Дело № 12-197/2023
Р Е Ш Е Н И Е
10 апреля 2023 года город Южно-Сахалинск
Судья Южно-Сахалинского городского суда Лукша Е.Н., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника ООО «РВК-Сахалин» ФИО4 на постановление заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Сахалинской области от 16 февраля 2023 года № по делу о привлечении названного общества к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Сахалинской области от 16 февраля 2023 года ООО «РВК-Сахалин» привлечено к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
На указанное постановление защитником ООО «РВК-Сахалин» ФИО5 принесена жалоба, в которой она просит его отменить, ссылаясь на недопустимость результатов исследований проб воды.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО «РВК-Сахалин» ФИО6., поддержавшую жалобу по изложенным в ней основаниям, представителя управления Роспотребнадзора по Сахалинской области ФИО, возразившего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению в силу статьи 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно частям 1 и 2 статьи 19 названного Федерального закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
На основании частей 1, 2 и 4 статьи 25 названного Федерального закона производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение.
Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту, - СанПиН 2.1.3694-21).
Пунктами 75, 77, 78, 91, 110 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:
превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (<данные изъяты>), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов <данные изъяты>% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года № 10 и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.
Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения.
Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, обязан немедленно принять меры по устранению ситуаций, указанных в настоящем пункте Санитарных правил.
Качество воды поверхностных и подземных водных объектов, используемых для водопользования населения (далее - качество воды водных объектов), должно соответствовать гигиеническим нормативам.
В случае несоответствия гигиеническим нормативам качества воды водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения населения, должна применяться водоподготовка, обеспечивающая качество и безопасность питьевой воды в распределительной сети в соответствии с гигиеническими нормативами.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водопользование, должны осуществлять производственный контроль за соблюдением Санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, количество и периодичность отбора проб воды для лабораторных исследований в местах водозабора, а также виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть определены Приложением № 4 СанПиН 2.1.3684-21, а нормативы и требования к питьевой воде определяются на основании СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.
Как следует из материалов дела, 26 января 2023 года в адрес управления Роспотребнадзора по Сахалинской области поступили жалобы граждан, проживающих на территории города Южно-Сахалинск, на качество питьевой воды централизованного водоснабжения, согласно которым отмечалось наличие резкого запаха воды, характерного для химических веществ и лекарственных препаратов. Анализ жалоб показал, что источником питьевой воды, предположительно не соответствующей гигиеническим нормативам, является водозабор «Луговое», расположенный в северной части города Южно-Сахалинска и находящийся в эксплуатации у ООО «РВК-Сахалин».
В этой связи административным органом с привлечением сотрудников ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Сахалинской области» проведено обследование территории водозабора и организован отбор и исследование проб питьевой воды.
При рассмотрении журнала приема и сдачи дежурств мастерами цеха водоснабжения участка № водозабора <данные изъяты>» за 25 января 2023 года установлено, что в станции обезжелезивания на скорых фильтрах ведутся ремонтные работы, а также зафиксирована остановка насоса № по причине низкого напряжения звена VI и принято решение об увеличении хлорирования воды.
Между тем, ООО «РВК-Сахалин», осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения и обеспечивающие население питьевой водой, не информировало (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации/технического нарушения на водозаборе) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор – управление Роспотребнадзора по Сахалинской области, о возникновении на объекте системы водоснабжения – на водозаборе подземных вод «<данные изъяты>», аварийной ситуации/технического нарушения, которое привело к ухудшению качества и безопасности питьевой воды и условий водоснабжения населения – 25 января 2023 года остановка насоса № 3, увеличение подачи хлора, в связи многочисленными жалобами населения на неприятный химический/канализационный запах в питьевой воде.
При исследовании же проб воды, отобранных в результате проверки ООО «РВК-Сахалин», установлены следующие обстоятельства.
