Уникальный идентификатор дела
№ 86RS0004-01-2023-009902-56
Производство (дело) №2-854/2024 (2-5085/2023)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2024 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Котешко Л.Л.,
при секретаре судебного заседания – Морозове Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ХМАО-Югре к Горбунову Александру Васильевичу о прекращении права на огнестрельное оружие,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит прекратить право собственности гражданина Горбунова Александра Васильевича, 10 июня 1953 года рождения, на огнестрельное гладкоствольное оружие модели ТОЗ-34Р, калибра 12, № У 0021880.
Исковые требования мотивированы тем, что должностными лицами Сургутского OJIPP Управления Росгвардии по ХМАО-Югре 23 ноября 2021 года изъято огнестрельное гладкоствольное оружие модели Т03-34Р, калибра 12, № У 0021880, принадлежащее Горбунову Александру Васильевичу, в связи с нарушением требований Федерального закона «Об оружии». Указанное оружие помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия «Центра хозяйственного и сервисного обеспечения» УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, где оно хранится по настоящее время, поскольку ответчик до настоящего времени не принимает каких-либо действий, направленных на возврат оружия. При этом бремя содержания оружия (поддержание специального температурного режима и влажности помещения, регулярный технический уход) легло на УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. 16 марта 2023 года и 10 апреля 2023 года сотрудниками OJIPP по г. Сургуту Управления Росгвардии по ХМАО-Югре Горбунову А.В. почтовой связью было направлено уведомление о необходимости принятия решения по оформлению разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия либо утилизации оружия в установленном законом порядке, однако никаких действий до настоящего времени Горбуновым А.В. совершено не было.
Стороны в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения лиц, присутствующих в судебном заседании, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).
Именно конституционный принцип равенства - в силу своего универсального характера - оказывает, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Отношения, возникающие при обороте оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", положения которого направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия (преамбула).
Указанный Федеральный закон устанавливает особый режим оборота оружия, в частности предусматривает лицензионно-разрешительный порядок его приобретения гражданами Российской Федерации, с тем чтобы не допустить обладания соответствующими видами оружия лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и применение, а также чтобы обеспечить строго целевое использование оружия (статья 13).
В силу статьи 28 Закона об оружии контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
Оружие и патроны к нему, изъятые в связи аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения на оружие, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия, но не более одного года. По истечении одного года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению указанных оружия и патронов к нему (ст. 27 Закона об оружии).
Согласно пункту 9 части 2 Положения о Федеральной службе в национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 N510, одной из задач Росгвардии является федеральный государственный контроль (надзор) за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций.
В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).
В ст. 67 ГПК РФ законодатель закрепляет дискреционное полномочие суда по оценке доказательств, необходимое для эффективного осуществления правосудия.
В соответствии с приведенной нормой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно протоколу изъятия оружия и патронов к оружию от 23 ноября 2021 года старшим инспектором Сургутского ОЛРР Управления Росгвардии по ХМАО-Югре Черниковым А.В. произведено изъятие у Горбунова А.В. гражданского оружия ТОЗ-34 Р серии У0021880, серия и номер разрешения РОХА 17198498. При этом, действие разрешения серии РОХА номер 17198498 закончилось 10 ноября 2021 года (л.д.15).
16 марта 2023 года и 10 апреля 2023 года в адрес ответчика истцом были направлены уведомления о том, что в случае непринятия мер в отношении оружия, Сургутским ОЛРР Управления Росгвардии по ХМАО-Югре будут приняты меры, направленные на его принудительное отчуждение, признание его выморочным, в результате чего оно перейдет в собственность государства.
Ответа на указанные уведомления от ответчика не поступили, соответствующие разрешения и лицензия ответчиком не оформлены, доказательств обратного суду не предоставлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что разрешение на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны у Горбунова А.В. отсутствует свыше одного года, а без лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны гражданское оружие не может быть в собственности, что служит основанием для принудительного прекращения права собственности ответчика на оружие. Непринятие ответчиком мер по возврату или отчуждению оружия длительный период времени свидетельствует о фактическом отказе ответчика от права собственности на него, на протяжении более двух лет мер по легализации оружия либо совершения иных действий, направленных на устранение неопределенности дальнейшей судьбы оружия, ответчиком не предпринималось.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В связи с чем с ответчика в доход местного бюджета суд взыскивает государственную пошлину в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ХМАО-Югре к Горбунову Александру Васильевичу о прекращении права на огнестрельное оружие – удовлетворить.
Прекратить право собственности Горбунова Александра Васильевича, 10 июня 1953 года рождения, на огнестрельное гладкоствольное оружие модели ТОЗ-34Р, калибра 12, № У 0021880.
Взыскать с Горбунова Александра Васильевича, 10 июня 1953 года рождения, ИНН 860208749159, в доход бюджета судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.01.2024.
Председательствующий –