68RS0002-01-2023-001525-38
РЕШЕНИЕ
По делу № 2-1475/2023
Именем Российской Федерации
15 декабря 2023г.
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,
с участием прокурора Сайганова К.А.,
при секретаре Перелыгиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петровского района Тамбовской области, действующего в интересах Власова В А, ФИО5 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области и ФКУ «Главное бюро МСЭ по Тамбовской области» о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Петровского района Тамбовской области, действующий в интересах Власова В.А. и несовершеннолетней ФИО6., обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечено ФКУ «Главное бюро МСЭ по Тамбовской области».
В обоснование иска указано, что прокуратурой Петровского района Тамбовской области по заявлениям Власова В.А. и Гришаевой А.Н. - законного представителя ФИО7., проведена проверка по вопросу их обеспечения техническими средствами реабилитации (далее TCP). В ходе проверки выявлены факты нарушений интересов заявителей, нуждающихся в обеспечении средствами TCP.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Власов В.А. является инвалидом II группы, согласно ИПРА от *** года *** он подлежит обеспечению следующими TCP: ***
ФИО8. является инвалидом категории «ребенок-инвалид», согласно ИПРА от *** года *** она подлежит обеспечению следующими TCP: ***
До настоящего времени Власов В.А. и несовершеннолетняя ФИО9. не обеспечены следующими ТСР: ***
Инвалидам не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения средствами технической реабилитации, поскольку федеральным законодательством установлены социальные гарантии по обеспечению инвалидов средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета.
Прокурор Петровского района Тамбовской области, уточняя исковые требования, просил обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области обеспечить Власова В.А техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от ***. ***; ФИО10 техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида от ***. ***
Представителем ответчика Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области поданы возражения на иск, из которых следует, что в соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой ст. 11.1 названного Федерального закона.
Порядок выплаты такой компенсации, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2011 №57н.
В силу ч. 15 ст. 11.1 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 по выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 №678 «Об утверждении Правил определения предельной стоимости единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации».
Исходя из приведенных выше нормативных положений, закон устанавливает альтернативную возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации технические средства реабилитации не могут быть предоставлены инвалидам. Приобретение технических средств реабилитации возможно с использованием электронного сертификата либо за счет собственных средств с последующим получением компенсации.
Отделением не оспаривается право на обеспечение техническими средствами реабилитации лиц, в защиту которых обратился прокурор, поскольку не было вынесено решение об отказе в приобретении технических средств реабилитации. Нарушением права признавалось бы поведение Отделения не соответствующее предписаниям Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995, однако как изложено выше положения данного закона учитывают случай невозможности предоставления технических средств реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации, а потому содержат альтернативные способы обеспечения инвалидов необходимыми техническими изделиями. Следовательно, законных оснований для возложения обязанности на Отделение по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации не имеется. Протоколы подведения итогов определения поставщика, из которых следует, что не было подано ни одной заявки на заключение государственных контрактов на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения для инвалидов, подтверждают невозможность предоставления технических средств реабилитации в натуре.
У Отделения отсутствует возможности обеспечить техническими средствами реабилитации в объеме необходимом для инвалидов, проживающих на территории Тамбовской области, по независящим от Отделения обстоятельствам.
Власов В.А., и законный представитель ФИО11 – Гришаева А.Н.., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Просили рассмотреть иски в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Сайганов К.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Пчелинцева Ю.П. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Представитель ГБ МСЭ по Тамбовской области просил разрешить спор без его участия.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает возможным удовлетворить исковые требования.
Судом установлено, что прокуратурой Петровского района Тамбовской области по заявлениямВласова В.А. и Гришаевой А.Н. - законного представителя ФИО12 проведена проверка по вопросу их обеспечения техническими средствами реабилитации (далее TCP). В ходе проверки выявлены факты нарушений интересов заявителей, нуждающихся в обеспечении средствами TCP.
Указанные лица, согласно представленным в материалы дела индивидуальным программам реабилитации, составленным органами МСЭ по Тамбовской области, нуждаются в ТСР. Данными средствами они не обеспечены в натуре, компенсацию и сертификат для их приобретения не получали.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 N 181 -ФЗ (ред. от 18.07.2019) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно статьи 11.1 названного Федерального закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода;
специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;
специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;
протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);
специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь;
специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ)
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ).
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями, (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.12.2020 N 400-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ)
По выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Согласно пункта 4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительной орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В силу пункта 4(1) Правил, введенного Постановлением Правительства РФ от 23.11.2022 N 2121, в случае если вид, наименование или характеристика (параметры) технического средства не соответствует перечню показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами, утвержденному в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня получения сведений из программы реабилитации, подтверждающих необходимость предоставления инвалиду технического средства, или представления инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, программы реабилитации в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящих Правил, направляет с согласия гражданина либо лица, представляющего его интересы, в порядке межведомственного электронного взаимодействия в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы запрос на уточнение технического средства в программе реабилитации.
В запросе на уточнение технического средства в программе реабилитации уполномоченный орган указывает вид и наименование технического средства, по которому необходимы уточнения, характеристики (параметры) ранее выданного технического средства или по которому была выплачена компенсация, а также сведения о проведении медико-технической комиссии и ее результаты (при наличии).
Уполномоченный орган уведомляет инвалида либо лицо, представляющее его интересы, о направлении такого запроса в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы по каналам телефонной связи, включая мобильную связь, в том числе посредством направления коротких текстовых сообщений, или в форме документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением, а также направляет соответствующее уведомление в личный кабинет гражданина на едином портале.
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, 60 календарных дней.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15 (1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им утвержденных данным Порядком документов. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 данного порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункты 5, 6, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
На основании указанных норм, при отсутствии доказательств, подтверждающих возникновение у истцов права на получение денежной компенсации, следует возложить на ОСФР обязанность по обеспечению указных лиц техническими средствами реабилитации, предусмотренными ИПР.
Ссылка ОСФР по Тамбовской области на имеющиеся у истцов альтернативные способы обеспечения техническими средствами, не влияет на существо принимаемого решения, поскольку это является их правом, которое может быть реализовано только при волеизъявлении инвалида.
В иске к ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Перовского района Тамбовской области удовлетворить.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области обеспечить:
- Власова В А техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от ***. №***;
- ФИО13 техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида от ***. ***.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 29.12.2023 г.
Судья: