципального образования «<адрес>» единовременную денежную выплату в размере 155232 (сто пятьдесят пять тысяч двести тридцать два) рубля 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца.
Судья Н.С. Дьячкова