Дело №2-3316/2023(24RS0040-01-2021-0033-75)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Норильск Красноярского края 02 августа 2023 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Крамаровской И.Г.,
с участием помощника Красноярского природоохранного прокурора с дислокацией в городе Норильске Олейниковым А.А.,
при секретаре Симковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в порядке ст. 45 ГПК РФ к Якименко В.В. об обязании очистить земельный участок, сформированный из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны безопасности и земель иного специального назначения,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в Норильский городской суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, с иском к Якименко В.В. об обязании очистить земельный участок, сформированный из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны безопасности и земель иного специального назначения, кадастровый номер № площадью 3600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> от отходов в виде бытового и производственного мусора, металлического лома, в месячный срок со дня вступления в силу решения суда. Требования мотивированы тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой с дислокацией в городе Норильске проведена проверка по фактам несанкционированного размещения и накопления отходов, выявленным в ходе мониторинга состояния земель на территории МО г. Норильск на соответствие требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе вышеуказанной проверки выявлено несанкционированное накопление и размещение отходов производства и потребления на указанном земельном участке в виде бытового и производственного мусора, металлического лома.
Земельный участок кадастровый номер №, площадью 3600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> был предоставлен Якименко В.В. на основании договора аренды от 17.10.2016 №, заключенного между Администрацией г. Норильска и Якименко В.В. для строительства объекта капитального строительства «склад-магазин» из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны безопасности и земель иного специального назначения.
До настоящего времени земельный участок находится в пользовании ответчика. На данном участке выявлены отдельные части металлических конструкций и бочки, стекловата, загрязненная древесина, битого кирпича, картонная и полиэтиленовая упаковка, шины и иной бытовой мусор. Просит суд обязать Якименко В.В. очистить указанный выше земельный участок от отходов в виде бытового и производственного мусора, металлического лома в месячный срок со дня вступления в силу решения суда.
В судебном заседании помощник Красноярского природоохранного прокурора с дислокацией в городе Норильске Олейников А.А. исковое заявление поддержал по изложенным в нем доводам. При этом суду дополнительно пояснил, что земельный участок, занимаемый по договору аренды ответчиком, находится в прежнем неудовлетворительном санитарном состоянии: захломлен бытовым и производственным мусором и металлическим ломом, о чем представил соответствующие документы.
Ответчик Якименко В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом. 14.07.2023г. (согласно почтового штемпеля) направил в суд письменное ходатайство о переносе судебного заседания по делу на срок после 20.09.2023г., указав причину неявки выезд в рабочую командировку, которая связана с поиском, закупкой и логистикой строительных и отделочных материалов в связи с ограниченной летней навигацией по маршруту город Красноярск - порт Дудинка – город Норильск. К данному ходатайству приобщил подтверждающие документы, оформленные ИП Якименко В.В. о командировании в г.Красноярск <данные изъяты> для поиска, закупки, логистика строительных и отделочных материалов на период с 05.07.2023г. по 20.09.2023г., авиабилет по маршруту Норильск-Красноярск с датой вылета 05.07.2023г.
В силу ст.167 ГПК РФ суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине, а также, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, и судом причины их неявки признаны уважительными.
Поскольку в силу п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если суд признает причины их неявки неуважительными. Отложение судебного заседания является правом, а не обязанностью суда.
С момента поступления в Норильский городской суд искового заявления Красноярского природоохранного прокурора прошло два года, ответчик Якименко В.В. не представил отзыва либо возражений относительно заявленных исковых требований, лишь заявлял неоднократно ходатайства об отложении судебных заседаний. Суд признает в соответствии со ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации, что ответчик злоупотребляя своими правами намеренно затягивает рассмотрение дела. Причины неявки – нахождение в рабочей командировке в г.Красноярск, учитывая вид деятельности Якименко В.В., по мнению суда не являются уважительными и безусловным основанием для отложения рассмотрения дела по существу.
Более того, ответчик имел реальную возможность реализовать предоставленные ему гражданским процессуальным законодательством права на представление доказательств в суд, либо направления в суд своего представителя, чем не воспользовался.
Суд, исходя из факта надлежащего уведомления ответчика о времени и месте слушания дела, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований - Администрация города Норильска о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, причины неявки суду не известны.
Выслушав помощника Красноярского природоохранного прокурора с дислокацией в городе Норильске, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 9 Конституции Российской Федерации предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно ст. ст. 12, 13 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно п.31 Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 (ред. от 30.11.2017) "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 ГПК РФ, статьи 11, 12, 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером №, из категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным видом использования "для строительства объекта капитального строительства «склад-магазин», площадью 3600 кв. м, предоставлен Якименко В.В. на основании договора аренды от 17.10.2016 №, заключенного между Администрацией г. Норильска и Якименко В.В..
