Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2908/2023 ~ М-1315/2023 от 28.02.2023

     Дело № 2-2908/2023

    РЕШЕНИЕ

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июня 2023 года                                                                                        г. Стерлитамак

           Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Мартыновой Л.Н.,

при секретаре Нуриевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Батыршина К.Ф., Батыршина Р.К., Михаличенко С.С., Батыршиной М.К., Воронова Н.А., Ильиной Г.Д., Ильиной О.А., <данные изъяты>, к администрации ГО г. Стерлитамак, ООО Региональный оператор «Эко-Сити» об обязании организации размещение мест временного накопления отходов,

    УСТАНОВИЛ:

Батыршин К.Ф., Батыршин Р.К., Михаличенко С.С., Батыршина М.К., Воронов Н.А., Ильина Г.Д., Ильина О.А., <данные изъяты> обратились в суд с исковым заявлением к     администрации ГО г. Стерлитамак, ООО Региональный оператор «Эко-Сити» об обязании организации размещение мест временного накопления отходов.

Исковое заявление мотивируют тем, что истцы являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, зарегистрированы по указанному адресу. Место под складирование ТКО для частных жилых домов , по <адрес> ответчиками не определено и надлежащим образом не оборудовано. Жителям близлежащих домов некуда складировать мешки с мусором, рядом находится садоводческое товарищество, люди бросают все на землю, мусор таскают собаки и разбрасывают по прилегающей территории.

Считают незаконными бездействие ответчиков по приведению мест сбора и накопления ТКО по <адрес> в соответствии с санитарно-эпидемиологическим и природоохранным законодательством.

С учетом уточненных требований, просит обязать Администрацию ГО г.Стерлитамак и ООО Регионального оператора «Эко-Сити» организовать размещение мест временного накопления отходов по <адрес>, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства; оборудовать по <адрес> одним из следующих способов: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Обязать размещать информацию об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадки и маркировке графика вывоза твердых коммунальных отходов; при размещении мест временного накопления отходов соблюсти расстояние от мест размещения площадок (контейнеров) до жилых домов по <адрес> не менее 20 м, но не более 100 м. Обязать ООО Эко-Сити своевременно вывозить твердые коммунальные отходы из мест (площадок) накопления от жилых домов по <адрес> в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

В судебное заседание истцы Батыршин К.Ф., Батыршин Р.К., Михаличенко С.С., Батыршина М.К., Воронов Н.А., Ильина Г.Д., Ильина О.А., <данные изъяты> не явились, извещены о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом, направили в суд своего представителя.

Представитель истцов по ордеру Насибуллина Э.Ш. уточненные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что ответчик действительно осуществляет вывоз ТКО по адресу: <адрес>, который расположен на расстоянии более 1 км до домов истцов. Кроме того, контейнеры, расположенные по адресу: <адрес>, находятся на охраняемой, закрытой территории.

Представитель ответчика- Администрации ГО г. Стерлитамак в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика - ООО Региональный оператор «Эко-Сити» в судебное заседание не явился, направил возражение на исковое заявление.

Третьи лица в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дне и времени рассмотрения дела, о причинах не явки суд не уведомили.

На основании ст. 167 ГПК РФ, суд, с учетом мнения представителя истцов, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Батыршин К.Ф., Батыршина С.В., Батыршин Р.К. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, что подтверждается талоном на жилое помещение от 13.03.2008 и справкой о регистрации выданной ООО ЕРЦ Отделение «Михайловское» от 07.10.2020; Михайличенко С.С. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой о регистрации выданной ООО ЕРЦ Отделение «Михайловское» от 08.10.2020; Батыршина М.К. зарегистрирована и проживает по адресу РБ, <адрес>, что подтверждается справкой Единого расчетного центра отделения «Михайловское» от 08.02.2023; Воронов Н.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: РБ, <адрес> зарегистрирован по указанному адресу, что подтверждается справкой Единого расчетного центра отделения «Михайловское» от 07.02.2023; Ильина О.А. зарегистрирована и проживает по адресу РБ, <адрес>, вместе с ней зарегистрированы: ФИО13, Ильина Г.Д., ФИО19, ФИО14, ФИО15, ФИО16, что подтверждается справкой Единого расчетного центра отделения «Михайловское» от 07.02.2023.

На основании соглашения с Министерством экологии Республики Башкортостан от 23 апреля 2018 г. заключённого по результатам конкурсного отбора ООО РО «Эко-Сити» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальные отходами.

