Дело № 2-80/2024
22RS0065-02-2023-002259-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 апреля 2024 года город Барнаул
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Морозовой Т.С.,
при секретаре Кирдьяновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и республике Алтай к обществу с ограниченной ответственностью «Барнаульский завод цепей», Вдовину Юрию Анатольевичу, Сабадаш Игорю Алексеевичу о признании права собственности на объект отсутствующим, признании имущества федеральной собственностью,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к ответчикам о признании права собственности ООО «Барнаульский завод цепей», Вдовина Ю.А., Сабадаш И.А. на имущество (защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный номер № 22-И) в составе помещений согласно техническому паспорту 2002 года позиции 1-3, 5-8, расположенное в подвальном помещении здания по адресу: <адрес>, площадью 242,8 кв.м. отсутствующим, о признании имущества (защитного сооружения гражданской обороны – инвентарный номер №22-И), расположенного в подвальном помещении здания по адресу: <адрес>, согласно техническому паспорту 2002 года позиции 1-3, 5-8 федеральной собственностью.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Индустриального района г.Барнаула проведена проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне, защитных сооружениях гражданской обороны.
Установлено, что согласно паспорту №22-И защитное сооружение гражданской обороны (далее -ЗС ГО) имеет площадь 288 кв.м (противорадиационное укрытие), встроено в здание из 4 этажей по адресу: <адрес>, собственником которого являются ООО «Барнаульский завод цепей», Вдовин Ю.А., Сабадаш И.А.
Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 14.03.2003 и возникло в результате приватизации на основании плана приватизации от 04.03.1993, утвержденного комитетом по управлению государственным имуществом Алтайского края.
Защитное сооружение гражданской обороны №22-И введено в эксплуатацию в 1987 году, класс А-II.
14.10.2022 с участием ведущего специалиста-эксперта МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай, старшего дознавателя ТО НД и ПР №1 ГУ МЧС России по Алтайскому краю проведен совместный осмотр указанного сооружения гражданской обороны, в ходе которого установлено, что помещения заклубленного класса ГО по адресу: <адрес> относятся к объекту гражданской обороны и в соответствии со сводом правил СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны» являются помещениями ЗС ГО.
Правовое регулирование в области правоотношений по созданию и использованию защитных сооружений гражданской обороны осуществляется Федеральным законом от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» и правилами №583.
Учет защитных сооружений ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения, в журнале учета защитных сооружений (пункт 2.1 правил №583).
Правилами №583 предусмотрено, что статус ЗС ГО, как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (абз. 2 пункта 1.2), документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения и который оформляется, в частности, после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (пункт 2.2).
В соответствии с п.2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежище, противорадиационное укрытие, укрытие, специализированное складское помещение (место хранения), санитарно-обмывочный пункт, станция обеззараживания одежды, станция обеззараживания техники, иные объекты гражданской обороны.
В силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1) защитные сооружения гражданской обороны относятся к федеральной собственности.
Согласно п.3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284 установлен прямой запрет на приватизацию защитных сооружений гражданской обороны, относящихся к федеральной собственности.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 №359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
В силу пункта 2 раздела III приложения № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1, защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях №№1-3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 не упомянуты.
Защитные сооружения гражданской обороны на основании пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
На основании плана приватизации, утвержденного Комитетом по управлению государственным имуществом Алтайского края и согласованному Советом народных депутатов г.Барнаула 04.03.1993, административно-хозяйственное здание, в том числе подвальное помещение, находившееся на момент приватизации в федеральной собственности, в составе основных фондов производственного предприятия в нарушение вышеуказанных требований законодательства полностью передано в собственность приватизируемого предприятия в отсутствие решения уполномоченного органа о приватизации защитного сооружения гражданской обороны №22-И.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления данного закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на спорное защитное сооружение возникло на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 и относится исключительно к федеральной собственности.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
При указанных обстоятельствах защитное сооружение гражданской обороны №22-И является федеральной собственностью и не подлежало приватизации, то есть нарушены имущественные права государства.
