Дело №2- 558 /2021
УИД 44MS0032-01-2021-000687-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2021 года г. Кострома<АДРЕС>
Мировой судья судебного участка №32 Свердловского судебного района г. Костромы Алешникова Д.В., при секретаре Назаровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению АО «АльфаСтрахование» к Атокину Роману Владимировичу о возмещении ущерба в порядке регресса
установил:
АО «АльфаСтрахование» обратилось к мировому судье судебного участка №32 Свердловского судебного района города Костромы с исковым заявлением к Атокину Р.В. о взыскании страхового возмещения в порядке регресса. В обоснование исковых требований указали, что между Атокиным Р.В. и АО «АльфаСтрахование» был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, полис <НОМЕР> как владельца <ОБЕЗЛИЧЕНО>», государственный регистрационный знак <НОМЕР>. 21.06.2019г. произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобилю марки «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», государственный регистрационный знак <НОМЕР>, причинены механические повреждения, которые были зафиксированы в извещении о ДТП. В совершении данного ДТП и причинении вреда, согласно материалам дела, усматривается вина Атокина Р.В. В связи с тем, что ущерб у участника ДТП возник в результате страхового случая, предусмотренного договором страхования, Страховщик, исполняя свои обязанности по договору, возместил потерпевшему причиненные в следствие страхового случая убытки в полном объеме. Ущерб, причиненный автомобилю потерпевшего составил 6131,07 рублей. В нарушение положений ст.ст. 11.1, п. «ж» п.1 ст.14 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002г. №40-ФЗ, ответчик, оформив бланк извещения о ДТП без вызова сотрудников полиции, свой экземпляр извещения в страховую компанию не представил в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия, что истец считает основанием для предъявления регрессного требования о возмещении причиненных убытков. Ссылаясь на ст. ст. 15, 1064,1079 ГК РФ, истец направил в адрес ответчика претензию с предложением в добровольном порядке возместить ущерб, причиненный в результате ДТП. В связи с тем, что ответчик фактически отказался в досудебном порядке возместить ущерб, это послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд. На основании вышеизложенного, истец АО «АльфаСтрахование» просит взыскать с ответчика Атокина Романа Владимировича страховое возмещение в размере 6131,07 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В судебное заседание представитель истца АО «АльфаСтрахование» не явился, надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в исковом заявлении ходатайствовали о рассмотрении иска в отсутствие их представителя.
Ответчик Атокин Р.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате и времени рассмотрения искового заявления по существу.
Исследовав материалы гражданского дела, мировой судья не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Вина причинителя вреда презюмируется, поскольку он освобождается от возмещения вреда только тогда, когда докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (в том числе лицом, управляющим транспортным средством), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Гражданская ответственность владельцев транспортных средств подлежит обязательному страхованию в силу ст. 935 ГК РФ, устанавливающей основания возникновения обязанности страхования, в том числе и риска гражданской ответственности, а также Федерального закона от дата № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от дата №40-ФЗ владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены этим федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 21.06.2019 г. по адресу: <АДРЕС>, <АДРЕС>, произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», государственный регистрационный знак <НОМЕР>, под управлением водителя <ФИО1>. и <ОБЕЗЛИЧЕНО>», государственный регистрационный знак <НОМЕР>, под управлением водителя Атокина Р.В. В результате дорожно-транспортного происшествия автомобилю «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» причинены механические повреждения.
Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате нарушения Атокиным Р.В. Правил дорожного движения Российской Федерации.
Дорожно-транспортное происшествие было оформлено водителями в соответствии со ст. 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
На момент ДТП гражданская ответственность водителя автомобиля Атокина Р.В. была застрахована по договору ОСАГО в АО «АльфаСтрахование», водителя <ФИО1>. - в САО «ВСК». 21.06.2019г. Дудников А.И. обратился в САО «ВСК» с заявлением о выплате страхового возмещения, предоставив свой бланк извещения о ДТП.Транспортное средство потерпевшего было осмотрено ИП <ФИО2>, о чем составлен акт осмотра от 21.06.2019г., составлена калькуляция по определению стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, которая определена в размере 6733 рубля (л.д.12-16,19-25).
По результатам осмотра поврежденного транспортного средства, в отсутствие взаимных претензий, между САО «ВСК» и <ФИО3> подписано Соглашение об урегулировании страхового случая без проведения технической экспертизы от 21.06.2019г., на основании которого <ФИО3> страховой компанией произведена выплата страхового возмещения в размере 6131,07 рублей, что подтверждается платежным поручением №139282 от 02.07.2019г. (л.д.9, 11).
