№2-1916/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тобольск 08 сентября 2021 года
Тобольский городской суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Логиновой М.В.,
при секретаре Сухининой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1916/2021 по исковому заявлению Каминского О.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тобольске Тюменской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости и возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии,
- с участием представителя истца Рыбьяковой Н.Е. , действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
- с участием представителей третьего лица АО «Мостострой-11» Каштановой Т.В. и Плотниковой В.А. , действующих на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года,
УСТАНОВИЛ:
Каминский О.Н. обратился в суд с исковым заявлением к УПФР в г.Тобольске Тюменской области (межрайонное) о признании незаконным решения №№ от 22 ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости с даты первичного назначения, с ДД.ММ.ГГГГ года, с учетом повышенного отношения заработной платы 1,7 %; признании вины УПФР в г.Тобольске Тюменской области (межрайонное) в назначении страховой пенсии по старости в меньшем размере: без учета применения повышенного отношения заработной платы 1,7 % в соответствии с п.2 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ); возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом повышенного отношения заработной платы 1,7 % в соответствии с п.2 ст.30 Закона №173-ФЗ.
Требования мотивированы тем, что Каминский О.Н. обратился в УПФР в г.Тобольске Тюменской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости по п.2 ст.30 Закона №173-ФЗ с 29 июня 2018 года. Решением от ДД.ММ.ГГГГ года истцу отказано в перерасчете пенсии по старости, УПФР в г.Тобольске Тюменской области (межрайонное) не применил в расчете повышенное отношение заработной платы 1,7%, поскольку на момент назначения пенсии факт работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 31 декабря 2001 года отсутствует, а также в связи с тем, что истец не относится к лицам, проживающим по состоянию на 31 декабря 2001 года в районах Крайнего Севера. Однако, работа истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (далее - МКС), подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. АО «Мостострой-11» откорректированы сведения лицевого счета истца, что подтверждается справкой №№ от ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того, работа истца в МКС подтверждается трудовой книжкой. При назначении пенсии ответчиком неверно учтены периоды работы истца в 2001 года, разделены на периоды: с 01 января 2001 года по 05 февраля 2001 года = 1 месяц 5 дней как работу в МКС и с 06 февраля 2001 года по 31 декабря 2001 года =10 месяцев 26 дней по Списку №2. Отказ ответчика в перерасчете страховой пенсии по старости является незаконным.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «Мостострой-11» (л.д.43-45).
В судебном заседании представитель истца Рыбьякова Н.Е., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.42), на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Требования уточнила и просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 29 июня 2018 года по 30 июня 2021 года, поскольку с 01 июля 2021 года ответчиком произведен перерасчет пенсии истца.
Истец Каминский О.Н. в судебное заседание не явился, извещен (л.д.47,131).
Представитель ответчика УПФР в г.Тобольске Тюменской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен (л.д.48).
Представители третьего лица АО «Мостострой-11» Каштанова Т.В. и Плотникова В.А., действующие на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.136) и ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.137), не возражали против удовлетворения заявленных требований.
Заслушав участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ года Каминскому О.Н. назначена страховая пенсия по старости. При расчете применено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате 1,2, факт работы по состоянию на 31 декабря 2001 года в МКС не учтен при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате.
Данные обстоятельства подтверждаются: заявлением о назначении пенсии (л.д.25-26), пенсионным делом (л.д.51-106), ответом УПФР в г.Тобольске Тюменской области (межрайонное) на обращение Каминского О.Н. (л.д.134-135).
ДД.ММ.ГГГГ года Каминскому О.Н. решением УПФР в г.Тобольске Тюменской области (межрайонное) №№ отказано в перерасчете страховой пенсии по старости с даты первичного назначения пенсии с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате 1,7, поскольку, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, факт работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по состоянию на 31 декабря 2001 года, отсутствует (решение - л.д.13-14, заявление о перерасчете размера пенсии – л.д.30-31).
Трудовой книжкой Каминского О.Н. (л.д.15-22), справкой АО «Мостострой-11» (л.д.107-108) подтверждается, что в период с 30 августа 2000 года по 28 июня 2004 года Каминский О.Н. работал в Мостоотряд №87, приказом №№ от ДД.ММ.ГГГГ года направлен на участок в г<данные изъяты> в местность, приравненную к районам Крайнего Севера, и в период с 28 ноября 2001 года по 31 декабря 2001 года работал вахтовым методом в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
По информации АО «Мостоотряд-11» индивидуальные сведения на Каминского О.Н. за период с 2001-2002 года переданы в ПФ РФ (л.д.27).
