Дело №2-4184/2023
УИД 55RS0007-01-2023-004388-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Омск 29 ноября 2023 года
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Рерих Ю.С., при секретаре Пировой Я.О., с участием истца ФИО4, представителя ответчика ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о включении в страховой стаж периодов работы, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с иском, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области с заявлением об установлении ей досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ в установлении указанной пенсии отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа. Выражая несогласие с указанным решением, обращается в суд с иском, в котором просит признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Омской области включить в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; обязать зачесть в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; курсы с отрывом от производства с сохранением заработной платы ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; взыскать расходы, понесенные на оплату государственной пенсии в размере 300 рублей.
В последующем исковые требования уточнила, просила признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования включить в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения по листу нетрудоспособности (предродовый) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; зачесть в льготный стаж дни ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ; обязать включить в общий стаж работы период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Омской области определить ей дату возникновения права на досрочную пенсию по старости, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В судебном заседании истец ФИО4 исковые требования с учетом их уточнения поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области ФИО8 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что периоды работы истца до ДД.ММ.ГГГГ включены в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был учтен, поскольку код льготы работодателем не был проставлен. Дни: ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не были учтены, поскольку в указанные дни истцу предоставлялся отпуск без содержания; период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был учтен, поскольку уход за ребенком осуществлялся после ДД.ММ.ГГГГ, он зачету в специальный стаж не подлежит. Периоды обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> зачтен истцу в общий трудовой стаж.
Проверив доводы истца, выслушав стороны, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон №400-ФЗ), целью которого является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ по общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрено, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим прав на ее получение независимо от возраста в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ назначается не ранее сроков, указанных в Приложении №7 к Федеральному закону №400-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при наличии одновременно двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должности, предусмотренной соответствующим Списком, и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения, также предусмотренных данным Списком.
Согласно подпункту "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила № 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Из представленной трудовой книжки истца следует, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение <данные изъяты>. По окончанию обучения получила диплом серии №.
ДД.ММ.ГГГГ истец принята на должность <данные изъяты> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (ст. 31 КЗоТ РФ) (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ(.
ДД.ММ.ГГГГ истец принята на должность <данные изъяты> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ переведена в <данные изъяты> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ истец переведена на должность <данные изъяты> (приказ №/к от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ истец переведена на должность <данные изъяты> (приказ №/к от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (Устав и Свидетельство о гос. Регистрации приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ истец уволена переводом в <данные изъяты> пункт 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ принята переводом в <данные изъяты> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ истец уволена в связи с сокращением штата, пункт 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ истец принята на должность <данные изъяты> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <данные изъяты> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ истец принята в <данные изъяты> (приказ №-л/с от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут по инициативе работника (п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ) (приказ №-л/с от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ истец принята на должность <данные изъяты> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ истец уволена по собственному желанию (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ истец принята на должность <данные изъяты> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец занимала должность <данные изъяты> <данные изъяты> (приказы № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ истец принята на должность <данные изъяты> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), где работает по настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении ей пенсии в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии отказано по причине преждевременности обращения с указанным заявлением. В тексте решения указано, что при рассмотрении заявления истца с учетом ее права на пенсию с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 в стаж на соответствующих видах работ включены периоды работы
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>;
- ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>».
Кроме того, при рассмотрении права в специальный стаж (в календарном исчислении) включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.
Также указано, что спорный период <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) не включен в специальный стаж истца, поскольку он имел место после ДД.ММ.ГГГГ., то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в кодекс законов о труде Российской Федерации».
Период нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в специальный стаж, поскольку указанный период не является периодом работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Разрешая заявленные ФИО4 исковые требования, суд с учетом представленных в материалы дела доказательств, приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Как следует из материалов дела заявленный истцом период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>.
Принимая решение об отказе во включении указанного периода на соответствующих видах работ, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области исходил из того, что Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, а также Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 включение в стаж, дающий право на пенсию медицинским работникам, периода обучения в учебном заведении не предусмотрено.
Таким образом, разрешая заявленные истцом исковые требования в указанной части суд исходит из того, что поскольку включение времени обучения в медицинских учебных заведениях в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, ни действовавшим в спорный период постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрено, в связи с чем, исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Также не подлежат удовлетворению исковые требования в части включения в в специальный стаж период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты)
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет был предоставлен истцу после внесения изменений в законодательство, в соответствии с которыми указанный отпуск не подлежал включению в специальный трудовой стаж, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО4 о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Что касается требований о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области включить в специальный стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то суд полагает, что исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 73 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила обучения регламентируются Приказом Минздрава России от 3 августа 2012 года N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях".
Исходя из положений вышеуказанных нормативно-правовых актов, каждый период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Как следует из материалов дела, истец ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимала должность <данные изъяты>, находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от работы, с сохранением средней заработной платы. Согласно справке, представленной работодателем истца, страховые взносы в пенсионный фонд за ДД.ММ.ГГГГ перечислены в полном объеме.
При таких обстоятельствах подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости спорные периоды обучения истицы на курсах повышения квалификации в календарном исчислении.
Что касается требований о включении в специальный стаж во льготном исчислении дней ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, то суд не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из представленной в материалы дела справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы, страховые взносы за указанный период не начислялись и не уплачивались.
Согласно сведениям из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, за ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы истцу также не начислялись и не уплачивались. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
С учетом указанных обстоятельств, в удовлетворении заявленных требований в части возложения обязанности на ответчика включить в специальный стаж во льготном исчислении период работы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует отказать.
Относительно заявленных требований о взыскании с ответчика понесенных судебных расходов на оплату государственной пошлины, то с учетом того, что заявленные требования истца в части включения в страховой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации подлежат удовлетворению, требования о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в силу ст. 98 ГПК РФ подлежат удовлетворению.
Н основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ №) ░░░░░░░░ ░░░4 (░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░4 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░