Из выписки из единого государственного реестра недвижимости о 10.06.2021, актом сверки задолженности, следует что до настоящего времени земельный участок находится в пользовании Якименко В.В.
Согласно п. 2.3.6 договора аренды от 17.10.2016 арендатор обязан в 10 - дневный срок с момента подписания настоящего договора заключить с обслуживающей организацией договор на оказание услуг по вывозу твердых и бытовых отходов, образованных в результате производственной или предпринимательской деятельности на земельном участке.
Согласно п.2.3.13 Договора арендатор обязан осуществлять мероприятия по охране земель в случае ликвидации объектов, расположенных на арендуемом земельном участке, при наличии на земельном участке загрязнения, захламления или в других предусмотренных законом случаях. Соблюдать Правила благоустройства территорий муниципального образования город Норильск (п. 2.3.14).
Согласно статье 5 Договора, настоящий договор прекращает свое действие по окончанию срока, указанного в п.1.4 настоящего договора, в случае, если до окончания указанного срока арендатор уведомил арендодателя о предстоящем освобождении арендуемого указанного земельного участка, либо арендодатель возразил против использования арендатором земельного участка после окончания вышеуказанного срока; досрочно по соглашению сторон, при его расторжении в соответствии с п.5.2, 5.3 и 5.4 настоящего договора по иным основаниям, установленным действующим законодательством.
Стороны в судебное заседание не представили доказательства в подтверждение перечисленных выше оснований для расторжения договора аренды земельного участка № от 17.10.2016. Поэтому на день рассмотрения настоящего иска в суде рассматриваемые правоотношения между истцом и ответчиком, возникшие на основании указанного договора, продолжают свое действия на условиях, согласованных межу сторонами в данном договоре.
Заместитель Красноярского природоохранного прокурора с дислокацией в г. Норильске Кузнецова Н.А. вынес решение № от 26.03.2021 о проведении проверки в отношении исполнительных органов местного самоуправления, в том числе в городском поселке Снежногорск, в части осуществления контроля за очисткой территории от свалок. Основание проверки: состояние окружающей среды в Арктической зоне, в том числе на территории городского поселка Снежногорск при накоплении и размещении образующихся на территории отходов, от населения, деятельности хозяйствующих субъектов, рапорт о проведении проверки от 26.02.2021
После чего Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка по фактам несанкционированного размещения и накопления отходов, выявленных в ходе мониторинга состояния земель на территории МО г. Норильска на соответствие требованиям природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства, в ходе которой в июне 2021 выявлено несанкционированное накопление и размещение отходов производства и потребления на земельном участке № площадью 3600 кв.м в виде производственного мусора, металлического лома.
Данные обстоятельства подтверждаются Актом проверки земельных участков от 02.06.2021, составленного и.о. заместителя Красноярского природоохранного прокурора с дислокацией в г. Норильске Оздоевой Л.Р. и представленной к нему план-схемой расположения границ несанкционированной свалки, в границах которой находится арендованный ответчиком земельный участок с кадастровым номером земельный участок № площадью 3600 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский <адрес>, фототаблицей, являющейся приложением № к акту от 02.06.2021, составленной главным специалистом отдела контроля муниципального имущества и земельных участков Управления имущества Администрации города Норильска от 02.06.2021. Фотография данного земельного участка свидетельствует о наличии на данном земельном участке несанкционированной свалки.
Таким образом, анализ представленных в суд доказательств, доводы, изложенные в иске Красноярской природоохранной прокуратуры свидетельствует о том, что на земельном участке, с кадастровым номером № площадью 3600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> расположена несанкционированная свалка металлического лома. Данный факт суд находит установленным и подтвержденным доказательствами, представленными истцом в суд.
Наличие данного факта ответчиком не оспаривалось и не оспаривается.
Кроме того, в суд представлен Акт б/н от 01.10.2021г., согласно которого комиссией в составе: и.о. заместителя Красноярского природоохранной прокуратуры с дислокацией в г. Норильске Оздоевой Л.Р., главного специалиста отдела муниципального контроля Управления имущества Администрации города Норильска Листрового А.Н. проведена проверка состояния арендованного ответчиком земельного участка на предмет устранения ранее выявленных несанкционированных мест размещения отходов производства и потребления. По результатам проведенного осмотра установлено, что земельный участок с кадастровым №, общей площадью 3600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, переданный по договору № от 17.10.2016 Якименко В.В., находится в неудовлетворительном санитарном состоянии: земельный участок и прилегающая к нему территория захламлены бытовым и производственным мусором и металлическим ломом, что отражено и зафиксировано в план-схеме, фототаблице.