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ года УПФР в г.Тобольске Тюменской области (межрайонное) Каминскому О.Н. с 01 июля 2021 года произведен перерасчет страховой пенсии с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате 1,7 (л.д.134-135).
Изложенные обстоятельства суд находит установленными.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 28.1 Закона №175-ФЗ, при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с п. 7 - 14 ст. 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с п. 6 - 9 ст. 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 - 10 и 16 - 18 п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как предусмотрено пп. 6 п. 1 ст. 28 Закона №175-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Пунктом 2 ст. 28 Закона №175-ФЗ предусмотрено, что при назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2, 6 и 13 п. 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
Законом №400-ФЗ предусмотрено, что при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 2, 6 и 7 п. 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (п. 2 ст. 30).
Статьей 30 Закона №175-ФЗ установлено, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, одним из показателей которой является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с п. 3 ст. 30 указанного Закона.
В соответствии указанной нормой отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 Закона №175-ФЗ), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Лицам, указанным в абз. 1 пп. 6 п. 1 ст. 28 Закона №175-ФЗ, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В целях единообразного применения органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, Закона №175-ФЗ Министерством труда и социального развития Российской Федерации даны разъяснения от 22 апреля 2003 года «О порядке применения п. 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей».
Пунктом 1 данного разъяснения указано, что повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9, предусмотренное п. 2 ст. 30 Закона №175-ФЗ применяется (независимо от вида пенсии): для лиц, проживающих по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; для лиц независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, - если они по состоянию на 01 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Закона №175-ФЗ, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Таким образом, законодателем прямо поименованы категории граждан, которым может быть установлено повышенное отношение к заработной плате.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.07.2006 N 261-О, Трудовой кодекс Российской Федерации (как и ранее Кодекс законов о труде РСФСР) не рассматривает междувахтовый отдых в качестве отдельного вида времени отдыха (ст. 107). Междувахтовый отдых фактически представляет собой суммированное время ежедневного и еженедельного отдыха (неиспользованного и накопленного в период вахты), которое в силу специфики данного вида работы предоставляется после периода вахты. Определяя вахтовый метод как особый режим рабочего времени, обусловленный тем, что ежедневное возвращение работников к месту постоянного проживания не может быть обеспечено, законодатель установил, что работа организуется по специальному режиму труда, как правило, при суммированном учете рабочего времени, а междувахтовый отдых предоставляется в местах постоянного жительства.
Давая оценку исследованным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что Каминским О.Н. представлены доказательства, подтверждающие его работу в период с 28 ноября 2001 года по 31 декабря 2001 года в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, что дает ему право на перерасчет назначенной пенсии с применением отношения заработной платы к средней заработной плате в Российской Федерации, равном 1,7.
Соответственно, данный факт должен был быть учтен ответчиком при назначении истцу пенсии 29 июня 2018 года, поскольку подтвержден трудовой книжкой истца и мог быть подтвержден уточняющей справкой работодателя истца при надлежащем разъяснении ответчиком истцу возможности предоставить такой документ (п.3 ст.22 Закона №400-ФЗ).
Суд учитывает, что, в силу ст. 8 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», обязанность предоставлять сведения о застрахованных лицах лежит на работодателе; контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, предоставляемых страхователями, осуществляется органами пенсионного фонда Российской Федерации.
Ответчиком не опровергнуты представленные истцом доказательства.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В связи с изложенным, решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тобольске Тюменской области (межрайонное) №№ от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе Каминскому О.Н. в перерасчете страховой пенсии по старости с даты первичного назначения, с 29 июня 2018 года, с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате 1,7 % суд находит незаконным, а требования истца о признании данного решения незаконным, признании вины ответчика в назначении страховой пенсии по старости в меньшем размере (без учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате 1,7%), возложении обязанности произвести истцу перерасчет страховой пенсии по старости с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате 1,7% за период с 29 июня 2018 года по 30 июня 2021 года обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Иных доказательств суду не представлено.
Руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тобольске Тюменской области (межрайонное) №№ от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе Каминскому О.Н. в перерасчете страховой пенсии по старости с 29 июня 2018 года с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате 1,7 %.
Признать вину Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тобольске Тюменской области (межрайонное) в назначении Каминскому О.Н. страховой пенсии по старости в меньшем размере: без учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате 1,7 % в соответствии со п.2 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тобольске Тюменской области (межрайонное) обязанность произвести Каминскому О.Н. перерасчет страховой пенсии по старости с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате 1,7 % в соответствии с п.2 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за период с 29 июня 2018 года по 30 июня 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд Тюменской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2021 года.
Судья М.В. Логинова