Нахождение защитного сооружения в руках ответчиков нарушает права неограниченного круга лиц на защиту жизни, здоровья и использование средств коллективной и индивидуальной защиты, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», так как являясь собственником, ответчик имеет возможность привести сооружение в непригодное для эксплуатации состояние, ограничить доступ к нему, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан.
Прокурор Смолина И.Г. в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Барнаульский завод цепей» Саттарова Е.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения уточненных исковых требований по доводам изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по АК Жиляков Н.В. полагал об обоснованности иска, предоставив письменный отзыв на исковое заявление.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом определено о возможности рассмотрения дела при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2,4 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников защищаются равным образом.
В силу ч. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст.1 Закона Российской Федерации от 03 июля 1991 года №1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» приватизацию имущества, находящегося в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения), организуют комитеты по управлению имуществом, входящие в состав соответствующих органов государственного управления, местной администрации (далее по тексту - комитеты по управлению имуществом национально - государственных, национально- и административно - территориальных образований).
Согласно ГОСТ Р22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденному Постановлением Госстандарта Российской: Федерации от 22 декабря 1994 года № 327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования.
Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
Согласно п.3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
В соответствии с пунктом 2 раздела III (объекты оборонного производства) Приложения 1 к постановлению № 3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. При этом, исходя из п. 3 постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3, передаются в государственную собственность субъектов Федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности. Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в Приложениях 1 – 3 прямо не указаны.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26 января 2010 года № 12757/09, защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании п. 3 постановления № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до разрешения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
В силу пункта 2.2.2 раздела 2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 июня 1992 года N2980-1, объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения относились к объектам, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года №359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284), исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
Таким образом, до вступления в силу указанной Государственной программы приватизации от 24 декабря 1993 года, которая полностью запретила переход в частную собственность защитных сооружении гражданской обороны, приватизация объектов гражданской обороны была возможна только по решению Правительства Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Вдовин Ю.А. и Сабадаш И.А. являются собственниками по 242/4800 доли в праве общей долевой собственности на нежилое здание административно-бытового, производственного корпуса расположенное по адресу: <адрес>.
Оставшаяся доля 4316/4800 в праве общей долевой собственности на здание административно-бытового, производственного корпуса расположенное по адресу: <адрес> принадлежит ООО «Барнаульский завод цепей», что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН, и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
Ранее здание принадлежало ООО «Ремметалл», что подтверждается решением комитета по управлению государственным имуществом администрации Алтайского края от 16.10.1992 №337 о приватизации Барнальского опытно-экспериментального ремонтно-механического завода объединения «Алтайводмелиорация», решением комитета по управлению государственным имуществом администрации Алтайского края от 05.02.21993 №77 об учреждении АО «Ремметал», являющегося правопреемником «Барнаульского опытно-экспериментального ремонтно-механического завода», планом приватизации от 04.03.1993, утвержденного комитетом по управлению государственным имуществом Алтайского края.
В подвальном помещении здания по адресу: <адрес> размещено защитное сооружение гражданской обороны №22-И, которое введено в эксплуатацию в 1987 году, класс А-III.
Согласно паспорту убежища №22-И его общая площадь составляет 288 кв.м.
Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО инв. №22/22-И от 06.08.2018, защитное сооружение (убежище) принято в эксплуатацию в 1987 году и предназначалось для укрытия рабочих и служащих ремонтно-механического завода. В настоящее время находится в собственности ООО «Барнаульский завод цепей». ЗС ГО считается не готовым к приему укрываемых. ЗС ГО является частной собственностью, на протяжении многих лет эксплуатируется в качестве подвального помещения в составе здания, без проведения регламентных работ по техническому обслуживанию инженерно – технического оборудования. Убежище утратило защитные свойства ограждающих и несущих строительных конструкций, восстановление их экономически нецелесообразно. Согласно выводам комиссии, защитное сооружение подлежит снятию с учета.
Согласно акту осмотра защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу <адрес> инв.***-и от ДД.ММ.ГГГГ, все осмотренные помещения заглубленного склада, относятся к объекту гражданской обороны и в соответствии со Сводом привил СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны» являются помещениями защитного сооружения. Подвал нежилого помещения, находящийся по адресу <адрес> по своим характеристикам соответствует ЗС ГО №22/22-И.
