24RS0033-01-2023-001974-88
гр. дело №2-2198/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Заочное
09 октября 2023 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Задворного Е.А.,
при секретаре Покатовой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2198/2023 по иску Меленчук М.Ю., действующей за себя и в интересах малолетних ФИО2 и ФИО3 к Администрации города Лесосибирска о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Меленчук М.Ю., действующая за себя и в интересах малолетних ФИО2 и ФИО3 обратилась в суд с иском о возложении обязанности на Администрацию города Лесосибирска предоставить им в собственность равнозначное жилое помещение, благоустроенное, находящееся в черте г. Лесосибирска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в жилом доме, построенном в соответствии с региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29 марта 2019 года №144-п, взамен жилого помещения, признанного аварийным, непригодным для проживания и подлежащего сносу по адресу: <адрес>.
Свои требования мотивируют тем, что она (Меленчук М.Ю.) и ее малолетние дети ФИО2 и ФИО3 являются собственниками квартиры по 1/3 доли каждый, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 63,8 кв.м., на основании договора купли-продажи от 25 июня 2016 года. Распоряжением Администрации города Лесосибирска от 08 февраля 2013 года №123-р многоквартирный жилой дом №9 по ул.Свердлова в г. Лесосибирске, был признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы». Администрацией города Лесосибирска 21 марта 2023 года им было отказано в предоставлении жилого помещения на основании того, что квартира была приобретена в собственность после признания дома аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, по мнению ответчика, им положена денежная выплата. Полагает, что данная позиция ответчика не соответствует требованиям действующего законодательства, ответчик незаконно отказывает истцу в предоставлении жилого помещения, нарушая его конституционные права.
Истец Меленчук М.Ю., ее представитель Гармашова А.А. надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители ответчика Администрации города Лесосибирска и третьего лица Министерства строительства Красноярского края о дате, месте и времени рассмотрения дела, извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, ходатайств об отложении не представили.
В связи с неявкой ответчика в судебное заседание, не просившего о рассмотрении дела в свое отсутствие, суд находит возможным рассмотреть спор в порядке заочного производства.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Граждане, имеющие в личной собственности жилой дом, квартиру, пользуются им для личного проживания и проживания для членов их семей.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В судебном заседании установлено, что истец Меленчук М.Ю. и ее малолетние дети ФИО2 и ФИО3 являются собственниками по 1/3 доли каждый, жилого помещения – квартиры, общей площадью 63,8 кв.м., по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи квартиры ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11), свидетельством о государственной регистрации права (л.д.12), выписками из ЕГРН (л.д.25-30).
Из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Меленчук М.Ю., действующая за себя и в интересах малолетних ФИО2 и ФИО3 приобрела в собственность трехкомнатную квартиру, общей площадью 63,8 кв.м., по адресу: <адрес> (л.д.10-11).
Согласно заключению межведомственной комиссии № 16 от 07.02.2023г. о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу по результатам обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, выполненного ООО «Юнайтед № Юо-42-12-12 комиссия установила, что многоквартирный дом находится в аварийном состоянии, конструктивная надежность здания не обеспечена и приняла заключение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации в целом, приведшим к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций (л.д. 38-39)
Распоряжением Администрации города Лесосибирска №123-р от 08 февраля 2013 года многоквартирный дом по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлено произвести отселение жильцов из аварийных и подлежащих сносу домов до 2018 года (л.д. 35-37).
19 января 2021 года истцом Меленчук М.Ю. было подписано обязательство, согласно которому выбран способ переселения из аварийного жилищного фонда – предоставление другого жилого помещения г. Лесосибирске (л.д. 40).
19 октября 2022 года вышеуказанный объект недвижимости и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, изъяты Администрацией <адрес> (л.д.42-48).
Истец на дату признания спорного жилого дома аварийным и подлежащим сносу не являлся собственником жилого помещения –<адрес>.
Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, включен в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», переселение граждан в рамках проекта «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в г. Лесосибирске».
По общему правилу, жилищные права собственников жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно части 8.1 статьи 32 ЖК РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно части 8.2 статьи 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
В силу частей 1 и 3 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ, которым в Жилищный кодекс Российской Федерации введены части 8.1, 8.2 статьи 32, вступил в силу, согласно содержащейся в нем статьи 3, со дня его официального опубликования, то есть с 28 декабря 2019 года.
Кроме того, пунктом 1 статьи 10 ГК РФ установлена недопустимость действий граждан и юридических лиц исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В силу пункта 3 статьи 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
По смыслу вышеприведенных норм, добросовестным поведением является поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе, в получении необходимой информации.
