Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-1455/2022 ~ М-803/2022 от 06.04.2022

Дело № 2-1455/2022

УИД № 27RS0006-01-2022-001041-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2022 года г. Хабаровск

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе

председательствующего судьи Кузьминова М.Ю.,

при секретаре Коротковой Д.В.,

с участием старшего помощника прокурора Хабаровского района Васильевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Хабаровского района к администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хабаровского района, обратился в суд с вышеназванным иском к администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований указал следующее.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Прокуратурой района на основании поручения прокуратуры края об оставлении на контроле п. 3.2. решения расширенной коллегии прокуратуры края от ДД.ММ.ГГГГ дана оценка полноты мер, принимаемых органами местного самоуправления по оформлению дорог в муниципальную собственность.

Установлено, что в нарушение ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право муниципальной собственности на дороги по <адрес> не зарегистрировано, работа по оформлению указанных дорог в собственность не осуществляется, что противоречит требованиям федерального законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации сельского поселения вносилось представление об устранении нарушений закона в сфере обеспечения безопасности эксплуатации автомобильной дороги, а также земельного законодательства, выразившегося в непринятии мер по оформлению права собственности на дороги, постановке на кадастровый учет земельного участка под дорогой.

Однако, меры по оформлению права собственности на дороги по указанным выше улицам не принимались, постановка на кадастровый учет земельного участка под дорогами не осуществлена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать бездействие незаконным и возложить на администрацию Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района обязанность по оформлению права собственности и постановке земельного участка под дорогами на кадастровый учет по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании старший помощник Хабаровского прокурора Хабаровского района Васильева Н.В. требования поддержала, настаивала на их удовлетворении по основаниям изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание представитель администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором возражает против удовлетворения заявленных требований.

Суд, выслушав представителя прокуратуры, изучив материалы дела, представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени судебного заседания надлежащим образом.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения в силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения» за сельскими поселениями Хабаровского края закреплена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения в силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения» за сельскими поселениями Хабаровского края закреплена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2009 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ), к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В силу ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

В силу ч. 11 ст. 6 Закона № 257-ФЗ, включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Таким образом, автомобильная дорога является недвижимым имуществом и регистрация права собственности на нее является обязательной.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района на основании поручения прокуратуры края об оставлении на контроле п. 3.2. решения расширенной коллегии прокуратуры края от ДД.ММ.ГГГГ дана оценка полноты мер, принимаемых органами местного самоуправления по оформлению дорог в муниципальную собственность.

В ходе указанной проверки установлено, что право муниципальной собственности на дороги по <адрес> не зарегистрировано, работа по оформлению указанных дорог в собственность не осуществляется.

Согласно представленной Прокурору Хабаровского района информации, указанные дороги являются дорогами общего пользования Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края и не имеют процессуальных документов.

Указанной проверкой установлено, что земельные участки, на которых расположены, указанные автомобильные дороги также не поставлены на кадастровый учет, не проведено межевание данных земельных участков и не определены их границы, право собственности на земельные участки в установленном порядке не зарегистрировано.

Данные обстоятельства не позволяет собственнику земельных участков выполнять возложенные на него ст. 15 Земельного кодекса РФ обязанности, а землепользователю использовать земельный участок на законных основаниях, в том числе использовать бюджетные средства сельского поселения на содержание автомобильной дороги.

Согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки и их части являются объектами земельных отношений.

Земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон № 218-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В силу части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ, документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета, в том числе, является межевой план, предоставленный в орган регистрации прав.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ, межевой план представляет собой документ, в котором указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно ч. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Таким образом, эксплуатация дорог по <адрес> осуществляется с нарушением федерального законодательства о безопасности дорожного движения, о муниципальной собственности, земельного законодательства.

Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения прокуратурой района в адрес главы администрации сельского поселения представления об устранении нарушений закона в сфере обеспечения безопасности эксплуатации автомобильной дороги, а также земельного законодательства, выразившегося в непринятии мер по оформлению права собственности на дороги, постановке на кадастровый учет земельного участка под дорогой.

Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения дела, до настоящего времени меры по оформлению права собственности на дороги по вышеуказанным улицам не предпринимались, постановка на кадастровый учет земельного участка под дорогами не осуществлена.

В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник.

Частью 18 статьи 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена обязанность проведения классификации автомобильных дорог. Согласно п. 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации их отнесения к категориям автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленным Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.

Таким образом, отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в пределах границ муниципального образования и предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, для препятствий к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние, в связи с чем суд полагает, что бездействие администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края нарушает и права неопределенного круга лиц, и может повлечь нарушение законных прав и интересов участников дорожного движения.

Доводы органа местного самоуправления о том, что решение о понуждении зарегистрировать право собственности повлечет расходы местного бюджета, не являются основанием для неудовлетворения заявленных требований, поскольку вопросы формирования, утверждения и исполнения бюджета поселения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относятся к вопросам местного значения, в связи с чем органы местного самоуправления обязаны предусмотреть в местных бюджетах соответствующие расходы.

На основании изложенного и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167, 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Хабаровского района к администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края по не оформлению права собственности и постановке земельного участка под дорогами на кадастровый учет по <адрес>.

Возложить на администрацию Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края обязанность оформить права собственности и поставить на кадастровый учет земельные участки под дорогами по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Кузьминов М.Ю.

2-1455/2022 ~ М-803/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Хабаровского района
Ответчики
Администрация Сергеевского сельского поселения
Суд
Хабаровский районный суд Хабаровского края
Судья
Кузьминов Михаил Юрьевич
Дело на сайте суда
habarovskyr--hbr.sudrf.ru
06.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2022Передача материалов судье
11.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2022Подготовка дела (собеседование)
25.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2023Дело оформлено
27.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее