Дело №
УИД: 18RS0№-91
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 октября2022 года <адрес> УР
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Д.В., при секретаре судебного заседания <данные изъяты>
с участием:
- представителя истца - помощника прокурора <адрес> УР <данные изъяты>
- представителя ответчика Управления «Первомайское» Администрацию Муниципальное образование "<адрес> Удмуртской Республики <данные изъяты>
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> УР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению «Первомайское» Администрацию Муниципальное образование "<адрес> Удмуртской Республики о возложении обязанности привести в соответствие с требованиями действующего законодательства автомобильную дорогу <адрес> УР,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> УР обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Муниципальное образование "<адрес> Удмуртской Республики о возложении обязанности в течение 2 лет с момента вынесения решения суда привести в соответствие с требованиями действующего законодательства автомобильную дорогу по <адрес>:
- устранить просадки и колеи на автомобильной дороге,
- установить освещение,
-оборудовать тротуары и разворотную площадку для пожарной техники..
В обоснование исковых требований истец сослался на то, что <адрес> в ходе разрешения обращений граждан выявлены нарушения в деятельности Администрации МО «<адрес> Удмуртской Республики» в сфере дорожной деятельности. По результатам проверки установлено, что <адрес> не освещаются, отсутствуют тротуары, имеют многочисленные просадки и колеи, не соответствуют нормативным требованиям, тупиковый проезд по <адрес> не имеет разворотной площадки для пожарной техники. Непринятие Администрацией МО «<адрес> Удмуртской Республики» мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в пределах населенного пункта, в том освещению автомобильных дорог, создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по улицам <адрес>.
В ходе судебного разбирательства проведена замена ответчика на правопреемника Управление «Первомайское» Администрацию Муниципальное образование "<адрес> Удмуртской Республики.
Также, в связи с тем, что требования об установке освещения и оборудовании разворотной площадки ответчиком исполнены истец отказался от требований в части возложении обязанности на Управление «Первомайское» Администрации МО «<адрес> Удмуртской Республики» в течение 2 лет с момента вынесения решения суда привести в соответствие с требованиями действующего законодательства автомобильную дорогу по <адрес>: установить освещение, оборудовать разворотную площадку для пожарной техники, просил в уточненных требованиях Обязать Управление «Первомайское» Администрации МО «<адрес> Удмуртской Республики» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями действующего законодательства автомобильную дорогу по <адрес>: устранить просадки и колеи на автомобильной дороге, оборудовать тротуары
В судебном заседании истец - помощник прокурора <адрес> УР настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований.
Представитель ответчика Управления «Первомайское» Администрацию Муниципальное образование "<адрес> Удмуртской Республики ФИО3 уточненные исковые требований не признала.
Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства дела, суд пришел к следующему.
В судебном заседании достоверно установлены следующие фактические обстоятельства дела, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
<адрес> в ходе разрешения обращений граждан выявлены нарушения в деятельности Администрации МО «<адрес> Удмуртской Республики» в сфере дорожной деятельности.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.6 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Часть 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ устанавливает, что ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
В силу ч.3 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п.6 ч.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Часть 2 указанной статьи устанавливает, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Таким образом, полномочия в сфере дорожной деятельности на территории <адрес> возложены на Управление «Первомайское» Администрацию Муниципальное образование "<адрес> Удмуртской Республики.
Выявлены нарушения пп. 5.2.1, 5.2.4 ФИО6 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», <адрес> имеют многочисленные просадки и колеи, не соответствуют нормативным требованиям.
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ на покрытии проезжей части по <адрес> от <адрес> до <адрес> имеются дефекты покрытия проезжей части в виде отдельных многочисленных просадок. Указанные недостатки приводят к нарушению обязательных требований п.5.2.4 ФИО6 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию. Методы контроля», а также наличие на обочинах травы и древесно-кустарниковой растительности, высотой более 15см (на всем протяжении участка дороги), что является нарушением п. 5.3.1 обязательных требований ФИО6 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию. Методы контроля», положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О безопасности дорожного движения». Выявлено отсутствие тротуаров, что является нарушением требований ФИО6 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
В результате бездействия Управления «Первомайское» Администрацию Муниципальное образование "<адрес> Удмуртской Республики не обеспечивается выполнение требований в сфере дорожной деятельности,, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований о возложении обязанности устранить просадки и колеи на автомобильной дороге по <адрес> в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Оценивая требования о возложении обязанности оборудовать тротуары, суд исходит из следующего.
Согласно п.4.5.1.1 ФИО6 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация. Общие требования", утвержденного приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 270-ст" предусматриваются особые условия обустройства тротуаров или пешеходных дорожек на автомобильных дорогах I - III категорий, и не исключает обустройство тротуарами и или пешеходными дорожками дороги IV, V категории. При этом, исходя из буквального толкования 4.5.1.1. "ФИО6 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах V категорий с твердым покрытием. В соответствии со сноской, введенной Изменением N 2, утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 163-ст, к дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими. Как усматривается из материалов дела, покрытие дороги, являющейся предметом спора, твердым не является, в связи с чем, требование об обустройстве тротуара на такой дороге в пределах населенного пункта, императивным не является.
В соответствии с п. 8.2. СП 34.13330.2012. "Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85*", утвержденным Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 266, конструкцию дорожной одежды и вид покрытия принимают исходя из транспортно-эксплуатационных требований и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности движения и состава автотранспортных средств, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами. В данном случае, с учетом перечисленных выше обстоятельств, ответчик приняла вид покрытия - грунтово-щебеночное, которое в соответствии со сноской к п. 4.5.1.1. ГОСТ к твердым не относится. При этом были учтены небольшая интенсивность движения по улице, расположение на улице несколько малоэтажных домов, отсутствие объектов социально-культурного и торгового назначения, образовательных учреждений, основания оборудовать тротуары отсутствуют.
При таких обстоятельствах ввиду отсутствия факта несоответствия закону автомобильной дороги общего пользования местного значения, оснований для удовлетворения требований истцов в данной части не имеется, в удовлетворении требования о возложения обязанности оборудовать дорогу по <адрес> тротуарами надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования <адрес> УР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению «Первомайское» Администрацию Муниципальное образование "<адрес> Удмуртской Республики» о возложении обязанности привести в соответствие с требованиями действующего законодательства автомобильную дорогу <адрес> УР удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Управлению «Первомайское» Администрацию Муниципальное образование "<адрес> Удмуртской Республики» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями действующего законодательства автомобильную дорогу по <адрес>: устранить просадки и колеи на автомобильной дороге.
В удовлетворении требований <адрес> УР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению «Первомайское» Администрацию Муниципальное образование "<адрес> Удмуртской Республики» о возложении обязанности в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями действующего законодательства автомобильную дорогу по <адрес>:, оборудовать тротуары, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения путём подачи апелляционной жалобы через Завьяловский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья Д.В.Орлов