С целью определения площади защитного сооружения гражданской обороны, а также, того какие помещения к нему относятся, судом по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению экспертов ООО «Русский сокол» №105/23 от 06.02.2024 в результате проведенного экспертного осмотра установлено следующее:
между помещением поз.1 и помещением поз. 4установлена стальная герметичная дверь с запорным механизмом изнутри, такая же дверь установлена между помещениями поз. *** и ***. Выход из убежища осуществляется по лестнице в помещении поз.4 на первый этаж здания;в помещение поз. *** имеется проем в тоннель в конце которого имеется проем для выхода из подвальных помещений непосредственно на территорию земельного участка.
Таким образом, по результатам проведенного исследования, исходя из конструктивных особенностей подвальных помещений, в сопоставлении с данными, имеющимися в материалах дела, с учетом приведенных выше нормативных требований, предъявляемых к убежищам, установлено, что к защитному сооружению гражданской обороны (убежищу) относятся помещения поз. 1-3, поз. 5-8 указанные в техническом паспорте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, расположенные в подвальном помещении здания по адресу: <адрес>
На основании проведенного исследования в рамках первого вопроса экспертами установлены помещения, которые относятся к защитному сооружению гражданской обороны (убежищу).
Общая площадь помещений, которые относятся защитному сооружению гражданской обороны (убежищу), установленные производством экспертизы поз.1-3, поз.5-8, расположенные в подвальном помещении здания по адресу <адрес>, составляет 242,8 кв.м.
По результатам проведенного исследования нормативно-технической документации и результатов экспертного осмотра нежилого помещения (убежища), расположенного в подвале здания по адресу: <адрес>, экспертами установлено следующее:
- помещения под убежище являются встроенными и расположены в подвале пятиэтажного нежилого здания, что соответствует требованиям п. 4.2 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНип П-11-77*;
- выходы защитного сооружения не оборудованы устройствами вызова помощи «для свободного доступа» маломобильными группами населения, что не соответствует требованиям п 4.6 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны». Актуализированная редакция СНип П-11-77*;
- прокладка транзитных линий водопровода, канализации, отопления, электроснабжения, а также трубопроводов сжатого воздуха, газопроводов и трубопроводов с перегретой водой через помещения убежища отсутствует, что соответствует требованиям 4.14 п. 4.22 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНип П-11-77*;
- подвальное помещение состоит из восьми помещений из которых помещения *** является лестничной клеткой, в помещение *** размещено оборудование системы вентиляции и отопления, помещение *** является тамбуром (помещение перед защитно-герметичной дверью), помещение *** являются санузлами.
- подвальное помещение имеют высоту 3,0 м, что соответствует требовали 5.2.2, СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНип П-11-77*;
- подвальное помещение не оборудовано телефонной связью с пунктом управления предприятия и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания для связи с местным органом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, пункт управления в помещении также отсутствует, что не соответствует требованиям п. 5.2.5, п. 12.1, 12.2, 12.3, 12.4 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНип П-11-77*;
- в подвальном помещении перегородки оштукатурены цементно-песчаным составом, что не соответствует требованиям п. 5.2.7 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНип П-11-77*, п. 3.2.8 приказа МЧС Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».