Статьей 12 Федерального закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено, что потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», действующим на момент дорожно-транспортного происшествия, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
Заявление о страховой выплате в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1 указанного Федерального закона, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется заявление о прямом возмещении убытков.
Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, обязан возместить в счет страховой выплаты по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков (часть 5 статьи 14.1 Федерального закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
09 июля 2019 г. во исполнение условий договора страхования, Правил ОСАГО, Федерального закона от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» АО «АльфаСтрахование» в счет возмещения вреда имуществу выплатило САО «ВСК» по платежному требованию страховое возмещение в размере 6131,07 рублей, что подтверждается платежным поручением №43227.
Заявляя исковые требования к <ФИО4> о взыскании выплаченного страхового возмещения в порядке регресса, истец исходил из того, что дорожно-транспортное происшествие произошло по вине ответчика, в связи с чем истцом в пользу потерпевшего было выплачено страховое возмещение в размере 6131,07 рублей, дорожно-транспортное происшествие оформлено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, посредством заполнения его участниками извещения о дорожно-транспортном происшествии, а также из того, что ответчиком, не выполнена предусмотренная статьи 11.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ обязанность по направлению в адрес истца экземпляра заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия, в связи с чем на основании подпункта «ж» пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ у общества возникло право регрессного требования к ответчику в размере выплаченной денежной суммы.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 № 1059-О следует, что по смыслу пункта 2 статьи 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 3 этой же статьи необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к ДТП, бланка извещения о ДТП страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 данной статьи, представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.
Согласно подпункту «ж» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО (в редакции, действовавшей до 1 мая 2019 года) к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
Само положение подпункта «ж» пункта 1 статьи 14 Федерального закона 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ о праве регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред, призван обеспечить баланс интересов страховщика и страхователя. Вместе с тем, не предоставление своего бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии со стороны его виновника не влечет тем самым нарушение интересов страховой организации, постольку, имея один из двух бланков извещения о ДТП, предоставленного потерпевшей стороной, страховой организации данных документов оказывается, достаточным для принятия решения о возмещении страховой выплаты, произведенной страховщиком своему страхователю (потерпевшему).
Истец, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не доказал нарушение его интересов со стороны виновника ДТП непредставлением своего бланка извещения о ДТП, поскольку данных документов, направленных САО «ВСК», оказалось достаточно для принятия решения о возмещении страховой выплаты, произведенной страховщиком своему страхователю (потерпевшему).
Кроме того, по смыслу приведенной нормы, действовавшей до 1 мая 2019 года, возникновение права обратного требования (регресс) определено моментом осуществления страхового возмещения, а не датой дорожно-транспортного происшествия либо заключения договора ОСАГО. Абзц. 3 п. п. «а» п. 10 ст. 2 Федерального закона от 1 мая 2019 года №88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО признан утратившим силу. При этом пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 1 мая 2019 года №88-ФЗ установлено, что пункт 8, абзац 3 подпункта «а», подпункт «б» пункта 10, подпункт «б» пункта 11 статьи 2, статьи 4, 5 и 6 названного Федерального закона вступают в силу со дня его официального опубликования, то есть с 1 мая 2019 года (даты опубликования на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru). В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Таким образом, по выплатам, произведенным страховщиком после 1 мая 2019 года, действующим законодательством не предусмотрена возможность перехода права регрессного требования на основании подпункта «ж» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО, поскольку положения Федерального закона от 1 мая 2019 года №88-ФЗ предусматривающие утрату законной силы подпункта «ж» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО, не содержат прямого указания на применение данной нормы к отношениям, возникшим до введения в действие закона ее исключающего. Материалами же настоящего дела подтверждается, что ДТП и выплата страхового возмещения страховщиком совершены после 1 мая 2019 г., что исключает право страховщика на предъявление регрессного требования к виновнику дорожно-транспортного происшествия, основанного на несоблюдении обязанности, установленной подпунктом «ж» пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ. Поскольку ДТП и выплата страхового возмещения произошли после 01.05.2019 г., то в данном случае пп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона «Об ОСАГО» не подлежит применению, в связи с чем мировой судья в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика выплаченной суммы страхового возмещения и судебных расходов полагает необходимым отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования АО «АльфаСтрахование» к Атокину Роману Владимировичу оставить без удовлетворения.
Лицам, участвующим в деле, их представителям разъясняется право подать заявление о составлении мотивированного решения суда:
- в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители присутствовали в судебном заседании;
- в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители не присутствовали в судебном заседании.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента вынесения в Свердловский районный суд г. Костромы с подачей апелляционной жалобы через мирового судью судебного участка №32 Свердловского судебного района г. Костромы.
Мировой судья Д.В. Алешникова
Мотивированное решение
изготовлено 06.04.2021 года