Дело № 5-799/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Воркута Республика Коми 14 декабря 2018 года
Мировой судья Северного судебного участка г. Воркуты Республики Коми Засорина Н.В., (почтовый адрес: 169906, РК, г. Воркута, ул. Парковая, д.42), рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - <ОБЕЗЛИЧЕНО> ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, юридический адрес: 169912, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> в совершении административного правонарушения,предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо - <ОБЕЗЛИЧЕНО> согласно протоколу от <ДАТА2> <НОМЕР>привлекается Государственной жилищной инспекцией по г. <АДРЕС> за то, чтоосуществило предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, то есть за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
По заявлению <ФИО1> (далее - Заявитель), проживающей по адресу: Республика <АДРЕС>, город <АДРЕС><ОБЕЗЛИЧЕНО><АДРЕС>, поступившему в адрес Государственной жилищной инспекции по г. <АДРЕС> (далее - Инспекция) (вход. <НОМЕР> от <ДАТА3>), на основании Распоряжения руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - Служба) о проведении внеплановой выездной проверки <НОМЕР> от <ДАТА4>, должностным лицом Инспекции проведена внеплановая выездная проверка управляющей организации <ОБЕЗЛИЧЕНО> с целью осуществления лицензионного контроля в отношении юридического лица <ОБЕЗЛИЧЕНО> осуществляющего лицензионный вид предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. <ДАТА5> в Единый государственный реестр юридических лиц под основным государственным регистрационным номером <НОМЕР> внесена запись о создании юридического лица <ОБЕЗЛИЧЕНО>
<ОБЕЗЛИЧЕНО> приступило к управлению МКД <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> с <ДАТА6> по договору управления <НОМЕР>от <ДАТА6> (далее - Договор управления), заключённому на основании и условиях проведённого органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления жилыми многоквартирными домами. МКД <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> крупнопанельный, пятиэтажный, пятиподъездный, 1971 года постройки.
<ДАТА7> в процессе проверки проведено мероприятие по контролю, необходимое для достижения целей и задач проведения проверки, а именно: выезд по месту осуществления деятельности <ОБЕЗЛИЧЕНО> город <АДРЕС><ОБЕЗЛИЧЕНО>, а также проведение визуального осмотра общего имущества (мест общего пользования).
В ходе проведения проверки, при ознакомлении с журналом аварийных заявок <ОБЕЗЛИЧЕНО> установлено следующее:
- <ДАТА8> в 17 час. 15 мин. в аварийную службу <ОБЕЗЛИЧЕНО> поступила заявка <НОМЕР> Заявителя о том, что «целый день из крана идет грязная горячая вода» (после работ ТСВ). Также, согласно записи в журнале в 17 час. 35 мин. произведен забор воды в пластиковую бутылку в узле управления МКД. Вода грязная, коричневого цвета. В журнале имеется отметка: «участок ТСВ передано <ДАТА8> в 17 час. 15 мин. Коваль. <ДАТА3> забрал Мирошниченко». В рамках рассмотрения данной заявки сотрудниками аварийно-диспетчерской службы <ОБЕЗЛИЧЕНО> проведено обследование, по результатам которого установлено, что инженерное оборудование, расположенное в узле управления, находится в исправном состоянии. При отборе проб горячей воды в узле управления дома <НОМЕР> <АДРЕС> проведен визуальный осмотр горячей воды по результатам которого усмотрено потемнение коммунального ресурса (горячей воды), а также отсутствие у нее запаха и мутности, по результатам визуального обследования составлен акт от <ДАТА8> (время 17 час. минуты установить не представляется возможным), однако в нарушение требований подпунктов «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА9> <НОМЕР> «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее - Положение <НОМЕР>), части 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 17 правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА10> <НОМЕР> «Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее - Правила <НОМЕР>), пунктов 108 и 109 правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА11> <НОМЕР> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов» (далее - Правил <НОМЕР>), пункта 1.1., подпункта «а» пункта 1.2., пункта 1.4., пункта 4.1.1. и п. 7.1.1 Договора управления <ОБЕЗЛИЧЕНО> по заявке <НОМЕР> от <ДАТА8> не подтвержден факт согласования с потребителем даты и времени проведения проверки до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, передачи одного экземпляра акта от <ДАТА8> Заявителю, а также проведение отбора проб в квартире Заявителя.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. При этом в силу пункта 3 части 11 статьи 161 ЖК РФ лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, также обязано принимать от собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и (или) непрерывности обеспечения такими услугами, нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами при рассмотрении указанных обращений, проведении проверки фактов, изложенных в них, устранении выявленных нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, выступает «единым окном» для приема жалоб потребителей на нарушение качества предоставляемых коммунальных услуг и обязано отвечать за качество предоставляемых коммунальных услуг внутри многоквартирного дома в части надлежащего содержания внутридомовых инженерных коммуникаций, тогда как ресурсоснабжающая организация отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.