Согласно экспертному заключению <данные изъяты>» от 26 января 2023 года (протоколы лабораторных испытаний №№), результаты в объеме проведенных исследований по показателю запах, значения которого при норме не более 2 баллов составили: - проба: вода питьевая перед подачей в распределительную сеть, место отбора: ООО «РВК-Сахалин», верхний водовод, юго-западнее планировочного района <адрес> – 3 балла; - проба: вода питьевая перед подачей в распределительную сеть, место отбора: ООО «РВК-Сахалин», нижний водовод, юго-западнее планировочного <адрес> – 3 балла; - проба: вода питьевая после водоподготовки, место отбора: общий водовод после очистки, юго-западнее планировочного района <адрес> – 4 балла; - проба: МБОУ «Кадетская школа <адрес>», водопроводный кран на распределительной сети на пищеблоке <адрес> (ведомственная принадлежность водоисточника: ООО «РВК-Сахалин») – 3 балла; - проба: вода питьевая после водоподготовки, место отбора: ООО «РВК-Сахалин», насосная станция №, <адрес> – 3 балла.
Согласно экспертному заключению <данные изъяты>» от 27 января 2023 года (протоколы лабораторных испытаний №№), результаты по показателю толуол, значения которого при норме не более <данные изъяты> составили: - проба: вода питьевая централизованного водоснабжения из водопроводного крана на распределительной сети в ванной комнате по <адрес> (ведомственная принадлежность водоисточника: ООО «РВК-Сахалин») - <данные изъяты>; - проба: вода питьевая после водоподготовки, место отбора: ООО «РВК-Сахалин», насосная станция №, <адрес> <данные изъяты>; - проба: вода питьевая после водоподготовки, место отбора: ООО «РВК-Сахалин», насосная станция, водозабор «Северо-Западный», <адрес> - 0,055 ± 0,007 мг/дм3.
Согласно экспертному заключению <данные изъяты>» от 26 января 2023 года (протокол лабораторных испытаний №) по результатам исследования пробы: - вода питьевая после водоподготовки, место отбора: ООО «РВК-Сахалин», насосная станция №, <адрес>, по показателю фенолы летучие (гидроксибензол) установлено – <данные изъяты>, при норме не более 0,001; по показателю запах установлено – 3 балла, при норме не более 2.
Кроме того, материалами проверки подтверждается, что ООО «РВК-Сахалин» в рамках производственного контроля по программе производственного контроля качества питьевой воды не проводит лабораторные исследования и измерения на базе испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации (договор с аккредитованным ИЛЦ на проведение указанных работ, протоколы лабораторных испытаний не представлены).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, протоколом об административном правонарушении от 8 февраля 2023 года, протоколом осмотра от 26 января 2023 года и фототаблицей к нему, актом выездной проверки от 6 февраля 2023 года и иными материалами дела, которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются достоверными, допустимыми и достаточными.
Учитывая установленное материалами дела несоответствие питьевой воды нормативным требованиям к качеству воды, вывод о наличии в действиях ООО «РВК-Сахалин» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Между тем, довод жалобы о том, что СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания не регламентирует предельно допустимую концентрацию по показателю «индекс токсичности», заслуживает внимания.
Так, в экспертных заключениях пробы воды даже в случае превышения в их содержании такого индекса не указаны, как несоответствующие гигиеническим требованиям и нормативам, однако обжалуемое постановление в буквальном смысле изложения относит превышение указанного индекса как нарушение ООО «РВК-Сахалин» санитарного законодательства, в связи с чем судья полагает необходимым изменить постановление, исключив из него указанные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Сахалинской области от 16 февраля 2023 года № изменить, исключить из него выводы о нарушении ООО «РВК-Сахалин» требований части 1 статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», частей 1 и 2 статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 75, 91 СанПиН 2.1.3684-21, пункта 1 таблицы 3.1 и пункта 735 таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 в связи с превышением показателя индекс токсичности в пробах воды по <адрес>
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу защитника ООО «РВК-Сахалин» Панюковой Ю.С. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение 10 суток с момента получения или вручения копии решения.
Судья Южно-Сахалинского
городского суда Е.Н. Лукша