В судебном заседании помощником Красноярского природоохранного прокурора представлен акт осмотра земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 3600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, от 01 августа 2023 года. По результатам проведенного осмотра установлено, что спорный земельный участок до настоящего времени находится в пользовании у ответчика по договору аренды № от 17.10.2016г., который не расторгнут. Земельный участок находится в неудовлетворительном санитарном состоянии: земельный участок захламлен бытовым и производственным мусором и металлическим ломом, что также отражено и зафиксировано в план-схеме, фототаблице.
Судом установлено, что ответчик на протяжении более 1,5 лет как ему стало известно о наличии в производстве Норильского городского суда гражданского дела по иску, предъявленному к нему Красноярским природоохранным прокурором (с материалами дела он ознакомлен 04.10.2021г. (л.д.46) земельный участок не освободил от отходов и мусора, никаких мер по соблюдению природоохранного законодательства не предпринял.
Из материалов дела следует, что муниципальное образование город Норильск Красноярского края в области рассматриваемых правоотношений выступает не столько как орган местного самоуправления, задачей которого в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, сколько как арендодатель земельного участка.
Так, согласно п.2.3.4 договора аренды земельного участка арендатор Якименко В.В. обязан соблюдать при использовании земельного участка требования отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности арендатора при использовании арендуемого земельного участка, а так же организаций государственного надзора, иных контролирующих органов.
Согласно п.2.3.5 названного договора арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик земельного участка, экологической, санитарной, эпидемиологической обстановки на земельном участке и прилегающих к ним территорий.
Согласно п.2.3.7 названного договора арендатор обязан выполнять в уставленный срок предписания арендодателя, органов государственного надзора, иных контролирующих органов о принятии мер по ликвидации ситуаций, возникших в результате деятельности арендатора, ставящих под угрозу сохранность земельного участка, экологическую, санитарную, эпидемиологическую обстановку на земельном участке и прилегающей к нему территорий.
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее СанПиН 2.1.3684-21), при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры) допускается только после проведения специальной подготовки ложа при отсутствии влияния на подземные водные объекты; отходы IV класса опасности должны складироваться в виде специально спланированных отвалов и насыпей (п.п. 222, 223); объекты размещения отходов должны располагаться за пределами жилой зоны на обособленных территориях с соблюдением требований, установленных для санитарно-защитных зон (п. 229); объекты размещения отходов должны располагаться на территориях с глубиной залегания подземных вод на глубине более 20 метров с коэффициентом фильтрации подстилающих пород более 1 х 10-6 сантиметров в секунду; для предотвращения попадания загрязнений в водоносный горизонт и грунты хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты захоронения отходов, предусматривается гидроизоляция дна и стен ложа (п. 239).
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» размещение (захоронение) отходов на объектах, не внесенных в реестр объектов размещения отходов, запрещено.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Согласно статье 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований природоохранного прокурора об обязании ответчика очистить земельный участок, сформированный из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны безопасности и земель иного специального назначения, кадастровый номер № площадью 3600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, от отходов производственного мусора, металлического лома, поскольку неисполнение обязанности по надлежащему содержанию арендованного земельного участка ответчиком и допущения им на арендованном участке несанкционированной свалки нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, имеющих право на благоприятную окружающую среду, в связи с чем данное требование подлежит удовлетворению. При этом суд, руководствуясь принципом разумности, полагает установить ответчику месячный срок для исполнения решения суда со дня вступления в силу.
При таких обстоятельствах, иск Красноярского природоохранного прокурора суд полагает удовлетворить в полном объеме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая положения ст.333.19 Налогового кодекса РФ в части размера государственной пошлины по иску неимущественного характера, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Якименко В.В. об обязании очистить земельный участок, сформированный из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны безопасности и земель иного специального назначения от отходов - удовлетворить.
Обязать Якименко В.В. очистить арендованный земельный участок, сформированный из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны безопасности и земель иного специального назначения, с кадастровым номером № площадью 3600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ул. Заводская, от отходов производственного мусора, металлического лома, в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Якименко В.В. в доход местного бюджета муниципального образования город Норильск Красноярского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.Г.Крамаровская
Мотивированное решение составлено 02.08.2023