- ширина дверного проема с защитно-герметичной дверью на входе в помещение составляет 0,8 м., что соответствует требованиям п. 5.4.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНип П-11-77*;
- подвальное помещение оборудовано одним входом, выход в виде тоннеля отсутствует (шахта, расположенная в помещении *** имеет габаритные внутренние размеры 1,2х1,2 м. И дверной проемом размером 0.8х0.8 м.), что не соответствует требованиям п 5.4.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНип П-11-77*;
- в подвальном помещении имеется тамбур-шлюз, что соответствует требованиям п. 5.4.5 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНип П-11-77*;
- помещение имеет тамбур (помещение перед защитно-герметичной дверью), что соответствует требованиям п. 5.4.6 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНип П-11-77*
- ширина лестничных спусков во входе в помещение составляет 1,2 м при ширине проема двери 0,8 м., что соответствует требованиям п. 5.4.7 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНип П-11-77*;
- ширина тамбура больше ширины входного проема с защитно-герметичной дверью на 0.6 м., что соответствует требованиям п. 5.4.7 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНип П-11-77*;
- во встроенном помещении предусмотрен аварийный (эвакуационный) выход в виде вертикальной шахты с защитным оголовком с размерами 1,2х1,2 м., высота оголовка составляет 1,7 м., что соответствует требованиям п. 5.4.9, п. 4.9.10. СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНип П-11-77*;
- все входы и выходы из подвального помещения не оборудованы сигнальными устройствами при открывании дверей, что не соответствует требованиям п. 5.4.13. СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНип П-11-77*;
- входные проемы, оборудованы защитно-герметичной дверью, имеют неплотное примыкание дверей к коробу проема, герметичность нарушена, что не соответствует требованиям п. 5.5.1, п. 5.5.16 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНип П-11-77*, п. 33.2.1, 3.2.6 приказа МЧС Российской Федерации от 21.07.2005 №575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».
- на стенах подвального помещения имеются следы протечек сточных талых дождевых вод, что свидетельствует о нарушении гидроизоляции стен и не соответствует требованиям п. 5.5.6, п. 5.6.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны, Актуализированная редакция СНиП Н-11-77*, п. 3.2.1, 3.2.7 Приказа МЧС Российской Фдерадии от 21 июля 2005 г. № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время»;
- в подвальном помещении имеется отдельное помещение под вентиляционное оборудование, что соответствует требованиям п. 6.1.6 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНип П-11-77*;
- в подвальном помещении имеется оборудование системы отопления, вентиляции, водоснабжения и водоотведения, однако данные системы не функционируют на момент экспертного осмотра, система фильтровентиляции отсутствует, что не соответствует требованиям и. 10.1.1, п 10.4.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП П-11-77*;
- в подвальном помещении имеются санитарные узлы и уборные, но они находятся в неисправном техническом состоянии, что не соответствует требованиям п. 10.5.6, п. 10.6.3 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП П-11-77*;
- в подвальном помещении система электроснабжения не функционирует и находятся в неисправном техническом состоянии, что не соответствует требованиям п. 11.1.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП П-11-77*;
- в подвальном помещении отсутствуют следующие документы защитного сооружения: Паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; Журнал оценки технического состояния ЗС ГО; Сигналы оповещения гражданской обороны; План перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств;Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; Инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; Инструкция о мерах пожарной безопасности; Правила поведения Укрываемых в ЗС ГО; Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); 20. Схема эвакуации укрываемых из очага поражения. Список телефонов, что не соответствует п. 3.6 Приказа МЧС Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 575 «Об утверждении Порядка содержания и исиользования защитных Сужений гражданской обороны в мирное время»;
- в подвальном помещении на стенах и дверях отсутствуют вывески и плакаты с различными надписями, подтверждающие предназначением их в качестве убежища, также имеется схема с обозначением помещений, относящихся к убежищу, что не соответствует п. 6.2 приказа МЧС Российской Федерации от 21.07.2005 №575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных соружений гражданской обороны в мирное время».
На основании проведенного исследования экспертами установлено, что нежилое помещение, расположенное в подвальном помещении здания по адресу: <адрес>, значащиеся как защитное сооружение гражданской обороны, не соответствует требованиям действующего законодательства, установленным для защитных сооружений гражданской обороны, ч частности радиационных укрытий, том числе СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНип П-11-77*,утвержденному приказом Минстроя России от 18.02.2014 года №59/пр, а также Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 года».