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Собственник несет расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги, к которым отнесено обращение с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. п. 3 и 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно статьями 41, 42, 58 Конституции РФ и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, определено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статьей 10 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В статье 51 Закона сказано, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 данного Федерального закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В ст. 13 данного Федерального закона сказано, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В силу действующих с 31 декабря 2017 года частей 1-3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», введенной Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее – Правила обращения с твердыми коммунальными отходами) потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В соответствии с п.10 Постановления №1156 с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Согласно п. 11 складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (п.12).

Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 13(1) региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".

Пунктом 14 Правил обращения с твердыми коммунальными определено что, лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее Правила обустройства мест накопления ТКО).

Согласно п. 2 Правил обустройства мест накопления ТКО, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Пунктом 3 вышеуказанных Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пунктам 13.2, 14.4, 14.7 Порядка контейнеры для твердых коммунальных отходов должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, оборудована крышей (в этом случае контейнеры должны быть оборудованы колесиками).

Контейнеры должны быть промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО, и графика вывоза отходов. Контейнерная площадка должна располагаться на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения, без скопления на них воды. Контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон.

В пункте 14.1 Порядка сказано, что расположение контейнерных площадок определяется региональным оператором по согласованию с ОМС. Правила обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, паркой, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых гражданских зданий установлены действующими в настоящее время.

Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденными Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88. В силу п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.

Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов.

Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования (п. 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88).

Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (п. 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88).

В соответствии с требованиями п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», устанавливающие обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.

Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

В судебном заседании установлено и следует из представленных ответчиком возражений, вывоз твердых отходов по адресу: РБ, <адрес> производится еженедельно, бестарный сбор с контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>.

Между тем, как следует из публичной карты 2ГИС, по адресу: <адрес> расположено административное здание. Из представленных суду фотографий видно, что данное Здание огорожено, контейнеры расположены внутри здания, куда доступ посторонним запрещен.    Кроме того, ближайшее расстояние от контейнеров, расположенных по <адрес> до жилых домов по <адрес> составляет не менее 600 м.

Таким образом, довод представителя ООО Региональный оператор «Эко-Сити» о том, что Обществом оказывается услуга по вывозу ТКО в соответствии с требованиями закона не обоснована.

На основании изложенного, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме с обязанием Администрацию ГО г.Стерлитамак оборудовать по <адрес> в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                             РЕШИЛ:

Исковые требования Батыршина ФИО20, Батыршина ФИО21, Михаличенко ФИО22, Батыршиной ФИО23, Воронова ФИО24, Ильиной ФИО25, Ильиной ФИО26, <данные изъяты> ФИО14, ФИО15, ФИО16, к администрации ГО г. Стерлитамак, ООО Региональный оператор «Эко-Сити» об обязании организации размещение мест временного накопления отходов удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа г.Стерлитамак организовать размещение мест временного накопления отходов по <адрес> и оборудовать в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.

Обязать Администрацию городского округа г.Стерлитамак разместить информацию об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадки и маркировке графика вывоза твердых коммунальных отходов; при размещении мест временного накопления отходов соблюсти расстояние от мест размещения площадок (контейнеров) до жилых домов по <адрес> не менее 20 м, но не более 100 м.

Обязать ООО Эко-Сити своевременно вывозить твердые коммунальные отходы из мест (площадок) накопления от жилых домов по <адрес> в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца через Стерлитамакский городской суд со дня его принятия в окончательной форме (17 июня 2023 г.).

Судья      п/п

Копия верна. Судья                                                                                     Л.Н. Мартынова

2-2908/2023 ~ М-1315/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Батыршина Минибану Курбангалиевна
Воронов Николай Александрович
Ильин Рафаэль Рашитович
Батыршин Руслан Камилович
Батыршина Светлана Викторовна
Ильина Галина Дмитриевна
Ильина Олеся Анатольевна действ. за себя и в инт. несовершеннолетних
Михаличенко Сергей Сергеевич
Батыршин Камил Фагимович
Ответчики
Администрация Городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан
ООО РО "Эко-Сити"
Другие
Прокуратура г. Стерлитамак
Отдел архитектуры и градостроительства ГО г. Стерлитамак
Суд
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Мартынова Лариса Николаевна
Дело на странице суда
sterlitamaksky--bkr.sudrf.ru
28.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2023Передача материалов судье
03.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2023Подготовка дела (собеседование)
29.03.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.05.2023Предварительное судебное заседание
13.06.2023Судебное заседание
17.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее