Дело № 2-472/2024 ......
......
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 мая 2024 года г. Владимир
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Глебовского Я.А.
при секретаре Новожениной А.С.
с участием
истца Родионова А.В. в лице представителя Лошкаревой Е.С. по доверенности,
ответчика - ОСФР по Владимирской области - Кротковой Ю.В. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Родионова А.В. к ОСФР по Владимирской области о включении периодов работы в страховой стаж и назначении страховой пенсии,
установил:
Родионов А.В. обратился в суд с иском к ОСФР по Владимирской области о включении периодов работы в страховой и специальный стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости. В обоснование указывает, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением от 10.10.2023 отказано в назначении досрочной страховой пенсии, поскольку специальный стаж составил 7 лет 11 месяцев 27 дней в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», вместо требуемых 12 лет 6 месяцев и возраста 55 лет.
Указанным решением в специальный стаж истца не были включены некоторые периоды его трудовой деятельности работы, просит суд с учетом уточнения исковых требований включить в специальный страховой страж периоды:
- с 05.01.1989 по 08.05.1990 в должности газоэлектросварщика 4 разряда на базе маслосыр «......»;
- с 23.07.1991 по 28.08.1995 в должности газоэлектросварщика 5 разряда во ......;
- с 01.02.2003 по 25.08.2003 в должности электрогазосварщика в ООО «......».
Также истец просил суд обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 03.07.2023.
В судебном заседании истец исковые требования поддерживает.
Ответчик - ОСФР по Владимирской области в лице представителя возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в решении ОПФР.
Третье лицо - ООО «Статус» ходатайствует о рассмотрении дела без своего участия.
Выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив представленные и собранные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального законы № 400-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – Постановление № 665) установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 2 1991 года).
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее – Список № 2 1956 года).
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 названной статьи, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее Правила № 1015), предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Как следует из пункта 11 Правил № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее – Правила № 516).
В судебном заседании установлено, что согласно записям в трудовой книжке истца он работал:
- с 05.01.1989 по 08.05.1990 в должности газоэлектросварщика 4 разряда на базе маслосыр «......»;
- с 23.07.1991 по 28.08.1995 в должности газоэлектросварщика 5 разряда во ......;
- с 01.02.2003 по 25.08.2003 в должности электрогазсварщика в ООО «......».
23.06.2023 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Решением ОПФР от 10.10.2023 года истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.
Указанным решением в специальный стаж истца не были включены указанные выше периоды работы.
По результатам оценки пенсионных прав истца пенсионным органом признан и учтен специальный стаж истца в размере 7 лет 11 месяцев 27 дней вместо требуемых 12 лет 6 месяцев.
Рассматривая исковые требования о включении в специальный стаж периода работы с 05.01.1989 по 08.05.1990 в должности газоэлектросварщика 4 разряда на базе маслосыр «......», суд приходит к следующему.Из материалов дела следует, что истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 16.09.1997 года.
Соответственно, спорные периоды, рассматриваемые судом, имели место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования и в период действия Списка №2 1956 года, так Списка №2 1991г.
Списком № 2 1956 года предусматривалось льготное пенсионное обеспечение газорезчиков и их подручных, газосварщиков и их подручных, электросварщиков и их подручных (раздел XXXII «Общие профессии»).
Информационным письмом Минтруда РФ N 3073-17, ПФ РФ N 06-27/7017 от 02.08.2000 года разъяснено, что должность «электрогазосварщика» и «газоэлектросварщика» по факту являются должностями, совмещающими две профессии, предусмотренные Списком № 2 1956 г., а именно «газосварщика» и «электросварщика», которые отличаются лишь типом используемого при сварке оборудования.
Вместе с тем, Списком № 2 1956 г. при оценке пенсионных прав по льготным условиям не предусматривалось представление сведений о типе оборудования, виде и характере выполняемых работ.
Приказом Минтруда РСФСР N 3, Минсоцзащиты РСФСР N 235 от 08.01.1992 года утверждены Разъяснения «О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517», действовавшие до 21.11.1996 года.
Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 утверждены Разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», действующие с 21.11.1996 года.
Вышеуказанными Разъяснениями предусматривалось, что право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Пунктом 4 и 5 Правил № 516 (действующих с 25.07.2002 года) определено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Таким образом, вышеуказанные Разъяснения и Правила № 516 не могут быть применены к правоотношениям, возникшим до их принятия. Разъяснения даны к положениям Списка № 21991, и не отнесены к Списку № 2 1956 г.
В соответствии с разъяснением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года N 5/8 «О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года N 81/8, необходимость подтверждения факта полного рабочего дня для работников, указанных в названных Списках распространялась лишь на тех работников, и в тех случаях, когда это прямо было указано Списками.
Разделом XXXII «Общие профессии» Списка №2 1956 г. не предусматривалась необходимость такого подтверждения для газорезчиков и их подручных, газосварщиков и их подручных, электросварщиков и их подручных.
Работа истца в период с 05.01.1989 по 08.05.1990 в должности газоэлектросварщика 4 разряда на базе маслосыр «Владимирская»; - с 23.07.1991 по 31.12.1991 в должности газоэлектросварщика 5 разряда во Владимирском производственном объединении грузового автомобильного транспорта, подтверждается записями в трудовой книжке истца, которые под сомнение ответчиком не поставлены, и недействительными не признаны, уточняющей справкой ЗАО «Погат» (л.д.77). При этом за указанные периоды Списком №2 1956 года не требовалось подтверждение полной занятости, поэтому указанные периоды работы истца подлежат включению в специальный стаж. Периоды работы с 01.01.1992 по 21.08.1995 не подлежат включению в специальный стаж, поскольку доказательства наличия полной занятости истцом не представлены.
Суд также приходит к выводу, что периоды работы - с 01.02.2003 по 25.08.2003 в должности электросварщика в ООО «......» подлежат включению в специальный стаж, поскольку справкой работодателя от 23.08.2019, расчетными листками, картой по форме Т-2 (л.д.63-76) подтверждается как льготный характер работы, так и полная занятость.
На этом основании суд приходит к выводу, что в специальный стаж и страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании ст.11 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ подлежат включению указанные периоды работы.
Рассматривая исковые требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» с момента возникновения права на ее назначение, суд приходит к следующим выводам.
Как было указано выше, решением пенсионного органа специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, учтен в размере 7 лет 11 месяцев 27 дней.
С учетом периодов работы, включенным настоящим решением суда право на пенсию возникнет лишь при достижении возраста 56 лет, т.е. специальный стаж составит более 10 лет, ИПК составит более 30. Таким образом, на момент достижения возраста 55 лет истец не имеет право на досрочную страховую пенсию, поэтому в части требования о ее назначения с 03.07.2023 исковые требования не подлежат удовлетворению.
Таким образом, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
На основании ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Родионова А.В. удовлетворить частично.
Обязать ОСФР по Владимирской области включить Родионову А.В., СНИЛС ......, в страховой стаж периоды работы:
- с 05.01.1989 по 08.05.1990 в должности газоэлектросварщика 4 разряда на базе маслосыр «......»;
- с 23.07.1991 по 31.12.1991 в должности газоэлектросварщика 5 разряда во ......;
- с 01.02.2003 по 25.08.2003 в должности электрогазосварщика в ООО «......».
В остальной части исковых требований о включении периодов работы в страховой стаж и назначении страховой пенсии Родионову А.В. отказать.
Взыскать с ОСФР по Владимирской области (ОГРН ......) в пользу Родионова А.В., СНИЛС ......, в возврат государственной пошлины 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья ...... Я.А. Глебовский
......
......
......
......