Обязательства публично-правовых образований обеспечить права собственников помещений в связи с признанием дома аварийным и его сносом не могут быть использованы заинтересованными лицами в целях их обогащения. Данный правовой подход и был закреплен в частях 8.1 и 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, распоряжением администрации г. Лесосибирска от 08 февраля 2013 года №123-р, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, указано на необходимость произвести отселение жильцов до 2018 года. Иного срока нормативно не установлено, доказательств обратного, суду, вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ, не представлено.
При этом в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», указанный дом включен 29 марта 2019 года.
Администрацией г. Лесосибирска в адрес Меленчук М.Ю. 21 марта 2023 года направлено письмо, согласно которому многоквартирный <адрес> в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу на основании распоряжения администрации г. Лесосибирска от 08 февраля 2013 года №123-р. Часть 8.2 статьи 32 ЖК РФ вступила в силу 28 декабря 2019 года, при этом Федеральный закон №473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Право на предоставление дополнительной меры поддержки истец не имеет, поскольку право собственности возникло после признания дома аварийным и подлежащим сносу. При изъятии жилого помещения положена выплата возмещения (л.д.16).
Администрацией города Лесосибирска в ответе на обращение истца указано именно на отсутствие оснований предоставить им в рамках указанной программы жилое помещение, а указано о выплате денежного возмещения, при этом истцами выбран способ – предоставление жилого помещения (о чем подписано соответствующее обязательство).
В ходе судебного разбирательства установлено, что жилое помещение истца и дом в котором оно находится, признаны аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу еще в 2013 году. При этом указано на недопустимый уровень надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, также указано о невозможности дальнейшей безопасной эксплуатации жилого дома.
Начиная с 2013 года до настоящего времени (между тем, срок отселения установлен до 2018 года), истец не отселен, жилое помещение, отвечающее всем необходимым требованиям ему не предоставлено, что влечет нарушение его жилищных прав, которые он по вине ответчика не может реализовать в разумный срок.
Закон в данном случае не ставит реализацию и защиту жилищных прав в зависимость от даты признания дома аварийным и подлежащим сносу и даты начала действия новой программы по переселению граждан из аварийного жилья.
При этом речь не идет о внеочередном предоставлении истцу жилого помещения.
Таким образом, поскольку дом, в котором расположено спорное аварийное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, суд приходит к выводу, что к спорным правоотношениям не могут применяться положения частей 8.1 и 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку указанная норма была введена в действие после приобретения истцами права собственности на жилое помещение и начала процедуры расселения, в связи с чем, право выбора способа реализации жилищных прав принадлежит собственникам изымаемого жилого помещения, с учетом выраженного волеизъявления истца на предоставление им в собственность равнозначного жилого помещения взамен изымаемого, учитывая фактическую реализацию в настоящее время программы по расселению рассматриваемого многоквартирного дома, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда многоквартирный дом, в котором расположена спорная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу в 2013 году. При этом в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2019 - 2025 годы" указанный дом включен 29 марта 2019 года.
При таких обстоятельствах заключение договора купли-продажи от 25 июня 2016 года в отношении спорного жилого помещения и оформление права собственности на указанную квартиру в 2016 году не свидетельствует о том, что истец злоупотребил своими правами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «л» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ, собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.
Таким образом, совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что изъятие жилого помещения, признанного в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с предоставлением иного жилого помещения, должно рассматриваться, как один из способов прекращения права собственности. Одновременно, изъятие жилого помещения и земельного участка представляет собой способ возникновения права собственности у соответствующего муниципального образования.
Таким образом, после предоставления Меленчук М.Ю., ФИО2, ФИО3 равнозначного жилого помещения, подлежит прекращению право собственности Меленчук М.Ю., ФИО2, ФИО3, на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признание за муниципальным образованием город Лесосибирск право собственности на указанное жилое помещение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199,233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Меленчук М.Ю., паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, действующей за себя и в интересах малолетних ФИО2 (свидетельство о рождении №) и ФИО3 (свидетельство о рождении №) к Администрации города Лесосибирска, ИНН 2454005571 о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.
Возложить на Администрацию города Лесосибирска обязанность предоставить в общую долевую собственность Меленчук М.Ю,, ФИО2 и ФИО3, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, другое равнозначное жилое помещение, площадью не менее 63,8 кв.м., состоящее не менее чем из трех комнат, расположенное в пределах г. Лесосибирска Красноярского края, благоустроенное применительно к условиям города Лесосибирска, по 1/3 доле каждому.
Прекратить право собственности Меленчук М.Ю., ФИО2 и ФИО3 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления Меленчук М.Ю., ФИО2 и ФИО3 в собственность равнозначного жилого помещения.
Признать за муниципальным образованием город Лесосибирск право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления Меленчук М.Ю., ФИО2 и ФИО3 в собственность равнозначного жилого помещения.
Ответчик вправе подать в Лесосибирский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней, со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд в течение одного месяца, со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Е.А. Задворный