Таким образом, по результатам проведённой внеплановой выездной проверки, выявлены нарушения требований подпунктов «а» и «б» пункта 3 Положения <НОМЕР>, части 2.3. статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 17 Правил <НОМЕР>, пунктов 108 и 109 Правил <НОМЕР>, пункта 1.1., подпункта «а» пункта 1.2., пункта 1.4., пункта 4.1.1. и п. 7.1.1 Договора управления, что является нарушением лицензионных требований при осуществлении <ОБЕЗЛИЧЕНО> лицензируемого вида деятельности по управлению жилыми многоквартирными домами, а именно МКД <НОМЕР> <АДРЕС>. Лицом, допустившим указанные нарушения, является юридическое лицо управляющая организация <ОБЕЗЛИЧЕНО>
Вышеуказанные нарушения отражены в акте внеплановой выездной проверки <НОМЕР> от <ДАТА12>, который <ДАТА12> вручён под роспись директору <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ФИО2>
В силу действия части 1 статьи 8 Федерального закона <НОМЕР> от <ДАТА13> «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Пункт 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого Постановлением Правительства РФ от <ДАТА14> <НОМЕР> «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее по тексту - Положение <НОМЕР>) гласит, что лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона <НОМЕР> от <ДАТА13> «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу действия части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу действия пункта 17 правил <НОМЕР> аварийно-диспетчерская служба осуществляет прием и выполнение заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах. Заявки принимаются при непосредственном обращении в аварийно-диспетчерскую службу, в том числе посредством телефонной связи, а также с помощью прямой связи по переговорным устройствам, устанавливаемым в подъездах многоквартирных домов и кабинах лифтов, или других возможных средств связи. Регистрация заявок осуществляется в журнале заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах или в автоматизированной системе учета таких заявок (при ее наличии).
Журнал учета заявок должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью аварийно-диспетчерской службы. Аварийно-диспетчерская служба обязана обеспечить хранение указанного журнала в занимаемом этой службой помещении и ознакомление по желанию собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, в отношении которых эта служба осуществляет аварийно-диспетчерское обслуживание, с внесенными в журнал учета заявок записями. Согласно пункту 108 Правил <НОМЕР> в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица.
Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. Отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки допускается в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан незамедлительно с момента, когда стало известно о возникновении таких обстоятельств, до наступления согласованного с потребителем времени проведения проверки уведомить его о возникших обстоятельствах и согласовать иное время проведения проверки любым доступным способом. В соответствии с пунктом 109 Правил <НОМЕР> по окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении <НОМЕР> к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 настоящих Правил. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
Пунктом 1.1 Договора управления установлено, что цель Договора - обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в Многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг и иных услуг Собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений), а также лицам, принявшим помещения, нанимателям жилых помещений по договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, пользователям жилых и нежилых помещений по договорам аренды, безвозмездного пользования и договорам доверительного управления имуществом, иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования жилыми и нежилыми помещениями (далее - иные потребители).
В соответствии с пунктом 1.4 Договора управления состав общего имущества многоквартирного дома и его техническое состояние указаны в Приложении <НОМЕР> к Договору.
В силу действия пункта 1.5. Договора управления, управление многоквартирным домом, исходя из его технического состояния и задания собственников помещений, осуществляется по Договору в целях поддержания многоквартирного дома в состоянии, отвечающем требованиям содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 7.1.1. раздела 7.1. Договора управления управляющая организация обязана осуществлять управление многоквартирным домом в соответствии с условиями Договора и законодательством Российской Федерации в интересах собственников помещений и иных потребителей в соответствии с целями, указанными в пункте 1.1 Договора.
Согласно пункту 2.1. устава <ОБЕЗЛИЧЕНО> целями деятельности общества являются оказание услуг физическим и юридическим лицам и получение прибыли. Одним из основных видов деятельности Общества является управление многоквартирными домами.
Директор юридического лица <ФИО2> в суд не явилась, направив письменные объяснения, о том, что в связи с неправильной квалификацией в протоколе от <ДАТА2> <НОМЕР> по ст. 14.3.1. ч. 2 КоАП РФ действий <ОБЕЗЛИЧЕНО> просит прекратить производство по настоящему делу при отсутствии в действиях юридического лица состава данного административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Административным органом обществу <ОБЕЗЛИЧЕНО> выдана лицензия от <ДАТА15> <НОМЕР> на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подпункт "б" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА9> N 1110) к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает, в том числе, и соблюдение Правил N 170, Перечня N 290, а также Правил N 491.
Частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из материалов дела следует, что в настоящем случае в качестве административного правонарушения <ОБЕЗЛИЧЕНО> вменены не обстоятельства неоказания им всех услуг и (или) невыполнения им работ по управлению многоквартирным домом <НОМЕР>, а также по надлежащему содержанию общего имущества в этом доме, а равно не конкретные нарушения правил <НОМЕР>, Правил <НОМЕР> либо Перечня, а следующее -не подтверждение согласования с потребителем в жилом помещении даты и времени проверки качества предоставляемых услуг, не передача одного экземпляра акта от <ДАТА16> потребителю, не проведение отбора проб горячей воды в жилом помещении потребителя, то есть нарушение Правил <НОМЕР> от <ДАТА17>, а не Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от <ДАТА18> N 491 либо Перечня от <ДАТА19>
Следовательно, общество, допустившее нарушение Правил <НОМЕР> от <ДАТА17> в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, может быть привлечено к административной ответственности только по части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, как являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к статье 14.1.3 ч.2 КоАП РФ. Подтверждения предоставления некачественных услуг ООО УК Комфорт» потребителю <ФИО1> материалы административного дела не содержат.
Из разъяснений, содержащихся в п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от <ДАТА20> <НОМЕР> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» следует, что несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица относится к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий один родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ и ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ имеют различные родовые объекты посягательства: общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности про управлению многоквартирными домами, то переквалифицировать в настоящем судебном заседании действия <ОБЕЗЛИЧЕНО> не представляется возможным, в связи с чем настоящее административное дело подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
В силу положений п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п.1 ст.29.9 КоАП РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.1.3. ч.2КоАП РФ в отношении юридического лица <ОБЕЗЛИЧЕНО> прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения в Воркутинский городской суд Республики Коми с подачей жалобы через мирового судью Северного судебного участка г. Воркуты Республики Коми.
Мировой судья Н.В. Засорина