Дело № 2-1390/2021
УИД 11MS0059-01-2021-002064-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2021 года Республика Коми, с. Усть-Цильма Мировой судья Усть-Цилемского судебного участка Республики Коми ДанилюкР.И., при секретаре Голяк Х.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми к Михеевой Екатерине Васильевне о взыскании неосновательно полученной компенсации по оплате проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми (далее ОПФР по Республике Коми), обратилось к мировому судье с иском к Михеевой Екатерине Васильевне о взыскании неосновательно полученной компенсации по оплате проезда к месту отдыха и обратно в размере 9205,50 руб.
В обоснование своих требований истец указал, что 23.05.2019 ответчик обратилась как неработающий пенсионер в ГУ - УПФР в г. Ухте Республики Коми с заявлением о компенсации стоимости фактически понесенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в период с 12.11.2018 по 28.11.2018. ГУ - УПФР в г. Ухте Республики Коми 28.05.2019 принято решение о выплате Михеевой Е.В. компенсации на общую сумму 9205,50 руб. Однако, в ходе проверки обоснованности выплаты установлено, что на дату обращения с заявлениями Михеева Е.В. состояла в трудовых отношениях с <ОБЕЗЛИЧЕНО> в связи с чем не обладала правом на возмещение расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Ответчику была направлена претензия от 21.06.2021 № 1135-22/9789 о необходимости возврата необоснованно полученной суммы, однако Михеева Е.В. на момент подачи искового заявления не вернула указанные денежные средства. Таким образом, просит взыскать с ответчика сумму в размере 9205,50 руб., от уплаты государственной пошлины освободить на основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Истец и ответчик извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Ответчик предоставила письменные возражения, из которых следует, что исковые требования не признает, на период поездки с 12.11.2018 по 28.11.2018 являлась неработающей, а соответственно имела право на компенсацию.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, учитывая положения ст. 154 ГПК РФ, обязывающей суд рассмотреть спор в разумный срок, определил рассмотреть дело по существу с учетом имеющейся явки сторон.
Изучив материалы дела, мировой судья пришел к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Как установлено мировым судами и следует из материалов дела, Михеева Е.В. является пенсионером и получателем страховой пенсии по старости, проживает на территории Усть-Цилемского района Республики Коми, относящегося к районам, приравненным к районам Крайнего Севера.
В период с 12.11.2018 по 28.11.2018 Михеева Е.В., выезжала на отдых по маршруту <ОБЕЗЛИЧЕНО> и обратно.
В последующем, 23.05.2019, Михеева Е.В. обратилась с заявлением о выплате компенсации проезда к месту отдыха и обратно в ГУ - УПФР в г. Ухте Республики Коми с приложенными к нему документами. ГУ - УПФР в г. Ухте Республики Коми принято решение от 28.05.2019 № 007-217668/19 о выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 9205,50 руб., которые перечислены на счет Михеевой Е.В.
По итогам проверки, 15.06.2021, по вопросу установления факта работы пенсионеров, воспользовавшихся правом на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, территориальным органом ПФР вынесено решение № 10 об обнаружении ошибки, допущенной при выплате компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в отношении Михеевой Е.В.
Согласно сведениям индивидуального лицевого счета, а также справки от 20.05.2021 выданной <ОБЕЗЛИЧЕНО> Михеева Е.В. осуществляла трудовую деятельность с 01.04.2019 по 30.12.2019 у данного работодателя, то есть на момент подачи заявления от 23.05.2019, Михеева Е.В. являлась работающим пенсионером, т.е. осуществляла трудовую деятельность в <ОБЕЗЛИЧЕНО>
Истцом ответчику направлена претензия от 21.06.2021 исх. № 1135-22/9789 с просьбой вернуть необоснованно полученную сумму в размере 9205,50 руб., которая оставлена Михеевой Е.В. без ответа.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон) компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Указанный Закон Российской Федерации, исходя из цели предоставления государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула), учитывая право каждого на охрану здоровья и поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека (ст. 41 ч. 1 и 2 Конституции Российской Федерации), и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в ст. 7 Конституции Российской Федерации, - предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту названной категории граждан.