Проанализировав содержание экспертного заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении документов, основывается на объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, образовании, стаже работы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
При таких обстоятельствах суд полагает, что заключение эксперта отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности доказательств, принимает данное заключение в качестве допустимого доказательства, которое в силу части 3 статьи 86 ГПК РФ оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что спорный объект с момента его создания является объектом гражданской обороны и в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 является федеральной собственностью, из владения Российской Федерации не выбывал, поскольку приватизация объектов гражданской обороны запрещена, а соответствующее решение Правительство Российской Федерации не принимало.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, которая также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Согласно абзацу второму п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшего до 1 января 2020 года, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Абзацем 4 п. 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» определено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Условием предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, а также факта его нарушения непосредственно ответчиком. При этом реализация предусмотренных законом способов защиты гражданских прав путем предъявления иска в суд возможна только в том случае, когда такое обращение в суд способно восстановить нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. В обоснование иска о признании отсутствующим права собственности ответчика прокурор сослался на отнесение этого имущества к федеральной собственности в силу закона.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившего в законную силу 01 января 1998 года, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, Российская Федерация является собственником спорного объекта недвижимости, право собственности на который возникло до вступления в силу Закона N122-ФЗ и признается юридически действительным при отсутствии его регистрации.
Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации N 583 от 15 декабря 2002 г., рассчитаны на случаи режима работы в повседневной деятельности, военное время, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.
Согласно пункту 2.4 Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации N 583 от 15 декабря 2002 г. инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией защитного сооружения гражданской обороны, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.
Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации данные о месте расположения защитного сооружения гражданской обороны и копии паспортов сооружений.
Присвоение защитным сооружениям гражданской обороны инвентарного номера свидетельствует о его постановке на учет в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих об утрате спорным помещением статуса защитного сооружения гражданской обороны, о прекращении возникшего в силу закона права федеральной собственности на спорное помещение, материалы дела не содержат, ответчиком в материалы дела не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что спорный объект перешел в собственность ответчика на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 21.11.2017, заключенного между ООО «Сибсоцбанк» и ООО «Барнаульский завод цепей», право собственности ООО «Барнаульский завод цепей» зарегистрировано Управлением Росреестра по АК 07.02.2018, подлежат отклонению, так как спорный объект гражданской обороны в порядке, предусмотренном законом, из владения Российской Федерации не выбывал, уполномоченным на то органом ответчику не предоставлялся, свой статус не утратил.
Не принимаются судом во внимание и доводы возражений о том, что защитное сооружение гражданской обороны – убежище утратило защитные свойства ограждающих и несущих строительных конструкций, восстановление их экономически нецелесообразно, подлежит снятию с учета, в связи с чем удовлетворение требований о признании права собственности на спорный объект отсутствующим приведет к значительным финансовым, экономическим затратам, связанным с восстановлением ЗС ГО, что само по себе нельзя расценивать как восстановление нарушенного права Российской Федерации, поскольку юридического значения для разрешения спора они не имеют, учитывая, что доказательств утраты спорным помещением статуса защитного сооружения гражданской обороны в материалы дела не представлено.
Следовательно, исковые требования прокурора о признании отсутствующим право собственности ответчика на спорный объект недвижимого имущества и признании право собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный номер №22-И) подлежат удовлетворению.
Согласно ч.2 ст. 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Исходя из норм ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчиков в доход муниципального образования, городского округа – город Барнаул следует взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей, по 100 рублей с каждого.
Руководствуясь ст. 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и республике Алтай к обществу с ограниченной ответственностью «Барнаульский завод цепей», Вдовину Юрию Анатольевичу, Сабадаш Игорю Алексеевичу о признании права собственности на объект отсутствующим, признании имущества федеральной собственностью, удовлетворить.
Признать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Барнаульский завод цепей» (ИНН ***), Вдовина Юрия Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сабадаш Игоря Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный номер ***) в составе помещений согласно техническому паспорту от 25.09.2002: позиции 1-3, 5-8, расположенное в подвальном помещении здания по адресу: <адрес> <адрес>, площадью 242,8 кв.м. отсутствующим.
Признать право собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный номер ***) в составе помещений согласно техническому паспорту от 25.09.2002: позиции 1-3, 5-8, расположенное в подвальном помещении здания по адресу: <адрес> <адрес>, площадью 242,8 кв.м.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Барнаульский завод цепей» (ИНН ***), Вдовина Юрия Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сабадаш Игоря Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход бюджета городского округа – города Барнаула Алтайского края государственную пошлину 300 рублей, в равных долях, по 100 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.
Судья Т.С. Морозова
Мотивированное решение суда изготовлено 09 апреля 2024 года.