Дело № 12-28/2021
РЕШЕНИЕ
г. Воркута 17 февраля 2021 года
Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Солодилова Е.Ю.,
с участием представителя Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» Савушкина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» на постановление по делу об административном правонарушении от 14.12.2020 мирового судьи Тундрового судебного участка г.Воркуты, исполняющего обязанности мирового судьи Горного судебного участка г.Воркуты, о признании УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 100000 рублей,
установил:
14.12.2020 в отношении УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» вынесено указанное постановление.
Основанием для привлечения УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» к ответственности послужили установленные 30.09.2020 эксплуатационные недостатки содержания ул.Катаева в районе д.12 корпус 2, п.Воргашор, г.Воркуты, свидетельствующие о невыполнении УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» требований по обеспечению безопасности дорожного движения:
- на проезжей части отсутствует, плохо различима горизонтальная дорожная разметка 1.5 (осевая линия), разделяющая транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две полосы движения в обоих направлениях, и 1.2, обозначающая край проезжей части, что не соответствует требованиям п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2-17 и 6.2.4 и 6.2.7 ГОСТ Р 52289-2019;
- обочина дороги имеет занижение более 4 см (по факты 12 см), что не соответствует требования п.5.3.1 ГОСЬ Р 50597-2017.
Не согласившись с указанным постановлением, УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» указывает, что обязанность по надлежащему содержанию дорог возложена на МБУ «СДУ», созданное постановлением руководителя администрации МО ГО «Воркута» от 13.11.2010 № 1447, в силу уставной деятельности данного Учреждения. Создав МБУ «СДУ», в том числе и в целях выполнения функций организации дорожной деятельности, включая ремонт и содержание автомобильных дорог, УГХиБ предусмотрев в бюджете денежные средства, фактически выполнило возложенные на него полномочия по организации дорожной деятельности на территории муниципального образования, поручив осуществление этой деятельности МБУ «СДУ». Именно МБУ «СДУ» наделено полномочиями по выполнению муниципального задания по предоставлению услуг в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. УГХиБ, осуществив в отношении МБУ «СДУ» полномочия учредителя в части наделения муниципальным заданием, в том числе и по содержанию автомобильных дорог местного значения, осуществив полномочия учредителя по финансовому обеспечению исполнения муниципального задания, в полном объеме исполнило обязательства по исполнению публичной функции по ремонту и содержанию дорог местного значения. Согласно актам выполненных работ по ул.Катаева были нанесены горизонтальная разметка 1.5 (осевая прерывистая) и 1.1 (осевая сплошная), нанесение разметки 1.2 (краевая) по ул.Катаева не предусмотрено ПОДД. Дорожная эмаль имеет паспорта и сертификаты соответствия.
ОМВД России по г.Воркуте в поступивших возражениях на жалобу указал, что недостатки содержания дорожной сети установлены 30.09.2020 в ходе надзора за дорожным движением, над текущим эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети МО ГО «Воркута» в рамках осмотра места происшествия. Доводы жалобы ОМВД России по г.Воркуте находит несостоятельными, поскольку УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» является уполномоченным органом местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Проект организации дорожного движения (ПОДД) на участке ул.Катаева от д.29 до д.12 корпус 2 п.Воргашор не разработан, и довод о том, что нанесение разметки 1.2, обозначающей край проезжей части, не предусмотрено, не состоятелен.
В судебном заседании представитель УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» Савушкин С.В. доводы жалобы поддержал. Полагает, что УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» необоснованно привлечено к административной ответственности за указанное правонарушение, поскольку ответственность должно нести лицо, в чьи обязанности входит непосредственное решение задач по содержанию дорог в МО ГО «Воркута» - МБУ «СДУ».
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав доводы представителя УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», суд не находит оснований для отмены постановления о назначении административного наказания, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 12.34 КоАП РФ на юридических лиц, ответственных за состояние дорог, возложена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а объективная сторона заключается в совершении действий (бездействия), такую безопасность не обеспечивающие.
Субъектом правонарушения по статье 12.34 КоАП РФ являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, так и юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание дорог.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно статьям 1, 3, 5 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований ст. 6 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ). В силу п.5 ч.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; Под дорожной деятельностью, как это следует из п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12), а сохранность автомобильной дороги - состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование (п.20). Из положений статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Состояние дорог должно соответствовать техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, и удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.Согласно ст.11 Устава муниципального образования городского округа "Воркута" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.Согласно ч.3 ст.34 Закона № 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. В силу п.3 ст.17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов вправе создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями. Решением Совета МО городского округа «Воркута» от 03.03.2016 N 78 утверждена структура администрации муниципального образования городского округа «Воркута», в состав которой входит Управление городского хозяйства и благоустройства. В силу ч.2 ст.41 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Решением Совета МО ГО «Воркута» от 06.03.2018 № 469 утверждено Положение об управлении городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута».
Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее по тексту — Управление) является отраслевым органом администрации муниципального образования городского округа «Воркута».
Согласно Положению Управление является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения, от имени городского округа «Воркута» в пределах своей компетенции может своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, представлять интересы городского округа в судах. Управление осуществляет функции получателя средств бюджета городского округа «Воркута» в части средств, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций.
В соответствии с пунктами 3.3.9-3.3.11 Положения УГХиБ осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, в установленном порядке распоряжается средствами дорожного фонда городского округа, организует строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов дорожного хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности Положения в сфере жилищно-коммунального хозяйства УГХиБ.
Право граждан, как это следует из ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", на безопасное, свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам Российской Федерации гарантируется государством.
МБУ "СДУ" создано постановлением Главы МО ГО "Воркута" от 13.11.2010 № 1447, в том числе в целях осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них; целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на очередной год для финансирования работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог, а также работ (услуг), определенных муниципальным заданием. Основным видом деятельности МБУ "СДУ" является организация и выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, улично-дорожной сети на территории МО ГО "Воркута".
Таким образом, на МБУ "СДУ" возложена обязанность содержания автомобильных дорог общего пользования в пределах муниципального образования, в том числе путём обнаружения и устранения нарушений состояния улично-дорожной сети.
Однако УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» не может быть освобождено от ответственности за невыполнение мероприятий по приведению в надлежащее состояние улично-дорожной сети, как орган непосредственно определяющий объём работ, финансовые затраты, осуществляющий взаимодействие с исполнителем, надлежащий контроль и применение мер ответственности.
Утверждение УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» о наличии дорожной разметки на указанном участке опровергается исследованными материалами: актом № 168 от 01.10.2020, протоколом об административном правонарушении, а также данное обстоятельство оценено мировым судьей при вынесении постановления. Отсутствие необходимости нанесения разметки 1.2 на указанном участке дороги, в том числе путем предоставления согласованного ПОДД, УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» не подтверждено.
Таким образом, установлено, что УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» не осуществило надлежащий контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги, что мировым судьей установлено верно.
Доказательства принятия УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» мер, направленных на соблюдение требований по обеспечению безопасности движения, которые позволили бы судить об отсутствии вины, в материалах дела не содержатся, в суд не представлено.
Наказание в виде административного штрафа определено и снижено мировым судьей с учётом требований ст.4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление по делу об административном правонарушении от 14.12.2020 мирового судьи Тундрового судебного участка г.Воркуты, исполняющего обязанности мирового судьи Горного судебного участка г.Воркуты, о признании УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 100000 рублей оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора по правилам ст.30.12-30.16 КоАП РФ в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Е.Ю. Солодилова