№12-162-2022
РЕШЕНИЕ
26 апреля 2022 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В., при секретаре Музычук А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кучеренко Елены Николаевны на постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 09 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кучеренко Елены Николаевны,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 09 марта 2022 года Кучеренко Е.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и с применением положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Кучеренко Е.Н. выражает несогласие с назначенным ей административным наказанием, просит постановление отменить, освободить ее от административной ответственности за совершение правонарушения в связи с малозначительностью деяния, ограничившись устным замечанием.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснения Кучеренко Е.Н., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ административную ответственность влечет нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
По части 2 статьи 6.3 КоАП РФ административная ответственность наступает за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с положениями ст. 29 Закона № 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 данного Федерального закона.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1,3 статьи 39 названного выше закона).
Согласно постановлению Правительства РФ от 01 декабря 2004 года №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCov) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCov) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 года № 44 утверждены санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (далее СП 2.1.3678-20).
Согласно требованиям пункта 9.47 СП 2.1.3678-20, при проведении дезинфекции, дезинсекции, дератизации, предстерилизационной очистки и стерилизации должны соблюдаться правила охраны труда и использования средств индивидуальной защиты с учетом инструкции по применению конкретных средств дезинфекции, дезинсекции, дератизации.
Как следует из материалов дела Кучеренко Е.Н., являясь *** *** в *** при подготовке рабочих растворов дезсредств были допущены нарушения при разведении рабочих растворов, превышение нормативов составило от 2.3 до 5 раз, то есть было допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившемся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении противоэпидемиологических мероприятий, совершенном при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Кучеренко Е.Н. в его совершении подтверждаются следующими письменными доказательствами, исследованными судом первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка: протоколом об административном правонарушении № 08-16-АР от 30 апреля 2021 года; распоряжением о проведении расследования инфекционных (массовых инфекционных) заболеваний от 09 ноября 2021 года № 12-07-В в отношении ГБУСО «***»; актом расследования органом государственного контроля (надзора) причин возникновения инфекционного заболевания №12-07-В от 23 декабря 2021 года; заключением санитарно-эпидемиологической (гигиенической) оценки № 56.ГО.01.04-11.2021-3208 от 29 ноября 2021 года ФБУЗ «***; протоколами лабораторных исследований №05-17163-н от 15 ноября 2021 года и №05-17164-н от 15 ноября 2021 года; приказом (распоряжением) №784-л от 01 июня 2021 года ГБУСО «***» о приеме работника Кучеренко Е.Н. ***; должностной инструкцией медицинской *** «***».
В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от его, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Действия Кучеренко Е.Н. верно квалифицированы по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Совокупность установленных судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Принимая обжалуемое постановление, судья районного суда обоснованно счел, что Кучеренко Е.Н., являясь *** «***» имела возможность для соблюдения норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, оснований для несогласия с указанным выводом у суда вышестоящей инстанции не имеется. Кучеренко Е.Н. не оспаривала фактические обстоятельства дела, допуская, что ею могли быть нарушены правила приготовления дезсредства, установленные инструкцией.
Указание в жалобе на необходимость переквалификации действий с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ на ст. 20.6.1 КоАП РФ является несостоятельным, поскольку Кучеренко Е.Н. вменено нарушение санитарного законодательства предусмотренного СП 2.1.3678-20, имевшим место в период возникновения угрозы распространения заболевания представляющего опасность для окружающих, в связи с чем оснований для переквалификации действий Кучеренко Е.Н., не имеется.
Постановление судьи мотивировано, отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления, не усматривается.
При определении размера назначаемого наказания в виде административного штрафа Кучеренко Е.Н., судья районного суда также руководствовался требованиями ст. 3.1 КоАП РФ, исходя из определенных положениями ст. 1.2 КоАП РФ задач законодательства об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы наказание Кучеренко Е.Н. назначено в соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновной, ее имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность и отсутствия отягчающих обстоятельств. Размере штрафа определен с применением части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи.
Определенный судом размер административного штрафа отвечает принципам соразмерности и справедливости, наказание применено судьей с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, задач законодательства об административных правонарушениях, требований статьи 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Оснований для отмены или изменения постановления судьи по указанным доводам жалобы не имеется.
Доводы о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В разъяснениях пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Статья 2.9 КоАП РФ не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за малозначительные правонарушения, а предоставляет только право суду принять такое решение.
По смыслу приведенных разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В данном случае, с учетом признаков объективной стороны, учитывая, что существенно нарушены охраняемые общественные отношения в области обеспечения здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленные действия Кучеренко Е.Н. не могут быть признаны малозначительными, вопреки доводам жалобы. Тяжелое материальное положение, наличие кредитных обязательств и состояние здоровья сына Кучеренко Е.Н. не могут являться исключительными обстоятельствами, влекущими основание для прекращения производства по делу.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Руководствуясь положениями статей 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 09 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении Кучеренко Елены Николаевны оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, путем обращения с жалобой (протестом) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Е.В. Хлынина