Во исполнение указанного федеральным законодателем предписания, Правительством Российской Федерации Постановлением от 1 апреля 2005 г. № 176 утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» (далее - Правила).
Такая компенсация, по своей правовой природе, является льготой, носящей компенсаторный характер и имеющей целью создание условий, обеспечивающих пенсионерам указанных категорий отдых и оздоровление в более благоприятных по климатическим условиям регионах Российской Федерации, чем регионы, в которых они постоянно проживают, и, как правило, значительно удаленных от места их постоянного жительства.
В соответствии с п. 3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно (подпункт «а»); возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных п. 10 Правил (подпункт «б»).
Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о компенсации и проездных документов (пункт 9 Правил).
Согласно п. 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно; д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
К числу гарантий, направленных на обеспечение работникам и пенсионерам возможности полноценного отдыха и оздоровления в более благоприятных по климатическим условиям регионах Российской Федерации, относится компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отдыха и обратно (статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1).
Так, ГУ - УПФР в г. Ухте Республики Коми исходило из того, что Михеева Е.В. на момент подачи заявления от 23.05.2019, являлась трудоустроенной, т.е. являлась работающим пенсионером, и имела возможность получить компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно за счет работодателя, соответственно у нее не имелось право на получение такой компенсации за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом, истцом не принято во внимание, что на момент поездки к месту отдыха и обратно в период с 12.11.2018 по 28.11.2018 трудоустроенной не была, о чем истец указал в своем исковом заявлении.
Данный факт подтверждён сведениям индивидуального лицевого счета и справкой от 20.05.2021 выданной <ОБЕЗЛИЧЕНО>
В соответствии со ст. 34 Закона (в редакции, действующей на момент осуществления ответчицей поездки к месту отдыха), компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что у Михеевой Е.В. возникло право на компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно и оно являлось обоснованным.
Доводы истца о том, что возмещение фактических затрат к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации осуществляется за счет Пенсионного фонда Российской Федерации только неработающим пенсионерам, в то время, как Михеева Е.В. на дату подачи заявления от 23.05.2019 о выплате компенсации работала по трудовому договору, основаны на ошибочном толковании норм материального права, из которых следует, что неработающим пенсионер должен быть на дату отдыха, а не на дату, когда он впоследствии решит обратиться за компенсацией понесенных им расходов на проезд.
Как следует из материалов дела, Михеева Е.В. работала в <ОБЕЗЛИЧЕНО> в период с 01.04.2019 по 31.12.2019, и обратилась с заявлением в ОПФР по Республике Коми и приложенными к нему документами 23.05.2019, поскольку право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года.
Форма заявления о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях утверждённая Постановлением Правления ПФ РФ от 25.04.2019 № 261п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по предоставлению компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», без заполнения которой выплата компенсации невозможна, предусматривает безальтернативное указание заявителем того обстоятельства, что на дату подачи заявления он не работает по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера. Вместе с тем, данное обстоятельство правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, поскольку факт работы ответчика на момент подачи ею соответствующего заявления в орган Пенсионного фонда не свидетельствует об отсутствии у нее права на получение компенсации проезда к месту отдыха и обратно в то время (с 12.11.2018 по 28.11.2018), когда она являлась неработающим пенсионером (аналогичная правовая позиция изложена в определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 31.08.2021 № 88-12863/2021). Формы заявлений носят информационный характер и предоставляются заявителем вместе с копиями документов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, что государством гарантируется право всех лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Работники такую компенсацию получают по месту осуществления трудовой деятельности за счет работодателя, а неработающие пенсионеры - из Пенсионного фонда Российской Федерации.
Обязательным условием получения компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации являются проживание неработающего пенсионера, получающего страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Действующее законодательство не содержит понятие «неработающий пенсионер».
При таком положении, доводы истца о необоснованном получении Михеевой Е.В. компенсации расходов по проезду к месту отдыха и обратно не могут быть признаны обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных исковых требований Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми к Михеевой Екатерине Васильевне о взыскании неосновательно полученной компенсации по оплате проезда к месту отдыха и обратно, в размере 9205 рублей 50 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ижемский районный суд Республики Коми, через мирового судью Усть-Цилемского судебного участка Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в совещательной комнате 02 декабря 2021 года.
Мировой судья Р.И. Данилюк