Дело ###
УИД ###RS0###-12
РЕШЕНИЕ
«11» сентября 2023 года <...>
Судья Октябрьского районного суда <...> ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление врио начальника отдела ЛРР по <...>, Судогодскому и <...>м Управления Росгвардии по Владимирской области ФИО3 ###ЛРР20518250423147, ###ЛРР20518250423148 от ДД.ММ.ГГГГ, которым
директор общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Ирбис» (далее – ООО ЧОО «Ирбис») ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <...> Владимирской области, гражданин Российской Федерации, зарегистрированный и проживающий по адресу: <...>,
признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 и частью 4 статьи 20.16 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание (с применением положений ч. 2 ст.4.4 КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5000 рублей,
у с т а н о в и л:
Постановлением по делу ФИО1 как ответственное должностное лицо ООО ЧОО «Ирбис» признан виновным в нарушении ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 50 мин. по адресу: <...>А (общежитие ВЛГУ) п.2 ст. 1.1 Федерального закона №2487-1 от 11.03.1992 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» в связи с осуществлением на объекте охраны ООО ЧОО «Ирбис» охранных функций охранником ФИО4, не имеющим правового статуса частного охранника, а также в нарушении п. 8 Приложения №13 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», пп.«б» п. 10 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 498 от 23.06.2011, в связи с выдачей на объекте охраны ФИО4, не имеющей удостоверения частного охранника, специальных средств, то есть в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 и частью 4 статьи 20.16 КоАП РФ.
На указанное постановление ФИО1 подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления, как незаконного и необоснованного. В обоснование жалобы заявителем указано, что основания для проведения 06.04.2023 проверки в отношении ООО ЧОО «Ирбис» отсутствовали. Полагает, что административным органом нарушены положения Приказа Росгвардии от 30.11.2019 № 395 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности». Отмечает, что является законопослушным гражданином, допущенное нарушение не создало угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, не причинило имущественный ущерб, в связи с чем просит постановление отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебное заседание ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, обеспечив участие своего защитника ФИО5
Защитник ФИО5 поддержала доводы, изложенные в жалобе. Дополнительно пояснила, что уведомление о составлении 21.04.2023 протоколов об административных правонарушениях в отношении ФИО1 поступило в ООО ЧОО «Ирбис» в период нахождения директора ФИО1 в очередном отпуске. Поскольку ФИО1 в тот момент находился за пределами РФ и связи с ним не было, то в ОЛРР было направлено письмо за подписью заместителя начальника ФИО6 с указанием данной информации и копией приказа об отпуске ФИО1 Настаивала, что ФИО1 не был извещен о составлении в отношении него протоколов об административных правонарушениях. В дальнейшем посредством телефонного звонка на номер ООО ЧОО «Ирбис» сотрудником ОЛРР было сообщено, что ФИО1 необходимо явиться на рассмотрение дела 22.05.2023 в 15 часов. Однако, явившись на рассмотрение дела, они никого из руководства ОЛРР (ни начальника ФИО7, ни его заместителя ФИО3) не застали, а сотрудники ОЛРР им сообщили, что дело было рассмотрено еще в 10-00 час. Полагала, что указанными действиями административного органа грубо нарушены права ФИО1 на защиту.
Инспектор ОЛРР Управления Росгвардии по Владимирской области ФИО8, составлявший протоколы об административных правонарушениях в отношении ФИО1, в судебном заседании пояснил, что в адрес ФИО1 по его месту работы было направлено уведомление о вызове на составление протоколов об административных правонарушениях на 21.04.2023, однако он на их составление не явился. При этом при составлении протоколов им была допущена описка в датах их составления – указана дата 25.04.2023 вместо 21.04.2023.
Ознакомившись с доводами жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
В силу положений статьи 30.6 КоАП РФ проверка законности и обоснованности вынесенного постановления производится на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 20.16 КоАП РФ осуществление частной охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) либо оказание охранных услуг лицом, не имеющим правового статуса частного охранника, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Частью 4 статьи 20.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за оказание частных детективных или охранных услуг, не предусмотренных законом, либо оказание таких услуг с нарушением установленных законом требований, что влечет наложение административного штрафа на руководителей частных охранных организаций от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Постановлением врио начальника отдела ЛРР по г.Владимиру, Судогодскому и Суздальскому районам Управления Росгвардии по Владимирской области ФИО3 заявитель признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч. 4 ст.20.16 КоАП РФ, с назначением наказания (с применением положений ч. 2 ст.4.4 КоАП РФ) в размере ### руб.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
КоАП РФ установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Постановление должностного лица является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении процессуальных норм КоАП и в полном соответствии с материальными нормами законодательства об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Применительно к положениям указанной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ, извещения, адресованные гражданам, в том числе должностным лицам, направляются по месту их жительства.
Из представленных материалов следует, что протоколы об административных правонарушениях ### и ### по ч. 1 и ч. 4 ст.20.16 КоАП РФ в отношении ФИО1 составлены в его отсутствие.
Согласно представленным материалам, извещение о составлении протоколов об административных правонарушениях направлялось ФИО1 по месту его работы – в ООО ЧОО «Ирбис» по адресу: <...>, ул.<...>А (л.д. 23, 66-67).
Данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что ФИО1 надлежащим образом извещался о дате, времени и месте составления указанных протоколов по месту своего жительства (<...>) либо иным способом при помощи любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено, в материалах дела отсутствуют.
При этом, исходя из пояснений защитника в судебном заседании, ФИО1 информация, поступившая в ООО ЧОО «Ирбис» о дате составления в отношении ФИО1 протоколов об административных правонарушения не передавалась, поскольку он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в отпуске и в г.Владимире отсутствовал, что также подтверждается представленными в дело документами (л.д. 46,47).
Составление протоколов об административных правонарушениях в отсутствие должностного лица ФИО1 при отсутствии данных об извещении последнего о дате, времени и месте их составления, не создает необходимых условий для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ч. 1 ст.25.1 КоАП РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11. КоАП РФ, а также с позиции соблюдений требования закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2. КоАП РФ).
Предусмотренные КоАП РФ действия, направленные на выявление и закрепление фактических данных, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела могут обеспечить допустимость доказательств лишь при условии точного соблюдения процессуального порядка их проведения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи, с чем административным законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым доказательством.
Поскольку составление протоколов об административных правонарушениях ### и ### произведено с нарушением процессуальных требований, установленных ст. 28.2 КоАП РФ, и данные нарушения носят существенный характер, указанные протоколы являются недопустимыми доказательствами.
Следует также отметить, что датой составления указанных протоколов является 25.04.2023, данным числом датировано и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства и вовсе вызывают сомнение в достоверности даты составления протоколов об административных правонарушениях - 21.04.2023, указанной в уведомлении, направленном по месту работы ФИО1
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п.3 ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление врио начальника отдела ЛРР по г.Владимиру, Судогодскому и Суздальскому районам Управления Росгвардии по Владимирской области ФИО3 ### от 22.05.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1, частью 4 статьи 20.16 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Ирбис» ФИО1 – отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения.
Судья Ю.Ю. Акимова